Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии





Скачать 99.66 Kb.
НазваниеКаравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии
Дата публикации06.08.2014
Размер99.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок



МОУ Шегарская средняя общеобразовательная школа №1

Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека
(урок зоологии в 7 классе)

Каравасилий Людмила Николаевна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория


Мельниково 2007

Ролевая игра по теме «Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека». (Слайд №1)

(Зоология, 7 класс)

Цель урока: познакомиться с многообразием и ролью насекомых в природе и жизни человека.

Задачи:

а) образовательные: убедиться в многообразии насекомых, изучить их роль в природе и жизни человека, познакомиться с биологическими методами борьбы с насекомыми – вредителями, переносчиками заболеваний человека, редкими и исчезающими видами, необходимостью их охраны.

б) развивающие: формировать умения использовать свои знания в практической деятельности, в профилактике инфекционных заболеваний, проводить наблюдения за объектами живой природы. Продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих, ораторских и коммуникативных способностей.

в) воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, формирование у учащихся представлений о взаимосвязи хозяйственной деятельности людей с изменениями в окружающей природной среде, ответственности за свою деятельность, за принимаемые решения, научить соизмерять свою деятельность с интересами и потребностями общества и природы, формировать гуманистическую установку.
Оборудование: таблицы: «Насекомые», «Охраняемые насекомые», коллекции насекомых: «Вредители леса», «Вредители сада и огорода», видеофильм «Насекомые», компьютерная презентация.

Ход урока.

I. Изучение нового материала (совместно с закреплением пройденного)

Введение.(3 мин) В настоящее время на нашей планете существует огромное количество всевозможных насекомых (1017 особей), которые объединяются в, почти, 2 млн. видов. Они классифицируются в отряды: жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые, стрекозы, прямокрылые и другие. Эти отряды образуют самый многочисленный класс на Земле - Насекомые.

Используя дополнительную литературу, учащиеся («Юные натуралисты») рассказывают о мелких насекомых и гигантах.

Представляю учеников, играющих на уроке роли экологов, полевода, лесовода, садовода, врача-эпидемиолога. Этим учащимся заранее были выданы соответствующие задания. Они садятся за стол, где находятся таблички, их представляющие.

1-й эколог. (5 мин.)

Насекомые – это опылители растений. Без опыления насекомоопыляемые растения не дадут семян. К опылителям относится огромное число насекомых: бабочки, шмели, пчелы, осовидные и пчеловидные мухи и другие. (При этом используется таблица «Насекомые»).

В Австралию привезли семена клевера для выращивания его на полях. Клевер бурно рос, цвел, но семян не давал. Как вы думаете, почему? (Там не было шмелей-опылителей. Пришлось завозить из Европы этих замечательных насекомых).

А что вы знаете о жизни шмелей?

- Ответ учащихся.

Знаете ли вы, что для выработки 100 г меда пчела должна посетить около 1 млн цветков? Расскажите, как распределяются обязанности в пчелиной семье.

- Ответ учащихся.

Для чего во время цветения плодовых деревьев в саду часто размещают ульи?

- Ответ учащихся

2-й эколог. (3 мин.)

Насекомые – это источник пищи для многих животных. Насекомыми питаются пауки, земноводные, многие пресмыкающиеся, большинство птиц выкармливают своих птенцов насекомыми. Знаете ли вы, почему в Китае вначале истребили воробьев, а потом покупали их за границей?

(Воробьи – зерноядные птицы. Китайцы считали, что определенную часть урожая риса уничтожают воробьи. Была поставлена общенациональная задача по их уничтожению. Что благополучно и было сделано. Через несколько лет на рисовых полях бурно размножились насекомые-вредители, врагами которых были воробьи. Ведь своих птенцов они выкармливают только насекомыми.)

Вывод. Насекомые – важнейшее звено в планетарной цепи питания организмов. Если не будет насекомых, погибнут насекомоядные организмы, а вслед за ними и хищные.

Кстати, о хищных насекомых! Давайте кое-что вспомним о них.

Вопросы.

  1. Каких насекомых считают силачами? (Муравьев.)

  2. Каких насекомых называют обжорами? (Стрекоз.)

  3. Чем питается божья коровка? (Тлями.)

  4. Каких насекомых называют санитарами? (Жуков-могильщиков.)

Сообщение учащихся («Юных натуралистов») о роли муравьев, жужелиц, могильщиков, наездников в природе. (3 мин.)

