Урок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.» (7 класс)
Тип урока: комбинированный
Цель:
дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления;
образовательная – организовать изучение особенностей строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, обеспечить понимание учащимися их роли в природе и значение в жизни человека;
развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «Инсерт», «Синквейн», «Шесть шляп мышления»; расширять кругозор учащихся.
воспитательная – создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности; доказать необходимость охраны этих насекомых
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.
Оборудование:
Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс, М.
Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.
Презентация «Отряд перепончатокрылые».
де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб: Питер-пресс, 2000. (Серия «Тренировка ума»).
Загашев И. Как решить любую проблему. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация , слайды и фотографии из жизни муравьёв, учебник, тексты - приложения, бумага А4, фломастеры. http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=4226http://stixi-s.ru/
Технологическая карта урока
Тема урока
| Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.
| Планируемые результаты
| Учащиеся расширяют и углубляют знания о многообразии насекомых.
| Личностная значимость изучаемого для школьника
| Сколь ни мала букашка, но значение её в природе огромно. Столь же велико его значение для человека. Всё копошащееся, жужжащее, сосущее нуждается во внимании, уважении, изучении и охране.
| План урока
| 1.Этап вызова
Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас (людей) своим строением и образом жизни, что их можно принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа - ??? (насекомые).
Используя приём «Синквейн» дайте общую характеристику класса насекомых.
Обобщая и анализируя подготовленные учащимися синквейны составляется схема «Общая характеристика класса насекомых».
Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью природы. Каковы причины необычайного процветания класса насекомых?
составление учащимися схемы «Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение». Установление причинно-следственных связей «признак животного - биологическое значение признака»;
Особенности класса насекомых
| Биологическое значение признака
|
|
| Вывод: наличие большого количества эволюционно закреплённых признаков позволило насекомым широко распространиться на Земле и способствовало их многообразию.
2. Этап осмысления
По многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира. По какому принципу происходит систематизация насекомых?
Проанализируйте таблицу «Количество видов насекомых» и сделайте выводы.
Используя материал №28, продолжите заполнение таблицы «Главнейшие отряды насекомых»
-
Отряды насекомых
| Ротовой аппарат
| Строение крыльев
| Тип разви
тия
| Предста
вители
| Перепончато
крылые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Используя прием «инсерт», изучить стихотворение «Пчёлка» (прил.1).
V – уже знал; + – новая информация; – думал иначе; ? – не понял.
Коллективное обсуждение, учебного материала.
Решение познавательных задач.
3. Этап размышления и рефлексии.
Групповая работа. Используя приём «Шесть шляп мышления» размышляем над значением и ролью в природе представителей отряда перепончатокрылых
Белая шляпа. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа. Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и так далее), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа. Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и так далее. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой части: походить по другим группам. Послушать, что они говорят, а – во второй части – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
| Методы обучения
| Частично-поисковый, проблемный
| Формы организации учебной деятельности
| Комбинированный урок
| Приёмы деятельности учителя
| Организация беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, эвристическая беседа.
| Познавательные задания
|
Укус пчелы - неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Гигантские пчёлы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны - их укус смертелен, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собрать мёд без жертв.
Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. Какое значение имеет танец? В чём суть танца?
Некоторые пауки доставляют человеку хлопоты. Живущий на лугах лабиринтовый паук столь усердно плетёт свои сети, что порой уничтожает много пчёл. Пчеловодам дороги пчёлы, но и пауки тоже полезны, их нельзя травить. Что вы посоветуете сделать пчеловодам?
| Организация деятельности учащихся
| Обсуждают результаты работы с литературой, делают вывод, сравнивают, оформляют в тетради таблицу, обосновывают схему логической цепочки, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.
| Развитие умений учащихся
| Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунком и текстом учебника и дополнительной литературы, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, работать в коллективе, индивидуально.
| Основные понятия и термины
| Систематика, систематические категории: тип, класс, отряд, семейство, род, вид, общественные насекомые, и т.д.
| Источники информации
| Учебник, справочники, интернет.
| Домашнее задание
| Составить кроссворд по теме «Перепончатокрылые».
| Оценки за урок
| Оценивается уровень достижения ключевых компетенций в учебном процессе.
| Приложение1 Соловьев Б.А.
Пчёлы славятся трудом,
Улей - их семейный дом,
А в семье царит порядок,
Потому и мёд так сладок.
День семейный трудовой
Начинается с зарёй.
Лишь проснутся и - в полёт,
На лугах нектар их ждёт.
Из разведки возвратясь,
Пчёлы, в улей не садясь,
Быстрый танец исполняют,
Путь к цветам они ведь знают.
Знаки сёстрам поворотом,
Виражом, полётом, взлётом
Подают они умело.
Повернутся вправо, влево,
Вверх, вперёд или назад,
И взлетают, и жужжат.
Их условные движения
Уточняют направление
И дают семье ответ,
Где цветы, каков их цвет.
И летит уж, словно в бой,
За нектаром целый рой.
В улье - множество забот,
Каждый день их - полон рот.
Не сидят здесь без работы,
Воск готовят, строят соты.
Чтоб хватало кислорода
Для крылатого народа,
Пчёлы в воздухе висят,
Звучно крыльями гудят,
Вентилируя ходы,
Сладких рамочек ряды.
Есть и главная пчела,
И пока она цела,
Улей жив, семья растёт,
Прибывает в сотах мёд.
Мама-пчёлка всех крупней,
А помощники при ней
Исполняют службу верно
И работают примерно.
Подлетают деловито,
Кормят мамушку досыта.
Все в согласии и живут.
Нужен людям пчёлок труд.
|