Скачать 99.66 Kb.
|
МОУ Шегарская средняя общеобразовательная школа №1 Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека (урок зоологии в 7 классе) Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии, высшая квалификационная категория Мельниково 2007 Ролевая игра по теме «Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека». (Слайд №1) (Зоология, 7 класс) Цель урока: познакомиться с многообразием и ролью насекомых в природе и жизни человека. Задачи: а) образовательные: убедиться в многообразии насекомых, изучить их роль в природе и жизни человека, познакомиться с биологическими методами борьбы с насекомыми – вредителями, переносчиками заболеваний человека, редкими и исчезающими видами, необходимостью их охраны. б) развивающие: формировать умения использовать свои знания в практической деятельности, в профилактике инфекционных заболеваний, проводить наблюдения за объектами живой природы. Продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих, ораторских и коммуникативных способностей. в) воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, формирование у учащихся представлений о взаимосвязи хозяйственной деятельности людей с изменениями в окружающей природной среде, ответственности за свою деятельность, за принимаемые решения, научить соизмерять свою деятельность с интересами и потребностями общества и природы, формировать гуманистическую установку. Оборудование: таблицы: «Насекомые», «Охраняемые насекомые», коллекции насекомых: «Вредители леса», «Вредители сада и огорода», видеофильм «Насекомые», компьютерная презентация. Ход урока. I. Изучение нового материала (совместно с закреплением пройденного) Введение.(3 мин) В настоящее время на нашей планете существует огромное количество всевозможных насекомых (1017 особей), которые объединяются в, почти, 2 млн. видов. Они классифицируются в отряды: жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые, стрекозы, прямокрылые и другие. Эти отряды образуют самый многочисленный класс на Земле - Насекомые. Используя дополнительную литературу, учащиеся («Юные натуралисты») рассказывают о мелких насекомых и гигантах. Представляю учеников, играющих на уроке роли экологов, полевода, лесовода, садовода, врача-эпидемиолога. Этим учащимся заранее были выданы соответствующие задания. Они садятся за стол, где находятся таблички, их представляющие. 1-й эколог. (5 мин.) Насекомые – это опылители растений. Без опыления насекомоопыляемые растения не дадут семян. К опылителям относится огромное число насекомых: бабочки, шмели, пчелы, осовидные и пчеловидные мухи и другие. (При этом используется таблица «Насекомые»). В Австралию привезли семена клевера для выращивания его на полях. Клевер бурно рос, цвел, но семян не давал. Как вы думаете, почему? (Там не было шмелей-опылителей. Пришлось завозить из Европы этих замечательных насекомых). А что вы знаете о жизни шмелей? - Ответ учащихся. Знаете ли вы, что для выработки 100 г меда пчела должна посетить около 1 млн цветков? Расскажите, как распределяются обязанности в пчелиной семье. - Ответ учащихся. Для чего во время цветения плодовых деревьев в саду часто размещают ульи? - Ответ учащихся 2-й эколог. (3 мин.) Насекомые – это источник пищи для многих животных. Насекомыми питаются пауки, земноводные, многие пресмыкающиеся, большинство птиц выкармливают своих птенцов насекомыми. Знаете ли вы, почему в Китае вначале истребили воробьев, а потом покупали их за границей? (Воробьи – зерноядные птицы. Китайцы считали, что определенную часть урожая риса уничтожают воробьи. Была поставлена общенациональная задача по их уничтожению. Что благополучно и было сделано. Через несколько лет на рисовых полях бурно размножились насекомые-вредители, врагами которых были воробьи. Ведь своих птенцов они выкармливают только насекомыми.) Вывод. Насекомые – важнейшее звено в планетарной цепи питания организмов. Если не будет насекомых, погибнут насекомоядные организмы, а вслед за ними и хищные. Кстати, о хищных насекомых! Давайте кое-что вспомним о них. Вопросы.
