Надым 2014 Сборник методических разработок учителей –победителей муниципального этапа конкурса
на получение денежного поощрения лучшими
учителями общеобразовательных учреждений ЯНАО, проведенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН
Актуальный педагогический опыт надымского учителя. Сборник методических разработок учителей-победителей муниципального этапа конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2014 году. - Надым: Департамент образования Надымского района, 2014 год, 108 с.
Редакционный совет:
Л.М. Марченко, начальник Департамента образования Надымского района;
И.Ю. Елизарьева, заместитель начальника Департамента образования Надымского района;
О.Е. Рудакова, заместитель начальника Департамента образования Надымского района;
С.Г. Барабаш, начальник управления организационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений;
Р.Х. Камалова, методист отдела организационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений.
В информационно-методическом сборнике «Актуальный педагогический опыт надымского учителя» представлены разработки уроков, программы по внеклассной деятельности, информационно-педагогические модули учителей-победителей муниципального этапа конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями общеобразовательной организации Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014 году, проведенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Актуальный педагогический опыт – это результаты учебно-воспитательной работы, содержащей в себе элементы творческого поиска, оригинальности.
Данный сборник предназначен для специалистов Департамента образования Надымского района, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников и других заинтересованных лиц. СОДЕРЖАНИЕ:
Обладатели Гранта Президента РФ
| 1
| Меренкова Людмила Леонидовна, учитель географии МОУ СОШ №1 г.Надыма
| 3
| 2
| Норд Юлия Евгеньевна, учитель английского языка МОУ СОШ №3 г.Надыма
| 13
| Обладатели Гранта Губернатора ЯНАО
| 3
| Николаева Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 п.Пангоды
| 20
| 4
| Катюкова Ольга Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г.Надыма
| 31
| 5
| Перерва Ольга Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г.Надыма
| 40
| 6
| Кравченко Надежда Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 п.Пангоды
| 52
| 7
| Краснобаева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №9 г.Надыма
| 71
|
Обладатели Гранта Главы Администрации муниципального образования Надымский район
| 8
| Каримова Раушания Изгиновна, учитель английского языка МОУ СОШ №1 г.Надыма
| 78
| 9
| Вагнер Ольга Юрьевна, учитель информатики и ИКТ МОУ Гимназия г.Надыма
| 88
|
ОБЛАДАТЕЛИ ГРАНТА ПРЕЗИДЕНТА РФ
Меренкова Людмила Леонидовна, учитель географии
высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма
Педагогический стаж: 32 года
Дополнительная образовательная программа
«Знатоки природы»
Цель: формирование экологической культуры в рамках реализации программы дополнительного образования учащихся младшего и среднего звена школы «Знатоки природы», осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Информационный блок
Содержание информационного блока:
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа для учащихся младшего и среднего звена «Знатоки природы».
Пояснительная записка
«Кто был глух к природе с детства,
кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,
не открыл для себя красоты первой весенней травы,
к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,
чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»
(В.А. Сухомлинский)
Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ:
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Просвещение, М., 2009 г.
2. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы» Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А.- «Просвещение», М., 2008 г. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.
Сроки реализации образовательной программы
Программа «Знатоки природы» реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 32 часа. I полугодие - 16 часов. II полугодие - 16 часов.
Содержание программы направлено на развитие экологического образования, целью которого в общеобразовательной школе является формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Отличительные особенности образовательной программы и ее новизна определяются включением в содержание материала, связанного с изучением собственной местности, в условиях города Надым и близлежащих экологических систем, а также используемыми формами организации образовательной деятельности школьников, адаптированными к их индивидуальным особенностям.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время экологическая ситуация, сложившаяся в мире, требует пересмотра нравственных норм и принципов по отношению к природе. Необходимостью формировать у обучающихся активную жизненную личностную позицию. Главной задачей в области экологического и нравственного воспитания детей 9-11 лет является формирование нравственных мотивов: сознательного желания сохранять и улучшать собственное здоровье, внутренней потребности в бережном отношении и поведении в окружающей среде. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.
Цели программы:
обеспечение условий воспитания основ экологической культуры обучающихся;
формирование осознанного, ответственного отношения к окружающей среде, здоровью человека в целом и своему в частности.
Воспитание всесторонне развитой, биологически, географически и экологически образованной личности.
Задачи:
формирование экологических знаний об экосистемной организации природы и пределах ее устойчивости;
формирование умений применения полученных знаний для изучения окружающей среды своей местности и поведения человека в ней;
воспитание стремления распространения идей экологии среди ровесников и окружающих людей;
развитие интеллектуальных способностей к анализу региональных и местных экологических ситуаций, причин их возникновения и путей решения; волевых усилий, направленных на самоограничение в поведении, не допускающему негативных поступков по отношению к природе, личному здоровью и здоровью окружающих людей;
формирование навыков и умений в практической деятельности, навыков исследовательской деятельности в области экологии, обработки результатов наблюдений и исследований.
формирование творческой активности учащихся.
привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в нетрадиционной, активной форме: занятий-игр, экскурсий, занятий- путешествий; используются различные формы организации образовательной деятельности школьников: парные, групповые, индивидуализированные; длительность занятий 40 минут 1 раз в неделю.
Ключевые понятия и последовательность образовательного процесса:
Образовательный процесс
| Решение познавательных задач Опыт познавательной деятельности Знание
| Решение практических задач и различных упражнений Опыт исследовательской деятельности
Мастерство
| Решение творческих задач (развитие интересов и способностей)
Опыт творческой деятельности Развитие способностей
| Решение ситуативных задач Опыт эмоционально-ценностных отношений Объединение детей и взрослых
| Решение задач самоопределения Опыт практической деятельности Постановка цели самореализации в постшкольном пространстве
| Решение задач физического здоровья Опыт познания своего организма Развитие чувства самосохранения
| Содержание программы
Программа дополнительного образования «Знатоки природы» включает в себя пять разделов.
Раздел (9 часов). «Мы живем на Ямале»
Основной задачей раздела является расширение и углубление знаний учащихся о географических особенностях «малой родины». Содержание материала отражено в следующих темах: «Наш город, район, округ на карте России», «Представление о климате округа», «Разнообразие форм рельефа округа». Дается понятие экологической катастрофы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся, на конец изучения раздела должны знать понятия: территория округа, площадь округа, границы округа, географическое положение; название города, его местоположение, название главных водоемов (река Надым), объекты промышленной части города (авто предприятие, хлебозавод, АЗС, СТО), местоположение микрорайона. Основные понятия - климат, воздушные массы, увлажнение территории, вечная мерзлота, экологическая катастрофа, рельеф, его формы; формы рельефа ЯНАО.
должны уметь: находить по карте России свой округ, на карте Тюменской области, округа свой город; находить на карте города основные объекты, микрорайон, в котором находятся школа, дом. Работать с картой климата, сравнивать климат своего округа с климатами других регионов, делать выводы об особенностях климата, в котором проживают. Находить на физической карте различные формы рельефа округа.
|