Скачать 81.43 Kb.
|
Тема урока: Топонимика ЯНАО Цель:
План урока:
Оборудование: Мультимедиа проектор, Физическая карта Урала, физическая карта Ямала, коллекция камней самоцветов, персональные компьютеры, каталог самоцветных камней, выпушенный самостоятельно по материалам на сайтах Интернета. Опережающее задание: I группа – в виде электронной презентации подготовить опорную схему и приготовить сообщение о камнях самоцветах, пользуясь энциклопедией школьника и БСЭ; II группа - подготовить электронный вариант папки о камнях самоцветах, пользуясь сетью Интернет Ход урока:
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с эпиграфа (слайд): Когда меня не будет Через много лет, Возможно, именем моим Твой город назовут. А может, имя встретишь ты В названьях рек, Быть может, Имя в ранг святых введут… Тема нашего урока - «Топонимика ЯНАО». Цель урока - познакомить с историей образования топонимики горного Полярного Урала и равнинной части округа, поработать с материалом представленным в сети Интернет, закрепить навыки исследовательской работы. Ваша задача - создать выставку самоцветных камней добываемых на месторождениях Полярного Урала, исследовать исторический материал, представить изучаемый материал в различных видах электронной версии проявляя творчество. 3.Изучение нового материала Топонимика обозначает совокупность названий, в которых увековечены имена людей. Начнем знакомство с топонимикой нашего округа с его горной части – Полярного Урала. Следует отметить, что значительная часть названий Полярного Урала появилась в честь географических и геологических открытий. (рассказ учителя сопровождается показом на карте учащиеся параллельно отмечают все объекты на индивидуальных контурных картах) Недалеко от фактории Лаборовая Приуральского района ЯНАО в 1848 году выдающимися учеными – горным инженером Эрнестом Карловичем Гофманом (1801-1871) и астрономом и геодезистом Марцианом Альбертовичем Ковальским (1818-1884) была обнаружена самая северная вершина Уральских гор. Ученые назвали эту вершину Константиновым Камнем в честь первого Президента Русского географического общества, основанного в 1845 году в Петербурге, великого князя Константина, который был сыном царя Николая Первого. Э.К. Гофман и М.А. Ковальский первыми составили карту «Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой» - переходное звено от Уральских гор к островам Новой Земли. Названная карта была издана на русском и немецком языках и сослужила добрую службу в пропаганде знаний о Полярном Урале в мире. Позднее Э.К. Гофман и М.А. Ковальский создали и опубликовали двухтомную монографию «Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой». Имена Э.К. Гофмана и М.А. Ковальского, в свою очередь, увековечены в географических названиях. После смерти первого из них появились мыс, гора и ледник, названные в его честь, причем, мыс называется не прямо именем Гофмана, а мысом Полковника. Мыс этот находится в устье реки Кара, впадающий в Байдарацкую губу. Гора Гофмана появилась на карте Северного Урала после 1909. Она была открыта Северо-уральской экспедицией Академии наук и Русского географического общества под руководством геолога О.О. Баклунда. В районе озера Хадат-юган-лор (Северная часть Полярного Урала, севернее широты Северного полярного круга) участники названной экспедиции открыли несколько безымянных горных вершин, которым дали названия и нанесли на карту: гора Анучика (в честь ученого Д.Н. Анучика -1843-1923), гора Чернышова (в честь академика, геолога Ф.Н. Чернышова 1846-1902), гора Ковальского и гора Гофмана. Имя Гофмана сохранилось в названии небольшого по площади ледника (площадью 0.37 кв.км и длиной 1 км) на северо-восточном склоне горного массива Сабля в Приполярном Урале. Ковальский Марцаин Альбертович (1818-1884) первым определил координаты Обдорска. Из Обдорска он совершил пересечение Уральских гор в широтных направлениях , которые до сих пор, спустя полтораста с лишним лет, никто пока не повторил. В первый раз он добрался на оленьих нартах из Обдорска в Пустозерск, в устье реки Печоры, а зимой 1848-1849 годов – на лыжах – из Обдорска в Усть-Усу и Чердынь (1). (Демонстрация карты) За достижения в экспедиции по Северному Уралу М.А. Ковальский, как и Э.К. Гофман, был награжден Академией наук Демидовской премией. Целью многих экспедиций было разведывание полезных ископаемых и, так как Уральские горы являются практически единственные, скрывающие в своих недрах уникальные камни – камни самоцветы. Именно вблизи ледника Гофмана находится современное месторождение «Полярное», которое в настоящее время является одним из ведущих месторождений самоцветных камней Полярного Урала. В настоящее время геолог, ученый Н.П. Архипова ставит вопрос о переименовании месторождения «Полярного» в месторождение Гофмана. Самым крупным месторождением разнообразных Агатов является месторождение «Ягодное» на Полярном Урале. Разработка месторождений самоцветных камней является одним из пунктов большого проекта «Урал Полярный – Урал промышленный». 3. Проверка опережающих заданий А что известно о камнях самоцветах? Давайте послушаем, как выполнила свое задание группа, работавшая с научной литературой (схема – таблица) 4. Практическая работа (Все учащиеся делятся на три группы. Дальнейшее выполнение будет происходить в группах. После каждого задания группы меняются местами. Каждый учащийся имеет свой оценочный лист, где за каждое задание получает баллы, по пятибалльной системе. В конце урока учитель ставит оценку опираясь на оценочный лист). Задание 1 Группа 1. (Работа на персональных компьютерах) По предложенной таблице рассчитаем процентное отношение добычи поделочных самоцветных камней и построите соответствующую диаграмму. Группа 2. (Коллективная работа) Пользуясь текстом учебника и географическим атласом ЯНАО на предложенном листе заполните таблицу
Группа 3. (Работа в парах) Каждой паре учащихся предложена коллекция поделочных камней. Из неё нужно выбрать только те, которые добываются на месторождениях Полярного Урала. Выбранный образец оформить на выставку ( написать название и где используется данный камень). (на выполнение отводится до 5 минут.) Задание 2 Красота цветного камня породила одну из поэтических легенд о самоцветах, в которой говорится о том, что все звуки земли, вся звучавшая на земле музыка не исчезли бесследно, а уходили в землю, превращаясь там в красочные узорчатые камни. Группа 2. (Работа на компьютере) Пользуясь папкой Интернет, создайте вариант электронной презентации о камнях самоцветах, добываемых на месторождениях Полярного Урала. Каждый из вас изготовит только один слайд и вставит его в общую презентацию, которую назовем «Самоцветная музыка земли» (Для выполнения этого задания нужна классная локальная сеть) (Слайд – шоу) Группа 3. (Индивидуальная работа) В предложенном каталоге содержится материал с сайтов сети Интернет о камнях самоцветах. Пользуясь им, составьте физическую и химическую характеристику тем образцам, которые представлены предыдущей группой на выставке. Группа 1. (Коллективная работа) Наш округ занимает северную часть Западной Сибири. На её территории мы увидим немало имен, навсегда увековеченных в названии городов, поселков и других географических объектов. Ваша задача: подчеркнуть на общей большой контурной карте как можно больше таких объектов на территории нашего округа. ( на выполнение отводится 3 – 5 минут) А какую тайну хранит название нашего поселка? Кем был он – человек по фамилии Панаев? Информация об этом удивительном человеке хранится в Государственном архиве Омской области. Найти её можно в документальных очерках исследователя Западной Сибири и Ямальского Севера, профессора Иннокентия Николаевича Шухова. (слайды и рассказ учащегося) Н.А. Панаев родился в 1859 году в Обдорске, в семье мелкого рыбака, закончил Березовскую школу и с16 лет «пошел толмачить» у купцов разных гильдий и березовских мещан рыбопромышленников. Он знал пять туземных наречий, не в меньшей степени обладал русской грамотой. К 25 годам Панаев был известнейшим во всем Лукоморье переводчиком. Купцы, плывшие в устье реки Таз на факторию Плотниковых, знали о нем и искали для соглашения сделок именно его, так как он был еще и проводником, и хорошим дипломатом. В конце 19 - начале 20 века Обдорский край с научными, торговыми и промышленными целями посещали разные экспедиции. Н.А. Панаев принял участие в трех: 1 – научная экспедиция Бременского общества северо-полярных исследований под руководством орнитолога Отто Финша и зоолога Альфреда Брема; 2 – в 1908 году комплексная научная экспедиция Русского Географического общества под руководством профессора Московского университета Бориса Житкова. 