План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»)





Скачать 197.57 Kb.
НазваниеПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»)
Дата публикации15.07.2014
Размер197.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
План урока литературы. 11 класс.
Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»)
Эпиграф к уроку: «Любовь – это сердце всего…» (В. Маяковский)
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная тема в раннем творчестве В. Маяковского романтизируется, а в послереволюционном преобретает общественное звучание.
Задачи урока:

– раскрыть «любовь-громаду» поэта, показать, каким тонким и проникновенным лириком он был, как глубоко умел чувствовать;

– подробно проанализировав программное стихотворение В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», выявить взгляды Маяковского на любовную лирику в целом, которая, по мнению поэта, решая морально-этические проблемы большой важности, имеет огромный общественный смысл.
Воспитательная цель: помочь понять ребятам, что в чувствах, даже самых интимных, надо быть высоким и чистым.
Развивающие цели: закрепление навыков анализа поэтического текста, умения читать, перечитывать и осмысливать художественный текст; отработка выразительного чтения лирических произведений; развитие логического, образного и ассоциативного мышления.
Оборудование урока:

1. Репродукция Н. Соколова «Портрет В. Маяковского».

2. Фотоснимки В. Маяковского и женщин, которых он любил: Л. Брик, Т. Яковлевой.

3. Выставка книг В. Маяковского и исследований о нём и его творчестве.

4. Аудиозпись стихотворения В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в исполнении В. Шальнова.

5. Запись на доске темы урока и эпиграфа к нему, а также перечня произведений, которые будут рассматриваться на уроке:

«Лиличка! Вместо письма».

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» (1928).

«Письмо Татьяне Яковлевой» (1928).

«Неоконченное» (1930).

Использованная литература:

1. Мелик-Нубаров С. О. Я знаю слов набат. Творчество В. Маяковского. М., 1980.

2. Михайлов А. Мир Маяковского. М., 1990.

3. Педчак Е. П. Литература. Устный и письменный экзамены. Ростов-на-Дону, 2002, с. 263 – 269.

4. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н., Миллионщикова Т. М. Литература в 11 классе. Урок за уроком: В 2 ч. Часть 1. – 3-е изд., испр. – М., 2008, с. 252 – 255.
Домашнее задание к данному уроку:

1. Прочитать стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное», тексты принести в класс.

2. Подготовиться к анализу стихотворений «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Индивидуальные задания:

1. Выучить наизусть стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.

2. Проанализировать стихотворения В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма».

3. Выучить наизусть стихотворение В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.
План урока.
I. Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей и задач урока. 3 минуты.

II. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка! Вместо письма». 3 минуты.

III. Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка! Вместо письма» (опрос по групам). Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы. 4 минуты.

IV. Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». 1 минута.

V. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». 5 минут.

VI. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы. 15 – 20 минут.

VII. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». 3 минуты.

VIII. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа. 3 минуты.

IX. Заключительное слово учителя по теме урока. 2 минуты.

X. Запись выводов в тетрадях учащихся. 1 минута.

XI. Подведение итогов. Выставление оценок. 1 минута.

XII. Домашнее задание. 1 минута.

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей и задач урока.
Доброе утро, ребята.

Мы продолжаем изучение лирики Владимира Маяковского.

Представление о лирике Маяковского будет неполным без характеристики его стихов и поэм о любви. Пожалуй, нигде новаторский характер лирики поэта не проявился с такой определённостью, как в постановке и трактовке этой «вечной» темы поэзии.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Любовная лирика В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта».

Мы уже говорили с вами о том, что любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве В. Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике» тема любви звучала в поэме «Человек» и во многих ранних стихотворениях молодого поэта. Маяковский, как мы знаем, всегда тяготел к социальному осмыслению этой интимной темы. Изображение неразделённой любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где всё – в том числе и любовь – подчинено денежному чистогану. Формула «деньги – любовь – страсть», прозвучавшая в «Облаке в штанах», определила, как вам известно, трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.

Правда, в первые послереволюционные годы Маяковский как будто отходит от темы любви, но затем она снова властно влечёт к себе поэта. В 1922 году он пищет поэму «Люблю», в 1923 году – «Про это», а позднее, в 1926 – 1930 годах, создаёт целый ряд прекрасных лирических стихотворений. Вот об этих-то стихах, перечень которых дан на доске, мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. Запишите их названия и дату написания в тетрадь, пожалуйста:

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» (1928).

«Письмо Татьяне Яковлевой» (1928).

«Неоконченное» (1930).

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова самого поэта из его письма-исповеди: «Любовь – это сердце всего…». Они помогают нам определить цель и задачи сегодняшнего урока. Мы должны выяснить, как эволюционировала (т. е. развивалась) тема любви в творчестве Маяковского, что такое любовь для Маяковского конца 20-ых годов, в чём её сущность, по Маяковскому, сказал ли он своё слово в освещении этой «вечной» темы русской поэзии.

Поиски ответа на эти вопросы мы начнём с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Оодно из самых пронзительных и лучших стихотворений у раннего Маяковского – «Лиличка! Вместо письма». Прочтите его, пожалуйста, наизусть и проанализируйте, опираясь на домашние заготовки.
II. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка!»
III. Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка!» (опрос по групам). Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы.
1. Как называетя приём, на котором построено стихотворении? (Антитеза.)

2. Что противопоставляет своей любви поэт? (Своей любви поэт поэт противопоставляет образы быка, слона. Они воплощение силы и мощи, независимости. Этим они соотносятся с образом лирического героя.)

3. В чём своеобразие этих образов?

4. Какое место в своей жизни поэт отводит любви? (Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование несчастливой любви является свидетельством несовершенства мира и становится одной из основных причин переделки действительности. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделимом единстве с телесным, и поэтому само представление о так называемой любви платонической, бескорыстной у него отсутствует.)
IV. Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
Как видим, в раннем творчестве любовная тема В. Маяковским романтизируется. А какое звучание она приобретает в послереволюционное время уже у зрелого Маяковского? Для ответа на этот вопрос обратимся к двум посланиям о любви, написанным поздней осенью 1928 года в Париже, где Маяковский встретил простую русскую девушку Татьяну Яковлеву.

Здесь, в Париже, к Маяковскому, пришло настоящее, большое чувство. Он полюбил девушку, это вдохновило его на стихи о любви, с которой он уже прощался в «Юбилейном». (Помните: «Айда, Маяковский! Маячь на юг! Сердце рифмами вымучь – вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч».)

Первым появилось «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Тарас Костров, которому адресовано послание – талантливый, рано умерший журналист, в 1927 – 1928 годах главный редактор газеты «Комсомольская правда».

Давайте послушаем аудиозапись этого стихотворения в исполнении В. Шальнова.
V. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
VI. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы.
1. Какова тема стихотворения и где она заявлена?

Тема стихотворения определена в заглавии. Это стихотворение о «сущности любви».
2. В каком аспекте решается эта тема в стихотворении: эстетическом, философском, морально-этическом, нравственном?

В заголовке подчёркнуты и нравственно-философский аспект темы, и отчасти её ироническое восприятие. На протяжении всего стихотворения совсем нешуточные мысли поэта будут соседствовать с шуткой, иронией, часто самоиронией, серьёзное будет облекаться в форму дёгкого юмора. Эта тенденция проявилась с первых же строк:

Простите

меня,

товарищ Костров,

с присущей

душевной ширью,

что часть

на Париж отпущенных строф

на лирику

я

растранжирю.
3. Какой образ поэта намечается в первой же стрфе стихотворения и где он развивается? Что составляет содержание стихотворения?

Намечаемый в первой строфе образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в трёх последних строфах, где поэт, встречая «в меха и бусы оправленную» красавицу (её прототипоми является Татьяна Яковлева), вступает с ней в разговор («Я эту красавицу взял и сказал – правильно сказал или неправильно?»). На этом разговор с Тарасом Костровым по существу переходит в разговор с «красавицей», который и определяет содержание стихотворения.
4. О чём говорит «знаменитый» в своей тране поэт, как он сам представляется, находящийся в расцвете творческих и жизненных сил (ему – «тридцать … с хвостиком»), своей юной собеседнице? Насколько поэт серьёзен?

Начало разговора явно несерьёзное. Поэт, обращаясь к молодой женщине, шутливо признаётся:

Девушкам

поэты любы.

Я ж умен

и голосист,

заговариваю зубы –

только

слушать согласись.
5. А какие строки изменяют шутливый тон стихотворения?

Не поймать

меня

на дряни,

на прохожей

паре чувств.

Я ж

навек

любовью ранен –

еле-еле волочусь.

Эти строки резко изменяют тон разговора. От шутки поэт переходит к серьёзному разговору о «сущности любви». От облика беззаботного поэта, «заговаривающего зубы» девушкам, не остаётся и следа. Перед нами человек, объятый чувством любви. «Я ж навек любовью ранен», – признаётся он.
6. Чем измеряется истинная любовь по Маяковскому?

