Ледакова Людмила Николаевна учитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31 г. Ишима»
Интегрированный урок математики и литературного слушания
в 1 классе. Тема урока
Сложение и вычитание в пределах 10.
Знакомство со сказкой П.П. Ершова. Цель: создание условий психологического и физического комфорта на уроке математике для обучающихся с использованием элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Задачи:
1. Отрабатывать знания числового ряда на материале произведения П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».
2. Развивать логическое мышление, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание.
3. Воспитывать чувство сопереживания, дружеского отношения друг к другу, коммуникативность.
4. Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста.
Оборудование:
Демонстрационный материал: портрет Ершова П.П., панно «Рыба-кит», кукла Конька - Горбунка и Ивана (сделана с наполнением целебных трав), держалка для дидактического материала, карточки с изображением грибов, ягод, офтальмотренажёр.
ТСО: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Индивидуальный раздаточный материал: фишки зелёного и жёлтого цветов, рабочие листы, конверты с заданиями, карточки «Китёнок», карточки с текстом для чтения.
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Слайд
| I. Введе-ние
| - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Николаевна. Я рада вас видеть. Прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
|
| Слайд
№ 1.
| II. Основ-ной
этап
1. Актуа-лизация знаний
2. Поста-новка темы и задач урока.
3. Мозго-вая гимнас-тика
4. Устный счёт.
5. Закреп-ление.
Работа в парах.
6.Физми-нутка для глаз
7.Закреп-ление. Самосто-ятельная
работа
III. Заклю-читель-ный этап
1. Итог урока.
| - Я проведу урок математики, мы отправимся в сказку, а в какую – вы узнаете, если внимательно послушаете начало сказки. Звучит музыка, начало сказки на магнитофоне. За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу:
Знать столица та была
Недалече от села. - Из какой сказки этот отрывок?
Учитель уточняет Ф.И.О. автора сказки, обращаясь к слайду.
- Кто главные герои сказки? Учитель демонстрирует
куклу Конёк-Горбунок и куклу Иван.
- Ребята, раскрою вам секрет, я живу и работаю на родине Петра Павловича Ершова в небольшом сибирском городе Ишиме. Ершов - мой земляк.
- Мы познакомимся со сказкой П.П. Ершова, которая поможет нам учиться считать. - Отгадайте загадку.
По морю плывет,
На спине село везет,
Мужички на губе пашут
Между глаз мальчишки пляшут.
Кто это? Открывается Экологическое панно «Кит». - Сегодня на уроке мы будем к нему часто обращаться.
Вместе с главными героями Иванушкой и его верным другом Коньком – Горбунком нам предстоит выполнить интересные задания. -Встаньте.
Первое задание -
упражнение «Ленивые 8»
Нарисуйте в воздухе «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, затем обеими руками.
Много выпало испытаний на долю Ивана и его друга Конька – Горбунка:
-он поймал необыкновенную кобылицу,
-отыскал перо Жар-птицы,
-нашёл Царь-девицу.
Но это не все испытания. Самые сложные – впереди. Послушайте отрывок из сказки и догадайтесь, что ещё предстоит сделать Ивану.
Вот выезжают на поляну
Прямо к морю-океану;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Вот конек бежит по киту,
По костям стучит копытом.
Чудо-юдо рыба-кит
Так проезжим говорит,
Рот широкий отворяя,
Тяжко, горько воздыхая:
«Так нельзя ль, отцы родные,
Вам у солнышка спросить:
Долго ль мне в опале быть,
И за кои прегрешенья
Я терплю беды – мученья»? - Как вы поняли, чем мы можем помочь главному герою? - Вы правы. Мы поможем рыбе - кит узнать, от чего она так страдает.
Следующее задание. Ответьте на вопросы:
- Какое самое высокое строение в селе?
- Сосчитайте, сколько деревьев растёт слева от церкви?
- Сколько деревьев растёт справа от церкви?
- С какой стороны деревьев больше и почему?
- Сосчитайте дома в верхнем ряду и выложите столько зелёных фишек, сколько домов.
- Сосчитайте дома в нижнем ряду и выложите столько жёлтых фишек, сколько домов.
- В каком ряду фишек больше?
На улице стоят дома. Но не у всех есть номера. Наша задача дать номер каждому дому.
-Подумайте и скажите, по какому правилу пронумерованы они?
Поставим номера домам верхнего ряда.
Выйдите ребята с карточками коричневого цвета и расставьте.
А вторая группа проверяет,
правильно ли выполнили задание.
- Вставьте номера домов у нижнего ряда улицы. Выйдите ребята с карточками зелёного цвета и расставьте в нужной последовательности.
- Помогая сказочным героям, мы и сами стали немного волшебниками. Я собрала номера домов на подставку. Работа с «держалкой». - Назовите самое большое число.
- Самое маленькое.
- Назовите соседей числа 7.
- Назовите предыдущее число числу 11.
- Назовите последующее число числу 19.
-Назовите число, у которого 1 десяток и 3 единицы.
- Вы молодцы.
Следующее задание.
Я вам предлагаю поработать в парах.
Девушки собирали грибы и ягоды. Посмотрите на право, найдите ягоды и сосчитайте, посмотрите на лево, найдите грибы и сосчитайте
Работа с дидактическим материалом, который находится в разных местах класса.
(на держалке условие задачи).
-Сколько грибов собрали девушки?
-Сколько ягод собрали?
Прочитайте вопрос задачи.
-Посоветуйтесь, каким действием будете решать.
Назовите решение.
-Сформулируйте ответ задачи. -Иван и Конёк – Горбунок рады, что все задания вы выполняете правильно. Они вам принесли конверт с ответом, почему страдает кит. Но прочитать ответ вам нужно самим.
Учитель открывает конверт.
- Сколько здесь написано! Чтобы прочитать, нужны зоркие глазки. Выполним зарядку. Физминутка для глаз.
Работа с офтальмотренажёром. - Прочитайте карточки.
(читают по группам:
-№1;
-№2
- Три десятка кораблей освободил кит, они у нас на партах.
- Посмотрите на корабли.
- Как вы думаете, что мы сейчас должны сделать? - Правильно.
- Примеры надо решить самостоятельно.
Вы корабль можете выбрать сами. На парусе зелёного корабля примеры сложнее. Подумайте и сделайте выбор.
Жёлтые паруса:
5+3 = 4-1 =
5-3 = 8-3 =
6+3 = 4+3 =
Зелёные паруса:
2+3-2= 5-1+2=
3-1+4= 6-3+1= - Проверим примеры. Если вы согласны с ответом, то хлопните в ладоши.
- Молодцы. - Мы помогли Ивану выполнить задания.
Наш урок подходит к концу. - На уроке познакомились со сказкой моего земляка П.П. Ершова «Конёк–Горбунок» и учились считать в пределах 10.
С нами весь урок был Конёк – Горбунок и Иван. Они радовались вашим хорошим ответам, увидели, какие вы смекалистые ребята, знаете героев сказки.
|
Слушают.
- П.П. Ершов «Конек - Горбунок».
-
Иванушка и Конёк-Горбунок.
Рассматривают слайды.
- Рыба - кит.
Выполняют упражнения.
Слушают запись.
-Спасти рыбу-кита
- Церковь. - Шесть деревьев. - Пять.
- Слева больше, так как 6 при счёте встречается позже, чем 5. Выкладывают 9 зелёных фишек.
Выкладывают 10 жёлтых фишек.
В нижнем ряду фишек больше, чем в верхнем, 10 при счёте встречается позже, чем 9. Работа в группах. 2, 4, , , , . . , , . Выходят к доске, прикрепляют карточки коричневого цвета
1, 3, ,7, , , , , , .
Выходят к доске, прикрепляют карточки зелёного цвета.
- 19. - 1.
- 6,8. - 10. -20. - 13. Слева и справа на стенах класса находятся 4 гриба и 6 ягод. Текст задачи на держалке.
Девушки нашли 4 гриба и 6 ягод. Сколько всего грибов и ягод нашли девушки?
Выполняют упражнения.
Читают хором по карточкам.
1.Чудо-юдо рыба-кит!
Оттого твои мученья,
Что без божьего веленья,
Проглотил ты средь морей
Три десятка кораблей.
Если дашь ты им свободу,
Снимет бог с тебя невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит.
2. Чудо-кит зашевелился,
Словно холм поворотился,
Начал море волновать,
И из челюсти бросать
Корабли за кораблями.
- Решить
примеры.
Решают самостоятельно.
Ученики делают выбор На рабочем листе даны числовые выражения, выполняют.
Проверяют работу.
|
Слайд №2. Портрет Ершова П.П.
Слайд №3.
Фотогра-фия города.
Слайд №4.
Тема урока.
Слайд №5
кобылица
Слайд№6
Жар-птица
Слайд№7
Царь-девица
Слайд№8
Главные герои
Слайд №9
Тема урока
Работа на держалке
Слайд
№ 10.
Примеры с ответами.
Слайд №11
Тема урока
| 2.Рефле-ксия.
| - Ивану и Коньку - Горбунку пора возвращаться домой. Они вам дарят на память волшебную картинку. Если правильно соедините точки, у вас получится такой же кит.
Конёк – Горбунок желает попрощаться с каждым. Вы можете сказать свои впечатления об уроке
ему на ушко и пожелать доброго пути.
- Выйдите к доске и встаньте в круг.
Дети передают игрушку друг другу.
Урок закончен. Садитесь на место.
За успешную работу Конёк – Горбунок и Иван приготовили вашему классу подарок – сказку «Конёк – Горбунок».
| Передают игрушку из рук в руки с пожеланиями.
| Слайд №12. Фотогра-фия города Ишима
Картинка с изображе-нием кита
Учитель вручает книгу «Конёк – Горбунок»
|
|