3 – в 1913 – 1914 году экспедиция под руководством сотрудника Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества профессора Иннокентия Николаевича Шухова. Но почему именно наш поселок назван в честь толмача Панаева? Долгое время в этом месте, где сегодня стоит наш поселок, был условный центр встреч и заключения сделок между приезжими купцами и коренными жителями. И многие считали Панаева богатым купцом, хотя сейчас мы знаем, что это не так. Люди знакомились, общались, и в скором времени одного дня для такого общения становилось мало. Тогда Панаев договорился с купцами о постройке нескольких зданий, которые служили для ночлега, складов и т.д. Сейчас можно сказать, что это место стало не только торговым, но и культурным центром встреч в Обдорском крае. Прошли годы, а наш поселок и сегодня носит гордое название - Панаевск. Здесь живут творческие и образованные люди, искренне любящие свой край Задание 3 Группа 3. (Работа на компьютерах) На память о нашем уроке выпустите календарь на 2007 год с фотографиями нашего поселка и стихами Панаевских авторов. Каждый из вас, ребята, выпустит по одному месяцу. Номер месяца соответствует номеру вашего компьютера (изготовление календаря). Для работы используй те программу Мастер календарей (Word). Группа 1. (Индивидуальная работа) Напишите 2-3 предложения о людях чьи имена увековечены в названиях улиц нашего поселка. Группа 2. (Коллективная работа.) Сочините веселое четверостишие о нашем уроке. В нем отразите все, что вам запомнилось. Итог урока За урок каждый из вас выполнил несколько заданий. Три из них были оценены в оценочном листе. В дневник себе поставьте ту оценку, которая преобладает у вас. За работу всем в подарок я дарю годовой календарь с фотографией небольшого уголка нашей огромной страны, поселка Панаевска. Мне хочется, чтобы в недалеком будущем Ваши имена тоже с гордостью были присвоены географическим объектам. Домашнее задание. Собрать материал о людях, чьи имена увековечены в названиях улиц нашего поселка. Закончим свой урок слайд-шоу о нашем посёлке и людях живущих в нем. (слайд-шоу с14 слайда и до конца) |
Сборник методических разработок учителей –победителей муниципального... ... | Сборник методических разработок учителей –победителей муниципального... ... | ||
Победители и призеры «Чувашский язык и литература», «Топонимика», «Человек в истории и культуре», «История моей семьи» | Реферат по географии на тему «Топонимика вечно живая наука» Практическая часть «Географические названия свидетельства исторических эпох» | ||
Рефератов «Кругозор» Путешествие к истокам ( топонимика родного края ) Введение. Изучение топонимов, как часть лингвокраеведческой работы в школе | Исследования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" г. Губкинский, янао | ||
Секция чувашский язык и литература. Топонимика ойконимы моей малой родины Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Федеральная целевая программа Русский язык (2006-2010 годы) (Извлечения) 2 Федотова Т. В. Региональная топонимика как одно из направлений по реализации регионального компонента 15 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины топонимика Красноярского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Информационное письмо Гоу спо янао «Ямальский многопрофильный колледж» приглашает принять участие в окружной заочной педагогической научно-практической... | ||
Робот-пират Авторы: Воеводин Арсений, 7класс, Бондаренко Виктор, Дунаев Николай, 8класс г. Надым, янао, моу дод «Центр детского творчества» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «оош№1» 629830 янао, город Губкинский, микрорайон 2, дом 31 e-mail: s1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Адрес школы: 629420, янао, Приуральский район, поселок Харп, квартал Северный, д. 2 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Площадь янао, крайние точки, границы,острова, полуострова, губы протяженность округа | ||
Презентация Всероссийский интернет Педсовет- публикация Сертификат... Янао, г. Надым, набережная им. Оруджева 13/2 56 34 94, 52 30 – 26 факс 52 30 – 26 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила учитель русского языка и литературы школы №10 г. Ноябрьск янао эсебуа Татьяна Александровна |