Истинную любовь «не свадьбой мерить», она измеряется несравнимо большим и проверяется всей человеческой жизнью.

Мне

любовь

не свадьбой мерить:

разлюбила –

уплыла.

Мне, товарищ,

в высшей мере

наплевать

на купола.

Что ж в подробности вдаваться,

шутки бросьте-ка,

мне ж, красавица,

не двадцать, –

тридцать...

с хвостиком.
7. Так завершается первая часть стихотворения, играющая роль своеобразного вступления к нему. Далее следуют четыре строфы, раскрывающие проблему, которая, судя по заголовку, должна стать главной в стихотворении. Прочтите их и определите, о чём здесь, в основной части стихотворения, идёт речь?

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.
Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.
Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.
Нам

любовь

не рай да кущи,

нам

любовь

гудит про то,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

Здесь речь идёт о понимании Маяковским любовного чувства, т. е. о «сущности любви».
8. Уже первая из четырёх строф направлена на нравственно-философское освещение сущности любви:

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Маяковский отказывается рассматривать любовь только как физиологическое чувство. Для поэта несравненно важнее, «что встаёт за горами грудей», какие чувства рождает в сердце человека любовь. Пока этот вопрос только поставлен. Ответ на него дан в следующих строфах. Какой? Прочтите его.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Обуреваемый любовью, герой стихотворения, «силой своей играючи», готов «блестя топором, рубить дрова», соревноваться с самим Коперником, творить, писать стихи:

Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.
9. А теперь посмотрите следующую строфу и скажите, в чём смысл любви для Маяковского.

Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюблённым «рай да кущи», а в том,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.
10. Но «Письмо товарищу Кострову…» не ограничивается лишь констатацией любви как стимула, заставляющего работать «сердца выстывший мотор». В нём – и в этом одна из важнейших особенностей произведения – Маяковский идёт дальше, показывая связь любовного чувства с творческим процессом. Маяковский показывает, как происходит трансформация любовного чувства в стихи. Воспроизведению этого процесса посвящена последняя часть стихотворения. Прочтите следующую строфу.
Вы

к Москве

порвали нить.

Годы –

расстояние.

Как бы

вам бы

объяснить

это состояние?
11. Обращаясь к своему собеседнику, поэт хочет объяснить ему «это состояние» – процесс рождения поэтического слова. Как же это происходит? Прочтите.
На земле

огней – до неба...

В синем небе

звезд –

до черта.

Если бы я

поэтом не был,

я б

стал бы

звездочетом.
12. Итак, «любовью раненый» поэт идёт по улицам города, и всё воспринимается им сквозь призму его возбуждённого состояния. А вокруг шумит город. Читаем:
Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу.
Мчат

авто

по улице,

а не свалят наземь.

Понимают

умницы:

человек –

в экстазе.
Сонм видений

и идей

полон

до крышки.

Тут бы

и у медведей

выросли бы крылышки.
Конечно, шутка, самоирония присутствует и здесь (автомобили не наезжают на не соблюдающего правил дорожного движения поэта, ибо понимают: «человек в экстазе» и т. д.), но, как мы уже видели, Маяковский умел и в шутливой форме выражать серьёзные мысли. В душе поэта зреет рождённое любовью поэтическое слово. И когда «докипело это», возникает оно – великое слово поэзии. А «докипает» оно – и это особенно характерно для Маяковского – не в тиши кабинетов, не в уединении от людей, а в самой гуще жизни, среди городского шума, суеты, движения, в «грошовой столовой», куда зашёл поэт. Впрочем, об этом лучше всего сказал сам Маяковский. Прочтите эти строки:
И вот

с какой-то

грошовой столовой,

когда

докипело это,

из зева

до звезд

взвивается слово

золоторожденной кометой.

Распластан

хвост

небесам на треть,

блестит

и горит оперенье его…
13. Примечательно, что Маяковский, как правило, избегавший высоких, «поэтических» слов, оборотов и выражений, здесь, в описании того, как появляется на свет поэтическое слово, обращается как раз к высокой лексике. Назовите эти слова.

«Докипевшее» слово «взвивается» «золоторождённой кометой» «из зева звёзд», хвост слова-кометы «распластан небесам на треть», «оперенье» кометы «блестит», «горит».
14. Если вспомнить, что ещё совсем недавно в этом же стихотворении мы сталкивались с такой сниженной, разговорной лексикой, как «заговариваю зубы», «наплевать на купола», «шутки бросьте-ка», «до чёрта», «стишки пишу» и т. д., то станет ясно, что излюбленный приём Маяковского налицо и в этом стихотворении. Назовите этот приём.

Это приём контраста.
15. Но послание Тарасу Кострову на этом не заканчивается. Сказав о том, как рождается вызванное чувством любви поэтическое слово, Маяковский ставит вопрос о том, кому это слово адресовано. Итак, кому?

Поэт утверждает, что «докипевшее» слово нужно для того, –

чтоб двум влюбленным

на звезды смотреть

из ихней

беседки сиреневой.

Чтоб подымать,

и вести,

и влечь,

которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи

головы

спиливать с плеч

хвостатой

сияющей саблей.
16. Мысль, выраженная в этих строках, необычайно важна для понимания не только разбираемого стихотворения, но и взглядов Маяковского на любовную лирику в целом: рождённые интимнейшим чувством стихи о любви нужны далеко не только «смотрящим на звёзды» влюблённым. Решая морально-этические проблемы большой важности, любовная лирика имеет огромный общественный смысл.

В одном из стихотворений 1927 года, резко критикуя любовную лирику поэта Ивана Молчанова, Маяковский писал:

Вопрос

о личном счастье

не прост.

Когда

на республику

лезут громилы,

Личное счастье –

это

рост

республики нашей

богатства и силы.

В атмосфере идеологической борьбы двух общественных систем любовная поэзия для Маяковского не может оставаться нейтральной. «Или за любовной блажью не видать угрозу вражью?» – спрашивал поэт того же Молчанова.

Так какой же должна быть любовная лирика, по мнению Маяковского? Дал ли он ответ на этот вопрос в своём стихотворении?

В «Письме товарищу Кострову…» Маяковский по существу дал ответ на вопрос о том, какой должна быть любовная лирика. Своим стихотворением он утверждал, что цель поэзии – «подымать, и вести, и влечь» – распространяется и на любовную лирику. И стихи о любви должны помогать тем, кто «глазом ослабли». «Хвостатая, сияющая сабля» лирической поэзии призвана «спиливать с плеч» «вражьи головы».

Мысль о единстве личного и общественного в человеке социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала 20-ых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 года. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в «Письме Татьяне Яковлевой», написанном сразу же после «Письма товарищу Кострову…». Помните?

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.
17. О чём говорит поэт в финале стихотворения?

В финале «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» поэт, прислушиваясь к своему сердцу, в котором вот-вот «загудит» всепоглощающая любовь, заявляет:

Себя

до последнего стука в груди,

как на свиданье,

простаивая.

прислушиваюсь:

любовь загудит –

человеческая,

простая.
18. Так утверждается в стихотворении сущность громады-любви к женщине, к людям, к жизни, к творчеству, к борьбе. Чувства простого, человеческого. Но простота эта лишь кажущаяся, ибо в ней объединились три огромные стихии:

Ураган,

огонь,

вода

подступают в ропоте.

Кто

сумеет совладать?

Можете?

Попробуйте...
То же борение страстей отражается и в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой». Давайте прочитаем его.
VII. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».
VIII. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа.
1. Какие строки в этом стихотворении способны затронуть душу? Почему?
2. Что в этом стихотворении с точки зрения человечности отторгается?
3. Почему непременным условием любви Маяковский считал единство мыслей и позиций, чтоб

в поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть? А может быть поэт лицемерил?

Это искренняя безоговорочная идея государственной власти. И он сам, того не понимая, становится глашатаем насилия и демагогии. В этом трагедия. Трагедия конформизма и веры, идеалов и большого государственного обмана.
Возможный комментарий учителя:
И здесь с первых же строк выставляется социальный императив любви: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть». И вот она – не вообще любовь, любовь к ней.

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

дай

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

Из этих стихов угадывается: любовь возникла с первого взгляда, поразила поэта в самое сердце. Он даже час этот фиксирует: «Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселённый…» На какой-то момент глухотой ко всему остальному миру, кроме своей избранницы, сопровождается явление любви. И ревность – этот её коварный спутник-искуситель – теперь уже превосходит все сравнения из «Письма товарищу Кострову…», где высшей степенью её проявления, казалась ревность к Копернику. Нынче ей соответствует космический масштаб.

В черном небе

молний поступь,

гром

ругней

в небесной драме, –

не гроза,

а это

просто

ревность двигает горами.

Нельзя не почувствовать, как сквозь годы в Маяковском продирается молодой романтик, вот-вот готовый вступить в конфликт со всеми небесными силами, которые могут помешать его любви. Но у любви этой есть социальная подоплёка, и от неё никуда не уйдёшь. Возлюбленная уехала из Советской России и не хочет туда возвращаться, ревность связывается с упоминанием «отпрысков дворянских». На этом основании поэт прикрывает её именем родины. («Я не сам, а я ревную за Советскую Россиию».) Значит, всё-таки не остался глухим к остальному миру возлюбленный поэт.

Своя ревность осталась своею, но искренне и сильно звучат строки о том, как там, в Росссии «ста мильонам было плохо», и после них, в конце стихотворения, любовная тема перерастает себя, она как бы перетекает, вплетается в тему личного достоинства, теснейшим образом связанного с достоинством своей страны, родины.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все разно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.

Так, до Маяковского, никто о любви не писал. Никто не писал и после. Тут всё слишком крупно, слишком нетрадиционно.
IX. Заключительное слово учителя по теме урока.
Итак, выясняя на сегодняшнем уроке, в чем заключается «сущность любви» для Владимира Маяковского, мы пришли к пониманию того, что для поэта любовь и революционное преобразование жизни неразделимы. Особенно ярко это выражено в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Это не просто любовное признание. Всесжигающее пламя «немыслимой любви» к женщине и к революции воплощается здесь в едином образе.

Мы убедились, что в своей поздней лирике Маяковский стирает грани между интимными и гражданскими чувствами поэта.

Слияние личных переживаний лирического героя с беспредельностью мира наиболее точно отразилось в последнем шедевре Маяковского «Неоконченное».

...любовная лодка разбилась о быт.

С тобой мы в расчете – и не к чему перечень

взаимных болей, бед и обид.

Ты посмотри, какая в мире тишь!

Ночь обложила небо звездной данью;

в такие вот часы встаешь и говоришь

векам, истории и мирозданью

Многое не договорил векам, истории и мирозданью поэт Владимир Маяковский, «…своё, земное, не дожил, на земле своё не долюбил», но главное, думается, успел сказать.
X. Запись выводов в тетрадях учащихся.
«Вечная» тема лирики – любовь – проходит через всё творчество Маяковского, начиная с его ранних стихов и кончая последним стихотворением «Неоконченное». Но если в раннем творчестве любовная тема романтизируется, то в послереволюционном творчестве приобретает общественное звучание, грани между интимными и гражданскими чувствами поэта стираются.
XI. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.
XII. Домашнее задание.

1. Письменно ответить на вопрос: «Каким представляется лирическому герою позднего Маяковского идеал настоящей любви («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.)? Что вам близко и что не близко в любовной лирике поэта?»

2. Выучить наизусть одно из стихотворений, разбиравшихся на уроке: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconКонспект урока русского языка в 1 классе (письмо) Тема: “Письмо заглавной буквы
Тема: “Письмо заглавной буквы Н. Большая буква в начале предложения и в именах ”
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока литературы «Перекличка веков в творчестве М. И. Цветаевой: анализ стихотворения "Плач Ярославны"»
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconКонспект урока тема урока: Письмо заглавной буквы «М». Фио (полностью)...
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconУрока. Учимся писать письмо. Цель урока
Из опыта работы учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconУм «цор в разработке интегрированного урока литературы (творчество...
...
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconРеволюции не могла также не появиться в поэзии Маяковского, своеобразного...
Сергей Есенин представлял народную поэзию, творчество, которое уходит своими корнями в деревню, в жизнь простого народа. У каждого...
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconТема: «Как путешествует письмо» Тип урока
В составлении урока я использовала интернет- ресурсы, методичку и художественную литературу
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconКонспект урока тема: Числа 6 и Письмо цифры Корнеева Елена Александровна...
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить учащихся с составом чисел 6 и 7; научить писать цифру 7
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconМетодическая разработка интегрированного урока «Обучение грамоте»
Тема урока: «Знакомство с буквой З,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з» (1час из 2 часов)
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Тема «Памятника»
Целью моего реферата является изучение эволюции темы «Памятника» ибессмертия поэта» в русской литературе и своеобразие стихотворения...
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconКонспект Интегрированного урока письма, чтения и окружающего мира...
Мы начинаем наш урок, а вот о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное») iconТема урока Тип урока
Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск