Скачать 101.6 Kb.
|
Адрес опыта инновационной педагогической деятельности учителя физики МБОУ "ООШ №1" Уразаевой Евгении Анатольевны
Реализация в муниципальном образовании проекта школы ступеней, предполагает модернизацию основной школы, которая не может продолжать своё функционирование в рамках прежних организационных форм работы. В МБОУ «ООШ №1» с 28.12.2011 года пр. № 635 реализуется эксперимент «Апробация модели «Основная школа», в рамках которого вся деятельность с обучающимися строится на основе новообразований подросткового возраста. При этом приоритетным является формирование у обучающихся ключевых компетентностей, развитию которых в огромной степени способствует деятельностный подход, который должен быть реализован на всех предметных дисциплинах, в том числе и на уроках физики.
Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъекта, что является целью современного образования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится». А наш знаменитый соотечественник, педагог К.Д.Ушинский тоже довольно давно — примерно полтора столетия назад — писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу». К сожалению, эти важнейшие идеи на долгое время оказались забытыми. Но недавно их вспомнили, и сейчас учителя приходят к ним через собственный профессиональный опыт. Из исследований ряда психологов (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие) вытекает, что деятельность и все ее компоненты существенно влияют на протекание у человека различных психических процессов. Из других исследований (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин) следует, что на основе внешних материальных действий формируются внутренние действия, т.е. умственные: они-то и обеспечивают человеку умение мыслить, ориентироваться в окружающем мире. Учащемуся приходится вступать в деловой контакт с соседом по парте, с участниками группы, учителем. А это ориентирует на налаживание деловых партнёрских отношений, т.е. формируются задатки умения сотрудничать. Деятельностный подход к обучению обеспечивает связь между знаниями, действиями, отношениями и развитием личности. Формируются компетенции:
Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика.
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными педагогами и психологами. Мною были созданы наработки, которые соответствуют целями и задачами моей методической темы. Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся.
Человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования научного стиля мышления у учащихся посредством реализации деятельностного метода обучения на уроках физики, который позволит создать условия для саморазвития, самостоятельности в овладении знаниями, становления мировоззрения в современном мире.
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Проводим фронтальный эксперимент: в мензурку с водой вливаем подсолнечное масло, помещаем туда пробку, замороженный консервированный горох. Задаются вопросы классу перед тем как провести опыт: Где окажется масло, если влить его в воду? Пробка? Горох? Просим выдвинуть предположение, почему такое расположение. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Давайте вспомним, что мы уже знаем по теме, отвечая на вопросы. 1. Что такое переменный электрический ток? 2. Как получить переменный ток промышленной частоты? 3. Каковы параметры переменного тока, поступающего к нам в квартиры и кабинеты школы ? 4. А как на розетки парт подается напряжение 36 В? Отвечают на вопросы. 1. Переменный электрический ток - это вынужденные электромагнитные колебания. 2. С помощью генератора переменного тока на электростанциях. 3. 220 В и 50 Гц. 4.??? 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Например: От чего зависит выталкивающая сила? Учащиеся выдвигают гипотезы. (Фиксируем на доске) 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Например: Класс разделен на группы, которые проверяют выдвинутые гипотезы 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
В 2010-2011 учебном году 2-е учащихся 9-х классов выбрали форму промежуточной итоговой аттестации в виде устного экзамена по физике. Успеваемость -100%, качество – 100%. Участие школьников в олимпиадах и конкурсах. Хорошие знания учащихся и интерес к предмету позволяет принимать участие в предметных (заочных) олимпиадах различного уровня.
Многие из моих учеников успешно учатся, получая специальности связанные с физикой. И разговаривая с выпускниками школы, я понимаю, что умения, выработанные у них в процессе изучения физики на моих уроках, помогают им определиться в послешкольной жизни, а это для меня лучшая награда.
Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт комплексный, входит в систему учебной работы, доступен в освоении. Данный опыт может быть использован учителями физики базового и профильных уровней.
Трудоемкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, презентаций, интерактивном моделировании физических процессов и явлений.
Разработка урока по теме: Давление. Единицы давления. Методический сборник. Единая методическая неделя в школе. http://school1-gub.ru/p65aa1.html УРОК ФИЗИКИ для обучающихся 7 класса по теме «Что изучает физика» в разделе Методическая копилка. http://school1-gub.ru/p18aa1.html |