Сообщение учащихся («Юных натуралистов») о роли муравьев, жужелиц, могильщиков, наездников в природе. (3 мин.) Работа с тетрадью. (2 мин) Учащиеся записывают выводы:
Приготовьте таблицу в тетради. (Слайд № 6) Лесовод. (3 мин) (Слайд № 7) На деревьях бывает очень много вредителей. Мы живем в лесной зоне, это наше богатство. Очень опасны для леса майские жуки. (Показывает коллекцию жуков.) Жук объедает листву берез и осин. А личинка, живущая в земле, не менее прожорлива. Она предпочитает молодые корни сосны. Взрослые сосны ослабевают, а проростки и молодые сосны гибнут очень быстро. Достаточно 3-5 личинок, чтобы молодое деревце погибло. Очень страшен для леса сибирский шелкопряд. Показывает соответствующие экспонаты из коллекции. Гусеница шелкопряда питается листьями и настолько опасна, что оставляет деревья голыми, мертвыми. Есть два врага у шелкопряда: кукушка и яйцеед. После холодных зим, когда погибает значительная часть яйцеедов, шелкопряд сильно размножается и тогда лес гибнет на сотнях гектаров. Пилильщики из отряда перепончатокрылые. Самки имеют яйцеклад, напоминающий пилу. Им они пилят ткани растений, чтобы в надрезы отложить яйца. Гусеницы похожи на гусениц бабочек. Они питаются в основном листьями деревьев. Личинки хвойных пилильщиков полностью объедают хвою деревьев. (Опять демонстрируется коллекция.) Большая армия вредителей-долгоносиков, усачей, короедов губит леса. Нужно беречь в лесу птиц, муравьев, жужелиц, наездников – естественных врагов этих вредных насекомых. Садовод (3 мин.) (Слайд №8) В ходе своего рассказа показывает соответствующие экспонаты из коллекции. На плодово-ягодных деревьях встречаются более 500 видов насекомых-вредителей. Одна из них - яблонная плодожорка. Взрослая гусеница зимует в плотных паутинистых коконах в почве приствольных кругов, в дуплах, трещинах коры. Гусеница-личинка поражает 2-3 крупных плода, выгрызая семена, поражая сердцевину и мякоть. Опасными вредителями сада и огорода является тля. Крыжовниковая огневка. Это насекомое распространено везде, где растет крыжовник и смородина. Вредитель зимует в стадии куколки, из которой выводится гусеница. Одна гусеница повреждает 5-6 ягод крыжовника или 10-12 ягод смородины. Облепиховая муха, смородиновая моль, тля - опасные вредители, снижающие урожай. Кроме химических методов борьбы, есть много и других: перекопка почвы, развешивание на стволах яблонь ловушек со сладким сиропом, обрезка старых, зараженных стеблей, опрыскивание настоями томатов, лука и чеснока, привлечение птиц и другие. Полевод (3 мин) ( Слайд №9) Также в ходе своего рассказа показывает соответствующие экспонаты из коллекции. Многие виды насекомых являются настоящими врагами полевых культур, снижают во много раз урожайность пшеницы, ячменя, риса, сахарной свеклы, картофеля. Когда в древности человек осваивал пшеницу, ее повреждало не так уж много видов насекомых. Теперь врагов у пшеницы не менее 200. Один из них - хлебный жук-кузька летом в жаркую погоду летает над полями, присаживается, чтобы полакомиться мягкими зернышками. На голове у него что-то в виде лопаточки, чтобы раздвигать чешуйки колоса. Он не только ест зерна, но и выбрасывает на землю те, которые кажутся ему твердыми. Один жук может уничтожить 9 -10 колосьев. А если жуков много? Вредителем сахарной свеклы является свекловичный долгоносик. Он жил и развивался на лебеде и других сорняках. С появлением и выращиванием сахарной свеклы долгоносик немедленно оценил ее достоинства, стал серьезным врагом для этой культуры. Вредителем разных культурных растений является тля. Она поселяется на обратной стороне листа и питается соком. Самки очень плодовиты. Одни и те же самки могут давать 15 поколений за лето. Естественный природный враг у тли - божья коровка. Картофель губит колорадский жук, капусту - капустная блошка и капустная белянка, лук - луковая муха, морковь - морковная муха т. д. Приходите на станцию защиты растений — вам там помогут! По мере рассказов учащиеся заполняют таблицу.
Врач - эпидемиолог. (3 мин) (Слайд №10) Человек в своей жизни постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни имеют огромное положительное значение, а другие очень вредны и даже опасны. Многие болезни человека связаны с насекомыми. Например, такая тяжелая болезнь, как малярия. При малярии у человека бывают приступы лихорадки. Эта болезнь была известна еще за 3000 лет до н. э. Возбудителем является плазмодий - одноклеточный организм. Попав в кровь человека, он начинает размножаться. Переносчиком этих плазмодиев является малярийный комар (не путайте с комаром-долгунцом). Сам комар заражается при укусе животного и человека, зараженного малярией. А потом может укусить здорового. В период размножения в крови человека плазмодия - человека лихорадит, повышается температура. Брюшной тиф и дизентерию распространяют мухи. Муха садится на нечистоты, затем уносит на своих лапках и в своем кишечнике до 1 тысячи опасных для человека микробов. Такая муха может попасть в дом и оставить на продуктах и столе свои «следы», а значит, заразит их. Нужно вести борьбу с мухами: изгонять из дома; обрабатывать хлоркой туалеты и ямы. Другая страшная болезнь - чума. Много людей погибло от этой болезни. Возбудителем является чумная бактерия. Основным переносчиком являются блохи. Заражение происходит при укусе блохи. Но не каждая блоха несет в себе бактерии. Она заражается при укусе больного человека или животного. Один раз заразившись, блоха может быть заражена всю жизнь. В литературе указывалось, что во время войны зараженные чумой блохи использовались как бактериологическое оружие. Они небольшими порциями сбрасывались с самолетов на территорию, где были солдаты. Приземлившись, зараженные блохи заражали очень много людей. Сейчас против чумы ставят прививки. Сыпной тиф - острое заразное заболевание, передаваемое платяными вшами. Переносчиком-вшой производится укус. И если человек был заражен, то вши тоже заражаются и передают при укусе болезнь здоровому человеку. Итак, многие насекомые - настоящие враги человека. Нельзя допускать, чтобы в помещение человека соседствовали мухи, вши, блохи. Эколог 1. (2 мин) Рассказывает о редких и исчезающих видах насекомых Томской области. (Слайд №11) Эколог 2. Охраняйте насекомых, они делают мир прекраснее! II. Закрепление изученного материала. 1. Просмотр фрагмента видеофильма «Насекомые» (5 мин) 2. Попробуйте разгадать этот кроссворд. (2 мин) (Слайд №12)
Вывод: (1 мин) эколог 1, 2. На уроке мы познакомили вас с ролью насекомых в природе и жизни человека. Свои знания вы можете использовать в жизни: защитить себя от инфекционных заболеваний, уберечь урожай- от насекомых – вредителей, используя не химические, а биологические методы борьбы. Вы убедились в том, что живые организмы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушение этих связей может привести к серьёзным последствиям. III Домашнее задание: ( 2 мин) (Слайд №13) 1.Прочитать параграф «Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека», ответить на вопросы к параграфу. 2. Задание для любознательных: А) Сделайте рисунки насекомых, дайте краткое описание их роли в природе; Б) Найдите информацию о насекомых-рекордсменах; В) Для любителей компьютера: сделайте компьютерную презентацию о насекомых; Г) Задание на лето: соберите коллекцию насекомых (учтите, что для этого используются только погибшие насекомые). Литература 1. Методическая: 1) С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок. Ростов на Дону. Издательство «Учитель», 2005 г. 2) Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва. «Народное образование», 1998 г. 3) В.М. Симонов. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах. Волгоград. Издательство «Учитель», 2005 г. 2. Учебная: 1) А.М. Голова (перевод с английского языка) Тайны живой природы. Москва. Издательский дом «РОСМЭН» 1996 г 2) Р.П. Ляхов, Г.Ю. Любарский. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва «Издательство Астрель», 2001 г. 3) А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология. Москва. «АСТ – ПРЕСС». 1999 г. |
Темы вашего учебного проекта Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна | Рабочая программа по биологии. 9 «А», «Б» классы. Учитель биологии Клубова Елена Николаевна Бюджетное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа №10» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Агибайлова Людмила Николаевна, гбоу сош №277, учитель английского языка, lsilitskaya@mail ru | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ледакова Людмила Николаевна учитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ледакова Людмила Николаевна учитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа... | Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу... Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | ||
Рабочая программа по технологии Уровень образования (класс) Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский... | ||
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | Учитель Мельникова Людмила Николаевна Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гранкина Людмила Васильевна – учитель биологии мбоу «сош №33 имени П. А. Столыпина» | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... | ||
«Образовательная среда – одарённым детям» Работа на конкурс Авторы проекта ... | Руководитель проекта Пичугина Людмила Ивановна Авторы проекта: Пичугина Людмила Ивановна «Отличник народного просвещения», «Учитель года – 2005», лауреат Губернаторской премии в области науки и образования, победитель... | ||
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля | Элективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,... Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный... |