Методическая разработка интегрированного урока «Обучение грамоте»
Учитель: Сёмина С.Г.
Учреждение: ГБОУ ООШ № 4
Предмет: Обучение грамоте. Письмо.
Класс: 1 класс.
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Знакомство с буквой З ,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з» (1час из 2 часов)
Тип урока: открытие новых знанийй
Формы: фронтальная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные
Основные понятия, термины: буква З (з), звуки [з] и [з,], звуки согласные, гласные, согласны звуки твёрдые и мягкие, ударение, лексическое значение.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска ( использование электронной книги ЗD «Весёлая азбука» http://www.zooburst.com/zb_books-viewer.php?book=zb03_51722fde3c883) , учебник Л.Е. Журова «Букварь» 1 класс,
М.М. Безруких, М.И .Кузнецова Прописи №2 , карточки с печатными и прописными буквами, индивидуальные карточки, фишки красного, синего и зелёного цвета
Тема раздела
| Обучение грамоте
| Тема изучения
| «Знакомство с буквой З ,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з»
(1час из 2 часов)
| Цель
| - познакомить обучающихся с буквой З (з); обозначающей согласные звуки [з] и [з,];
- научить писать заглавную и строчную печатную и прописную букву З (з),
- научить читать слоги и слова с новой буквой;
- совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ слов;
- составлять слова с новой буквой; развивать речь,
- развивать фонематический слух, память, мышление;
- воспитывать усидчивость;
- создать условия для общения и эффективного решения коммуникативных задач.
| Планируемый результат
| Личностные умения:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;
- повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку.
| Познавательные умения:
- использовать общие приёмы решения задач
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Регулятивные умения:
- сличать способ действия;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- развивать умение правильно строить предложения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные умения:
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| Предметные умения:
научатся:
-читать слоги и слова с буквой З (з);
- писать (печатную и прописную) заглавную и строчную букву З (з);
- выполнять звукобуквенный анализ слов «замок» и «зебра»;
- составлять слова с новой буквой
|
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Формируемые УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность детей
| Организационный момент. Мотивация. Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Личностные универсальные учебные действия
| Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Ты проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ли на месте, всё ли в порядке-
Учебник, ручка и тетрадка.
В мир знаний ты откроешь путь,
Настрой к победе не забудь!
| Слушают и проверяют свою готовность.
| Целеполагание. Цель - планирование предстоящей учебной деятельности.
| Личностные, регулятивные УУД
| -Какой учебник учит нас читать?
| Отвечают. Читают наизусть стихотворение про Букварь.
| -Рассмотрите страницы в учебнике. Чем сегодня будем заниматься на уроке?
| Рассматривают Букварь на с.88-89. Будем знакомиться с новой буквой и со звуком, который она обозначает. Научимся её писать, читать с ней слоги, слова и предложения, проводить звукобуквенный анализ слов.
| -Зачем надо знать буквы, учиться их писать и читать?
| Отвечают. ( Высказывают своё мнение)
| Актуализация знаний. Цель: создать условия для повышения заинтересованности в получении знаний
| Познавательные и личностные УУД
| Отгадайте загадки.
-Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
| Отвечают:
замок,
| -Подниму я крышу по столбику выше. Куда я, туда и крыша моя.
| зонт,
| -Скатерть бела весь мир одела.
| зима.
| -Проверьте, правильно ли я написала отгадки?
| (Дети проверяют записанные отгадки на доске)
| -Подумайте, что общего в произношении и написании этих слов.
- А что вы знаете о букве З (з)?
| Высказывают свои мысли.
| «Открытие» нового знания детьми. Цель - создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями .
| Познавательные УУД
| -Назовите первый звук в словах – отгадках.
| Называют звук [з].
| -Есть преграда во рту, когда мы произносим этот звук?
| Есть.
| -Дайте ему характеристику.
| Согласный, твёрдый.
( Стучат кулачками).
| -Произнесите этот звук мягко.
| Произносят и «кладут» под голову с помощью рук подушечки.
| -На письме звуки [з] и [з,] обозначается буквой З (з). Повторите.
| Повторяют. Рассматривают карточку с печатными буквами (З,з.)
| -На что похожа буква З?
| Заучивают речёвку.
На эту букву посмотри-
Она совсем как цифра «три»
| Физкультминутка.
Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся.
| Регулятивные, личностные, коммуникативные.
| Я предлагаю вам разделиться по парам, выполнять движения дружно и сплочённо.
| Выполняют разные движения в парах.
| Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть идёт.
| Первичное закрепление нового знания. Цель – создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Физкультминутка.
Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся.
| Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД.
Регулятивные, личностные, коммуникативные.
| 1.Напечатайте слово «замок».
Прочтите его. Обратите внимание на ударение.
| (Дети печатают слово на индивидуальных карточках)
| 2.Как вы понимаете слово «замок» (ударение падает на 2-ой слог)?
| (Ученики обсуждают в командах по рядам, выбирают ответственного, которые дают ответы).
| Как объясните значение слова «замок»
(ударение падает на 1-ый слог)?
| 3.Лексическое значение слов
замок (ударение на 2-ой слог) – приспособление для запирания чего-либо ключом;
замок (ударение на 1-ый слог) – в старые времена так назывались дворцы и крепости богатых людей.
| Дети слушают учителя.
| 4.Звукобуквенный анализ слова «замок» - коллективно
| Игра «Живые звуки».
Называют звуки по порядку и показывают фишки, которые соответствуют этим звукам. Выходят к доске.
| 5.Звукобуквенный анализ слова «зебра» -самостоятельно
| Учитель выбирает консультанта, который проверяет звуковые схемы ребят своей команды (ряда).
| 6. Чтение слогов хором
за – зя – зо –зё- зу- зю- зы- зи- зэ и т.д
(Букварь, с.88, внизу)
| (Дети читают под ритм, отстукивая карандашом)
| 7.Чтение слов (Букварь, с.88-89) хорошо читающими детьми
Деление слов на две группы: односложные и двусложные.
| Фронтальное чтение.
| 8.Чтение предложений (Букварь, с.89) хорошо читающими детьми
| Фронтальное чтение.
| 9. Какие зимние детские забавы вы знаете?
| Перечисляют детские забавы.
| Учитель и дети говорят и выполняют движения.
«Повторяй за мной»
*Дятел долбит дерево: «за-за-за».
*Ветер завывает в лесу: «зу-зу-зу».
*Зайчик прыгает по сугробам: «зо-зо-зо»
.
*Синичка тоненько пищит: «зи-зи-зи».
|
Качают головой.
Покачивают туловищем.
Поднимают по очереди ноги.
Хлопают руками как крыльями.
| Вторичное закрепление нового знания. Цель – создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
| Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД.
| Работа в прописи №2(с.40-41)
1.Сравнивание написания печатной и прописной буквы (З,з).
| Рассматривают карточку с печатной и прописной буквой (З,з).
| 2.Письмо заглавной и строчной буквы (З,з).
| Отвечают дети.
Записывают эту букву в воздухе; в прописи.
| Рассмотрите образец написания заглавной буквы З. Из каких элементов она состоит? Запишите эти буквы.
| Самостоятельная работа.
Самопроверка. Цель: создать условия для выполнения работы самостоятельно, формировать навыки самоконтроля.
Итог урока.
Рефлексия Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности
| Регулятивные, личностные УУД.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные,
личностные УУД
| 1. Чтение слогов и слов.
2. Отгадывание загадки.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла…(зима). 3.Выполнение заданий по электронной книге ЗD «Весёлая азбука» (страница с буквой «З») http://www.zooburst.com/zb_books-viewer.php?book=zb03_51722fde3c883\
-С какой новой буквой познакомились?
-Какие звуки обозначает буква З?
-Ребята, продолжите высказывания:
1. Я познакомился с буквой….
2. Я знаю, что буква З (з) обозначает звуки…..
3. Эти звуки бывают….. 4. Я умею писать букву… -Понравился вам урок?
(Цветовая рефлексия:
если было радостно, интересно-красный цвет,
если было грустно, скучно-синий цвет,
если не понравился урок- зелёный цвет.) -Поблагодарите и скажите друг другу ( в паре), какую помощь и поддержку оказал вам одноклассник.
| Самостоятельно читают и записывают Записывают на свободной строке слово «зима».
(Самопроверку выполняют по образцу на доске)
Задания выполняют хорошо читающие дети. Допускаются хоровые ответы в игре «Продолжи строки»
С буквой З и звуками
([з], [з,])
Отвечают:
…..З …..Согласные
…..Мягкие и твёрдые. ….З (з) и …З (з)
Ученики показывают цветные сигнальные карточки .
(Дети благодарят своих партнёров по работе)
| |