Работа с тетрадью. (2 мин)

Учащиеся записывают выводы:

  • Насекомые – опылители растений. (Слайд № 2)

  • Насекомые – источник пищи для животных. (Слайд №3)

  • Насекомые – защитники растений от вредителей. (Слайд №4)

  • Насекомые – санитары леса. (Слайд № 5)

Приготовьте таблицу в тетради. (Слайд № 6)

Лесовод. (3 мин) (Слайд № 7)

На деревьях бывает очень много вредителей. Мы живем в лесной зоне, это наше богатство. Очень опасны для леса майские жуки. (Показывает коллекцию жуков.) Жук объедает листву берез и осин. А личинка, живущая в земле, не менее прожорлива. Она предпочитает молодые корни сосны. Взрослые сосны ослабевают, а проростки и молодые сосны гибнут очень быстро. Достаточно 3-5 личинок, чтобы молодое деревце погибло.

Очень страшен для леса сибирский шелкопряд. Показывает соответствующие экспонаты из коллекции. Гусеница шелкопряда питается листьями и настолько опасна, что оставляет деревья голыми, мертвыми. Есть два врага у шелкопряда: кукушка и яйцеед. После холодных зим, когда погибает значительная часть яйцеедов, шелкопряд сильно размножается и тогда лес гибнет на сотнях гектаров.

Пилильщики из отряда перепончатокрылые. Самки имеют яйцеклад, напоминающий пилу. Им они пилят ткани растений, чтобы в надрезы отложить яйца. Гусеницы похожи на гусениц бабочек. Они питаются в основном листьями деревьев. Личинки хвойных пилильщиков полностью объедают хвою деревьев. (Опять демонстрируется коллекция.)

Большая армия вредителей-долгоносиков, усачей, короедов губит леса. Нужно беречь в лесу птиц, муравьев, жужелиц, наездников – естественных врагов этих вредных насекомых.

Садовод (3 мин.) (Слайд №8)

В ходе своего рассказа показывает соответствующие экспонаты из коллекции.

На плодово-ягодных деревьях встречаются более 500 видов насекомых-вредителей. Одна из них - яблонная плодожорка. Взрослая гусеница зимует в плотных паутинистых коконах в почве приствольных кругов, в дуплах, трещинах коры. Гусеница-личинка поражает 2-3 крупных плода, выгрызая семена, поражая сердцевину и мякоть. Опасными вредителями сада и огорода является тля.

Крыжовниковая огневка. Это насекомое распространено везде, где растет крыжовник и смородина. Вредитель зимует в стадии куколки, из которой выводится гусеница. Одна гусеница повреждает 5-6 ягод крыжовника или 10-12 ягод смородины.

Облепиховая муха, смородиновая моль, тля - опасные вредители, снижающие урожай. Кроме химических методов борьбы, есть много и других: перекопка почвы, развешивание на стволах яблонь ловушек со сладким сиропом, обрезка старых, зараженных стеблей, опрыскивание настоями томатов, лука и чеснока, привлечение птиц и другие.

Полевод (3 мин) ( Слайд №9)

Также в ходе своего рассказа показывает соответствующие экспонаты из коллекции.

Многие виды насекомых являются настоящими врагами полевых культур, снижают во много раз урожайность пшеницы, ячменя, риса, сахарной свеклы, картофеля. Когда в древности человек осваивал пшеницу, ее повреждало не так уж много видов насекомых. Теперь врагов у пшеницы не менее 200. Один из них - хлебный жук-кузька летом в жаркую погоду летает над полями, присаживается, чтобы полакомиться мягкими зернышками. На голове у него что-то в виде лопаточки, чтобы раздвигать чешуйки колоса. Он не только ест зерна, но и выбрасывает на землю те, которые кажутся ему твердыми. Один жук может уничтожить 9 -10 колосьев. А если жуков много?

Вредителем сахарной свеклы является свекловичный долгоносик. Он жил и развивался на лебеде и других сорняках. С появлением и выращиванием сахарной свеклы долгоносик немедленно оценил ее достоинства, стал серьезным врагом для этой культуры.

Вредителем разных культурных растений является тля. Она поселяется на обратной стороне листа и питается соком. Самки очень плодовиты. Одни и те же самки могут давать 15 поколений за лето. Естественный природный враг у тли - божья коровка.

Картофель губит колорадский жук, капусту - капустная блошка и капустная белянка, лук - луковая муха, морковь - морковная муха т. д. Приходите на станцию защиты растений — вам там помогут!

По мере рассказов учащиеся заполняют таблицу.





Вредители

Поражаемые растения

Враги леса







Враги сада







Враги поля, огорода







Врач - эпидемиолог. (3 мин) (Слайд №10)

Человек в своей жизни постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни имеют огромное положительное значение, а другие очень вредны и даже опасны. Многие болезни человека связаны с насекомыми. Например, такая тяжелая болезнь, как малярия. При малярии у человека бывают приступы лихорадки. Эта болезнь была известна еще за 3000 лет до н. э. Возбудителем является плазмодий - одноклеточный организм. Попав в кровь человека, он начинает размножаться. Переносчиком этих плазмодиев является малярийный комар (не путайте с комаром-долгунцом). Сам комар заражается при укусе животного и человека, зараженного малярией. А потом может укусить здорового. В период размножения в крови человека плазмодия - человека лихорадит, повышается температура.

Брюшной тиф и дизентерию распространяют мухи. Муха садится на нечистоты, затем уносит на своих лапках и в своем кишечнике до 1 тысячи опасных для человека микробов. Такая муха может попасть в дом и оставить на продуктах и столе свои «следы», а значит, заразит их. Нужно вести борьбу с мухами: изгонять из дома; обрабатывать хлоркой туалеты и ямы.

Другая страшная болезнь - чума. Много людей погибло от этой болезни. Возбудителем является чумная бактерия. Основным переносчиком являются блохи. Заражение происходит при укусе блохи. Но не каждая блоха несет в себе бактерии. Она заражается при укусе больного человека или животного. Один раз заразившись, блоха может быть заражена всю жизнь. В литературе указывалось, что во время войны зараженные чумой блохи использовались как бактериологическое оружие. Они небольшими порциями сбрасывались с самолетов на территорию, где были солдаты. Приземлившись, зараженные блохи заражали очень много людей. Сейчас против чумы ставят прививки.

Сыпной тиф - острое заразное заболевание, передаваемое платяными вшами. Переносчиком-вшой производится укус. И если человек был заражен, то вши тоже заражаются и передают при укусе болезнь здоровому человеку.

Итак, многие насекомые - настоящие враги человека. Нельзя допускать, чтобы в помещение человека соседствовали мухи, вши, блохи.

Эколог 1. (2 мин) Рассказывает о редких и исчезающих видах насекомых Томской области. (Слайд №11)

Эколог 2. Охраняйте насекомых, они делают мир прекраснее!

II. Закрепление изученного материала.

1. Просмотр фрагмента видеофильма «Насекомые» (5 мин)

2. Попробуйте разгадать этот кроссворд. (2 мин) (Слайд №12)



  1. Редкий, охраняемый жук Томской области (носорог).

  2. Самая большая бабочка (агриппина).

  3. Хищное насекомое, питающееся мухами и комарами (стрекоза).

  4. Паразитические насекомые (наездники).

  5. Жук-вредитель пшеницы (кузька).

  6. Враг леса (шелкопряд).

  7. Опылитель растений (шмель).

  8. Дыхательные отверстия на брюшке насекомых (дыхальца).

  9. Группа хищных жуков, приносящих пользу лесу, саду (жужелицы).


Вывод: (1 мин) эколог 1, 2. На уроке мы познакомили вас с ролью насекомых в природе и жизни человека. Свои знания вы можете использовать в жизни: защитить себя от инфекционных заболеваний, уберечь урожай- от насекомых – вредителей, используя не химические, а биологические методы борьбы. Вы убедились в том, что живые организмы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушение этих связей может привести к серьёзным последствиям.

III Домашнее задание: ( 2 мин) (Слайд №13)

1.Прочитать параграф «Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека», ответить на вопросы к параграфу.

2. Задание для любознательных:

А) Сделайте рисунки насекомых, дайте краткое описание их роли в природе;

Б) Найдите информацию о насекомых-рекордсменах;

В) Для любителей компьютера: сделайте компьютерную презентацию о насекомых;

Г) Задание на лето: соберите коллекцию насекомых (учтите, что для этого используются только погибшие насекомые).

Литература

1. Методическая:
1) С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок. Ростов на Дону. Издательство «Учитель», 2005 г.

2) Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва. «Народное образование», 1998 г.

3) В.М. Симонов. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах. Волгоград. Издательство «Учитель», 2005 г.
2. Учебная:
1) А.М. Голова (перевод с английского языка) Тайны живой природы. Москва. Издательский дом «РОСМЭН» 1996 г

2) Р.П. Ляхов, Г.Ю. Любарский. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва «Издательство Астрель», 2001 г.

3) А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология. Москва. «АСТ – ПРЕСС». 1999 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconТемы вашего учебного проекта
Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconРабочая программа по биологии. 9 «А», «Б» классы. Учитель биологии Клубова Елена Николаевна
Бюджетное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа №10»
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Агибайлова Людмила Николаевна, гбоу сош №277, учитель английского языка, lsilitskaya@mail ru
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ледакова Людмила Николаевна учитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ледакова Людмила Николаевна учитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconКацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу...
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский...
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconУчитель Мельникова Людмила Николаевна
Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами,...
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гранкина Людмила Васильевна – учитель биологии мбоу «сош №33 имени П. А. Столыпина»
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...

Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии icon«Образовательная среда – одарённым детям» Работа на конкурс Авторы проекта
...
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconРуководитель проекта Пичугина Людмила Ивановна Авторы проекта: Пичугина Людмила Ивановна
«Отличник народного просвещения», «Учитель года – 2005», лауреат Губернаторской премии в области науки и образования, победитель...
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconУрок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель
Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля
Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии iconЭлективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,...
Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск