План урока Тема





НазваниеПлан урока Тема
Дата публикации16.07.2014
Размер94.8 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Культура > План урока
Методическая разработка урока

на тему:
«Многообразие кубанских рушников в конце 19 начале 20 века. Узоры на рушниках».

Выполнила: Клюева Л. П.

учитель технологии

СОШ№ 84 г. Краснодара

План урока

Тема: «Многообразие кубанских рушников в конце 19 начале 20 века. Узоры на рушниках».
Цель:

  • Развитие интереса к народному творчеству Кубанского казачества;

  • Привитие исследовательских навыков в работе по вышиванию;

  • Закрепление навыков отделки изделий вышивкой.


Материальное обеспечение:

  1. Образцы старинных предметов быта с кубанской вышивкой;

  2. Коллекция узоров кубанской вышивки;

  3. Схемы и рисунки вышивки;

  4. Ткань и нитки для вышивания;

  5. Инструменты и принадлежности для вышивания.


Литературно-информационные источники:

  1. Учебник «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко;

  2. Популярная энциклопедия «Рукоделие» издательство М. «Просвещение», 2005 г.;

  3. «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», автор Н.А. Гангур, издательство Краснодар «Советская Кубань», 1999 г.;

  4. «Учись вышивать» Л.М. Сорокина, Киев 1999г.


Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная.
Методы: опрос, рассказ, объяснение, демонстрация узоров, инструктаж, упражнение, самоконтроль.
Ход урока


  1. Организационный момент (Проверка наличия учащихся и их готовность к уроку).



  1. Изложение нового материала. Объявить тему, цель урока.

  1. Многообразие кубанских рушников: утирач, зеркальный, боженик.

  2. Свадебные обряды.

  3. Узоры на рушниках (растительный, зооморфный, геометрический).


Объяснение учителем теоретического материала сопровождается различными демонстрациями:


  1. Показ предметов быта кубанских казаков.


Фото №1



Фото № 2



Фото № 3





  1. Показ иллюстраций рушников с различными орнаментами


Фото № 1




Фото № 2



Фото № 3


Вступительная беседа


Краснодарский край – в силу своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении более чем двухсотлетнего периода традиционно-бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций. Здесь на Кубани рождалась новая региональная историко-культурная традиция, включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей. Более 120 национальностей проживают в Краснодарском крае. Глубокие исторические корни, многовековые традиции уважения к другим культурам способствовали развитию народного творчества. Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление кубанской культуры.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц.



Основными источниками исторического материала являются коллекции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицина, местных районных музеев (г. Тихорецка, Славянска – на - Кубани, Новороссийска, Ейска, Тимашевска и других городов края ).

Образцы старинной вышивки служат неисчерпаемым источником для развития современного декоративно-прикладного творчества. Праздничные одежды, скатерти, полотенца – все было украшено вышивкой. С 8 – 9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского мастерства, готовили себе приданое.

Жизненный цикл каждой семьи отличался семейными праздниками и обрядами. Семьи на Кубани были большими, дети рано приобщались к труду.

Существовали обряды и обычаи у казаков, связанные с народно-прикладным искусством. Обычно в доме имелось около 30 вышитых рушников, часть из них входила в приданое невесты и готовилась девушкой до замужества.

Праздничные рушники вышивали на Рождество, Пасху и Троицу. Каждая хозяйка украшала вышитыми предметами быта свой дом: на окнах – вышитые занавески, на иконах – боженики, стены и фотографии украшала рушниками.

На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, салфетки.

Фото № 1



Фото № 2




Одно из первых мест по бытованию занимали вышитые и тканые

полотенца – рушники. Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую роль, занимало большое место в свадебном ритуале.

По своим функциям в системе ритуалов полотенца подразделялись на «утирач», «кильковые», «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые».

Полотенца чисто утилитарного назначения «Утирач» - для вытирания рук и повседневного пользования – почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько без узорных полосок обычно красного цвета.

«Кильковые» или «Крючковые» полотенца получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стенки гвозди – «крючки». Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висячие на стенах картины, фотографии.

Богато орнаментированные «Набожники», вешались над божницей – над иконами.

Фото № 1



Фото № 2




В вышивке орнамент представляет собой главное средство выражения. Орнамент вышивки часто делят на такие виды: геометрические, растительные, зооморфные. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Геометрический орнамент создается при помощи закономерного повторения какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.

(показ орнамента).
Фото № 1



Фото № 2




Растительный орнамент – это упорядоченное ритмическое изображение какого-нибудь растительного мотива.

Фото № 1




Фото № 2




Зооморфный орнаментом называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.

Фото № 1



Фото № 2


Практическая работа.

Тема: «Мотивы узоров кубанских рушников».
Цель: Отработать и закрепить умения и навыки по вышивке в технике «крест» на основе регионального компонента.
Тип урока: урок-упражнение.
Инструменты и принадлежности: иглы для вышивки крестом, пяльцы, ножницы, нитки мулине, ткань канва, схемы и рисунки вышивок.
Ход урока:


  1. Вводный инструктаж, включающий объяснение учащимся задания (Что делать?).




  1. Инструктаж по технике безопасности и по последовательности выполнения работ (Как делать?).




  1. Показ и объяснение приемов выполнения (Почему так делать?).




  1. Указания по самоконтролю (Что, когда и как контролировать).




  1. Распределение заданий между учащимися.




  1. Выполнение учащимися полученного задания.

Выполнение практической работы проводится по инструкционным картам с применением исследовательского метода. Учитель заранее поставил пред учащимися познавательную задачу и организовал их самостоятельную поисковую деятельность по решению этой задачи (История Кубани в жизни вашей семьи).

На предыдущем занятии была проведена экскурсия в городской краеведческий музей с целью ознакомления учащихся с народными традициями и бытом кубанских станиц, а также для накопления наблюдений необходимых для овладения новыми знаниями по старинной кубанской вышивке.

Учитель для практической работы раздает учащимся схемы и рисунки узоров, перерисованные с реальных старинных изделий.
Инструкционные карты.
Фото № 1


Фото № 2




  1. Целевой обход учителя. Обходя рабочие места учащихся, учитель оказывает помощь отдельным ученикам и контролирует правильность приемов выполнения вышивки и соблюдение правил техники безопасности.

  2. Самоконтроль. Проверить правильность выполнения вышивки по инструкционным картам и карточкам самоконтроля.




  1. Закрепление учебного материала.




  1. Подведение итогов. Указать ошибки учащихся, продемонстрировать правильные приемы работы, дать указания и разъяснить, объявить оценки.


Домашнее задание – продолжение начатой работы, сбор материала для составления альбома «Многообразие кубанских рушников».

Уборка рабочих мест, инструмента и изделий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока Тема iconПлан урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм...
План урока Тема iconПлан урока № тема №1: Ведение
Тема урока: Стиль и мода. Классификация современной одежды. Одежда как объект дизайна
План урока Тема iconПлан урока Тема: «Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры»
Тема урока: «Сборка имитирующей схемы запуска нереверсивного двигателя, нахождение неисправностей»
План урока Тема iconТема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
План урока Тема iconПлан урока № тема №1: Ведение. Тема урока: Содержание курса. Тб. Ткани и инструменты
Цель: Формирование навыков при выполнении последовательной обработки горловины изделия,подкройной обтачкой
План урока Тема iconПлан-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
План урока Тема iconПлан урока тема урока: «Формулы сокращенного умножения»
Цель урока: Обобщить изученный материал, проверить степень усвоения темы, продолжить
План урока Тема iconПлан-конспект урока тема урока: Преобразование рациональных выражений
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая. После основного этапа урока допускаются физкультминутки
План урока Тема iconАнализ технологических карт План-конспект урока по учебнику «Математика....
Тема и номер урока в теме: Числовые неравенства. Их запись. Сравнение чисел. Урок №1
План урока Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение поурочного плана (технологической карты) представлен подробный план урока, в нем обозначены тема урока, тип урока, методы...
План урока Тема iconПлан-конспект открытого урока по гимнастике для учащихся 5 класса...
Цель урока: Содействовать развитию скоростно-силовых качеств по средствам изучения кувырка назад
План урока Тема iconПлан-конспект урока какие бывают растения. (Тема урока)
Цель урока: познакомиться с классификацией растений, значением растений разных видов в жизни человека
План урока Тема iconПлан-конспект урока в 6 классе Тема
Тема: Простое прошедшее время. Виды вопросительных предложений в простом прошедшем времени
План урока Тема iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
План урока Тема iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План урока Тема iconПлан урока тема урока «Нефть»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск