Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг





НазваниеКонкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг
страница1/6
Дата публикации03.10.2014
Размер0.53 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс
  1   2   3   4   5   6


Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями




Использование техники сторителлинг

на уроках английского языка

в начальной школе
Методическая разработка
Кривцовой Галины Александровны,

учителя английского языка

МОУ средней общеобразовательной

школы №19 г. Ярославля

Ярославль, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Теоретические обоснования и предпосылки использования техники сторителлинг

при обучении английскому языку младших школьников…………………………………6

    1. Психологические особенности младшего школьного возраста в контексте

изучения иностранных языков….………………………………………………………6

    1. Сущность техники сторителлинг и этапы ее использования………………………....9

    2. Формирование коммуникативной компетенции при использовании техники

сторителлинг………………………………………………………………………………….12

ГЛАВА II. Описание опыта использования техники сторителлинг на уроках английского языка в начальной школе…………………………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….........19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………........21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендации по использованию техники сторителлинг на уроках английского языка в начальной школе (УМК Enjoy English-2»)……….............................................23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотонаблюдение за использованием техники сторителлинг на уроках английского языка…………………………………………………………………………………….....44

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Бланк для оценивания прогресса учеников……………………………………...45

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета для детей…………………………………………………………………...46

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Результаты опроса детей…………………………………………………………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Анкеты для родителей…………………………………………………………….48

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Результаты наблюдений родителей на уроке…………………………………...50

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Результаты наблюдений родителей за выполнением домашних заданий их детьми………………………………………………………………………………………………….....51

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Иллюстрации учеников к историям “In а Dark, Dark Town” и

“The Lion Hunt”…………………………………………………………………………………………..52

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. На протяжении ряда лет в России ведется работа по модернизации содержания школьного образования, и обучение иностранному языку рассматривается как приоритетное направление этой модернизации. Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную [17, 24, 25]. Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу, важен также весомый интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал предмета. Согласно Федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования одной из основных целей первой ступени общего образования является «развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться»[25,с.16]. « Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка»[25, с.17]. Изучение иностранного языка может и должно способствовать решению этой задачи параллельно с формированием основ коммуникативной компетенции, дальнейшее развитие которой будет происходить на следующих уровнях.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о повышении качества учебного процесса по иностранному языку на начальном этапе, о поиске новых, более эффективных методов и приемов обучения в условиях, когда на первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний.

Преимущества изучения иностранного языка в начальной школе неоспоримы, но практика свидетельствует, что существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и теми видами упражнений, которые им предлагаются на уроке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета, желанием научиться общаться на изучаемом языке, что влечет за собой негативные последствия.

Как мне кажется, одним из возможных путей преодоления этой проблемы может стать использование техники сторителлинг (англ.storytelling «рассказывание историй») на уроках английского языка в начальной школе.

Данная техника предоставляет уникальные возможности, как для учителя, так и для учеников, так как может помочь в достижении обеих основных целей при изучении иностранного языка на ступени начального общего образования: в развитии личности младшего школьника и формировании его коммуникативной компетенции.

По моему мнению, эта техника недостаточно широко используется в практике преподавания иностранного языка в российских школах. Об этом свидетельствует тот факт, что в русскоязычной методической литературе еще не существует устоявшегося термина для ее обозначения. Иногда данная техника рассматривается как инсценирование [11], но, на мой взгляд, такое отождествление неправомерно. Не отражает сущность техники и термин «рассказывание» [18], поэтому в своей работе я использую термин «сторителлинг» в той трактовке, в которой он дается авторами методического пособия «The Primary English Teachers Handbook»: Сторителлинг– техника, построенная на использовании историй с определенным сюжетом как способ передачи опыта для ребенка при изучении иностранного языка» [4, с.135].

Таким образом, актуальность темы обусловлена:

  • значимостью разработки новых образовательных технологий, направленных на развитие личности учащихся посредством изучения иностранного языка;

  • недостатком специальных исследований по применению техники сторителлинг на уроках английского языка в начальной школе.

Цель работы: разработать методические материалы для использования техники сторителлинг как средства развития младшего школьника и формирования его коммуникативной компетенции при обучении английскому языку по УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой, Н.В.Добрыниной, Н.Н.Трубаневой.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • познакомиться с работами по психологии об особенностях развития младших школьников;

  • раскрыть сущность и преимущества техники сторителлинг в обучении английскому языку в начальной школе;

  • проанализировать методическую литературу по проблеме развития коммуникативной компетенции и описать возможности данной техники для ее развития;

  • подобрать истории, соответствующие возрастным особенностям младших школьников и программному материалу, и разработать рекомендации по использованию данных историй на уроках;

  • экспериментально проверить эффективность предлагаемой техники.

Цели и задачи настоящей работы определили комплексный характер использования различных методов исследования:

  • теоретический анализ литературы по психологии, методике обучения иностранным языкам;

  • изучение педагогического опыта, учебно-методической документации и программных документов по преподаванию иностранного языка в начальной школе;

  • наблюдение за детьми с использованием специальных карт;

  • диагностические методы (письменное анкетирование детей и их родителей, групповые и индивидуальные беседы);

  • количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретико-методологическую основу работы составили труды об особенностях развития психических функций младших школьников, о развитии их личности (в частности мотивационной сферы), о важности младшего школьного возраста в формировании речи (Л.С. Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), по теории и методике обучения иностранным языкам (М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Р.П. Мильруд, Г.В.Рогова и др.), о современных подходах в области раннего обучения иностранному языку (Д.Брустер, O.Данн, Э. Райт, С Филлипс и др.)

Практическая ценность работы состоит в подборе историй, соответствующих возрастным интересам детей и программным требованиям, и разработке методических рекомендаций для учителя по использованию техники сторителлинг на уроках английского языка в начальной школе. Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ СТОРИТЕЛЛИНГ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Психологические особенности младшего школьного возраста

в контексте изучения иностранных языков

Данная работа, безусловно, не имеет целью всесторонне описать возрастную психологию младшего школьного возраста. Тем не менее, мне хотелось бы остановиться на чрезвычайно важных моментах, без прояснения которых нельзя перейти к рассмотрению методических вопросов.

Основные положения, изложенные в данном параграфе, представлены в работе по возрастной психологии И.Ю. Кулагиной, которая основывается на трудах известного русского ученого Л.С.Выготского и статьях Д.Б.Эльконина, развившего идеи Выготского в области детской психологии [5,7,12].

По мнению автора, доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Хотя мышление у ребенка в этом возрасте еще неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений и тесно связано с деятельностью воображения, у младшего школьника появляются логически верные рассуждения.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления, которое позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В конце младшего школьного возраста (и позже) у детей проявляются индивидуальные различия. В связи с этим психологи выделяют группы «теоретиков» (или «мыслителей»), которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Память у младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети этого возраста, в отличие от дошкольников, способны целенаправленно, произвольно запоминать материал им неинтересный, хотя их память все еще имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. У детей очень крепкая долгосрочная память, и именно поэтому люди всю жизнь прекрасно помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если материал был эмоционально окрашен. В то же время у младших школьников недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала для того, чтобы он перешел в долгосрочную память. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения заученного у младших школьников отличается неточностью, большим количеством ошибок, запомненный механически материал недолго удерживается в памяти. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Таким образом, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер (хотя в учебной деятельности развивается и произвольное внимание): дети легко и быстро отвлекаются на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного вида деятельности на другой. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте младшие школьники еще не могут, так как их внимание неустойчиво. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит детей к утомлению.

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание. Для того чтобы ученик более точно анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. В восприятии младших школьников нередко появляется недостаток анализа и синтеза. Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично: многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе.

К концу дошкольного периода в основном уже закончено развитие звуковой (фонетической) стороны речи. Ребенок практически владеет всеми фонемами. Запас слов у него довольно большой, он умеет пользоваться грамматическими формами родного языка, связывает слова в предложения (простые и сложные). Обучаясь чтению, первоклассник испытывает большую трудность в слиянии звуков в слоги. Смысловая (семантическая) сторона речи у ребенка при поступлении в школу тоже бывает еще недостаточно развита, Значение слов нередко понимается неточно: иногда происходит сужение этого значения, иногда неправомерное расширение. Неумение схватывать главные мысли в речи, находить нужные слова и строить фразу часто ведет к тому, что ученик не всегда может изложить содержание прочитанного своими словами, а предпочитает пересказывать его буквально. Хотя словарь ребенка в этом возрасте уже довольно обширен, он является скорее пассивным, чем активным, т.е. ребенок, зная и понимая многие слова, не всегда может находить употреблять их в нужный момент.

Речевое общение людей состоит не только в том, что человек говорит, но и в том, что он сам слушает другого. Восприятие младшим школьником речи учителя тоже имеет свои особенности. Так первоклассник не всегда понимает, что учитель, говоря классу, говорит и для него, поэтому педагогу приходится иногда лично обращаться к ребенку, чтобы тот понял, что данное указание касается и его. Следует отметить еще одну особенность детей младшего школьного возраста: часто, не дослушав объяснения учителя, что и как надо делать, они готовы немедленно действовать. А, настроившись действовать, они перестают слушать и понимать слова учителя.

При обучении в школе речь ребенка быстро совершенствуется. Развитие речи учащихся тесно связано с активным приобретением ими знаний, с общим ростом культуры, повышением их познавательных интересов. Образцом для детей должна быть правильная, ясная, четкая, содержательная и в меру эмоциональная речь учителя.

Младшие школьники любят мир фантазии и сказки. Они очень увлекаются деятельностью, где велика роль воображения. Хотя с возрастом образы воображения детей школьного возраста становятся ближе к действительности, более точно ее отражают, их воображение не слабеет и не становится менее ярким и богатым по содержанию. Поскольку в процессе воображения переработке подвергаются прошлые представления, то, чем больше у человека опыта и впечатлений, тем может быть богаче его воображение, Ребенок лишь чаще, чем взрослый прибегает к фантазии.

Воображение младшего школьника имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что он наблюдал. Поэтому воображение у него носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Учение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его.

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением знаний. Эти моменты, также как и специфика самой учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.

Таким образом, знание и умелое использование психологических особенностей младших школьников позволит учителю добиться реальных успехов в обучении и развитии своих учеников. Поэтому, если мы хотим, чтобы дети ушли с урока с каким-то «кусочком английского языка», все, чем они занимаются на уроке должно быть зримо, конкретно, осязаемо и напрямую связано с окружающим их миром, с их интересами.

    1. Сущность техники сторителлинг и этапы ее использования

С древних времен в истории человечества рассказывание историй, выдуманных и невыдуманных, как в устной, так и в письменной форме, помогало передавать достижения поколений, социализировать молодых. Это древнейший способ человеческого общения. Магические слова « Однажды, много лет назад…» заставляют замирать как детей, так и взрослых, потому что открывают двери в новый мир: мир, где все возможно.

Рассказывание приобрело иное значение в наше время, когда люди ищут новые способы эффективного распространения знаний, полученных на опыте, в условиях недостатка времени и избытка информации. Именно поэтому техника сторителлинг широко используется в психологии и в менеджменте для достижения определенных целей [9, 18, 21, 22].

Сложно переоценить возможности сторителлинга в преподавании иностранного языка, прежде всего в начальной школе. Использование данной техники нашло отражение в работах многих английских ученых и учителей-практиков: Д.Моргана и М. Ринволукри, Э.Райта, С.Филлипс и др.[28, 29, 31, 33, 37]

Проанализировав идеи выше названных авторов, я попыталась обобщить основные моменты использования сторителлинга на уроках английского языка в начальной школе, и пришла к выводу, что в процессе работы учителя целесообразно выделить три этапа: подготовительный этап, использование сторителлинга на уроке, рефлексия (рис.1).



Рисунок 1. Этапы в процессе работы учителя над использованием техники сторителлинг

  1. Подготовительный этап включает в себя:

  • выбор истории (с учетом детского интереса, программной тематики, уровня языковой сложности, национальной культуры и менталитета и.т.д.);

  • планирование урока (или его части): постановка цели, разработка или подбор упражнений, способствующих ее достижению, распределение времени и.т.д.;

  • подготовка к уроку: ознакомление с историей, подготовка наглядного или раздаточного материала и.т.д.

  1. Поскольку сторителлинг предполагает восприятие речи на слух, то, прежде всего, необходимо говорить о развитии навыков аудирования, поэтому второй этап целесообразно разбить на три под­этапа:

  • до прослушивания истории,

  • во время прослушивания истории,

  • после ее прослушивания.

Степень мотивации слушателей, а, следовательно, и усвоение содержания во многом зависит от первичной установки, поэтому до прослушивания истории учителю необходимо подготовить детей к ее восприятию. Возможны различные варианты этой подготовки.

Обсуждение вопросов/ утверждений помогает определить тематику истории, предугадать, о чем пойдет речь, услышать и повторить те слова, которые будут употреблены в истории, другими словами, здесь вступает в силу смысловое и лексическое прогнозирование, кроме того, развивается воображение и мышление.

Презентация новых слов позволит избежать трудностей при прослушивании. Поскольку речь идет о младших школьниках, то учитывая их психологические особенности, целесообразно использовать реальные предметы, картинки, мимику и жесты.

Главная задача учителя во время прослушивания истории – помочь детям понять ее. В процессе сторителлинга соединяются правила игры с моделируемой ситуацией, с одной стороны, и подлежащим усвоению, тренировке и активизации иноязычным материалом, с другой. Это позволяет создать условия для активного участия детей в процессе общения, для обеспечения достаточного количества повторений при сохранении новизны и постепенным усложнением. Естественно, данный подэтап будет самым продолжительным по времени, так как он предполагает использование большого количества тренировочных упражнений с жесткой установкой, заданным механизмом выполнения, но при этом имеющих смысловую значимость для детей.

После прослушивания истории возможно использование тренировочных упражнений условно-коммуникативного характера. Сторителлинг позволят развивать все виды речевой деятельности интегрированно, конечно же, ведущая роль отводится аудированию и говорению. В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение способствуют развитию друг друга в процессе обучения, так как понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания, при этом на первый план выходит содержательность речи (fluency), а не ее грамотность. Кроме того после прослушивания истории можно использовать упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей (создать иллюстрации к истории, изготовить маски для персонажей, придумать свою историю и.т.д.)

3. В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности. Б. З. Вульфов и В. Н. Харькин формулируют ее значимость следующим образом: «Если рефлексия – цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидаемое, то профессиональная рефлексия – та же внутренняя работа: соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями… В свою очередь, педагогическая профессиональная рефлексия – то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы, прежде всего с собственным педагогическим опытом» [23].

Поэтому в процессе работы учителя над использованием техники сторителлинг этап рефлексии очень важен для учителя, поскольку он не завершает работу, а выводит на новый уровень использования техники на уроках английского языка в начальной школе.

Привлекательность техники сторителлинг можно объяснить следующими главными факторами.

  • Развитие ребенка с учетом его психологических особенностей.

Сторителлинг творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции младших школьников: воображение, память, наблюдательность, внимание, речь, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка.

Данная техника предоставляет возможность передавать информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого ученика (и аудиала, и визуала, и кинестетика) есть шанс усвоить хотя бы часть этой информации.

  • Мотивация. Это естественно для детей с детства слушать сказочные истории. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, формирует свой социальный навык взаимодействия с людьми, приобретает жизненный опыт, развивается, изучает язык.

Сторителлинг помогает наладить связь между изучением иностранного языка и жизнью, т.е. активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Как показывает опыт преподавания в начальной школе, данная техника помогает детям получить реальную цель для общения и «окунуться в язык», преодолев языковой барьер, так как «играя в жизнь», они открываются для общения и не испытывают страха ошибиться.

  • Формирование коммуникативной компетенции. (См. параграф 1.3.)

Таким образом, техника сторителлинг, имеющая давние исторические традиции, может с успехом применяться для обучения английскому языку младших школьников. Для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать три этапа в процессе использования данной техники на уроках в начальной школе.


    1. Формирование коммуникативной компетенции

при использовании техники сторителлинг

Формирование коммуникативной компетенции учащихся является целью обучения иностранному языку[25]. Профессор Р.П. Мильруд дает следующее определение этому понятию: «Коммуникативная компетенция представляет собой демонстрируемое(declarative) и практическое (procedural) знание языка, обеспечивающее достижение коммуникативных целей в устной и письменной продуктивной и рецептивной, монологической или диалогической формах» [13, с.4].

Разными исследователями компоненты коммуникативной компетенции трактуются по-разному, в своей работе я буду основываться на мнении Р.П.Мильруда.

Рассмотрим компоненты коммуникативной компетенции применительно к технике сторителлинг.

  1. «Лингвистический компонент коммуникативной компетенции учащихся представляет собой знание языковых средств, включая грамматику, лексику и фонетику, и готовность пользоваться ими в устном или письменном общении» [13, с.5].

Изучение языка происходит не ради самого языка, а ради общения на нем, подразумевается использование каждой лексической единицы как части речевого образца, применимого в той или иной ситуации речевого общения. Техника сторителлинг позволяет ученику не просто сказать по-английски определенную фразу, а увидеть, как применить ее, в какой ситуации ее используют англичане. Наблюдения показывают, что при правильной работе с речевым образцом (при балансе между презентацией и практикой) младшие школьники в процессе общения начинают автоматически подбирать соответствующие англоязычные образцы. Таким образом, слова заучиваются в естественных, наиболее устойчивых сочетаниях, присущих английскому языку.

Хотелось бы уделить внимание и грамматической стороне речи. Как было упомянуто выше, у младшего школьника абстрактное мышление только развивается, и поэтому он мыслит конкретно. Значит, применение грамматических правил дается ребенку с трудом, он не способен анализировать и применять правила в устной речи осмысленно. Мне кажется, что на начальном этапе изучения иностранного языка грамматическая правильность какой-либо структуры должна сводиться к ее функциональности. Участвуя в разыгрывании историй, дети многократно, но каждый раз, выполняя какое-то новое задание, повторяют одни и те же образцы, непроизвольно осваивая их. И так как память младших школьников все еще имеет наглядно-образный характер, то, чем ярче будет представлен образ, тем меньшее количество повторений потребуется и тем прочнее эти образы усвоятся долговременной памятью.

  1. «Дискурсивный компонент коммуникативной компетенции учащихся представляет собой построение текста в процессе формирования и формулирования учащимися собственной мысли» [13, с.5], другими словами этот аспект отвечает за связность речи.

Когда речь идет о младших школьниках, сложно говорить о полноценном развернутом высказывании, но, тем не менее, уже на начальном этапе следует развивать этот компонент коммуникативной компетенции, обратив внимание на интонацию, которая обеспечивает связность речи, делает ее живой, указывает на отношение говорящего к высказыванию. Именно с этой точки зрения сторителлинг предоставляет огромные возможности.

  1. «Стратегический компонент коммуникативной компетенции обеспечивает принятие решений о наилучшем пути достижения коммуникативной цели в ситуации, требующей гибкости в использовании языковых средств, адаптации к индивидуальным особенностям других участников устного или письменного общения, а также речевого взаимодействия» [13, с.6].

Применительно к младшим школьникам функция стратегического компонента – компенсация в условиях дефицита языка, т.е. невербальная передача информации (жесты, язык тела). Дети младшего школьного возраста успешно овладевают данным компонентом. В этом случае оправдано использование метода опоры на физические действия (Total Physical Response (TPR)), при котором дети овладевают языком, когда речь осваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий [4, с.134]. Этот мультисенсорный метод, основанный на природных рецептивных способностях детей, был впервые описан Джеймсом Ашером. Именно таким образом дети овладевают родным языком, и этот же метод может помочь им освоить иностранный язык. Техника сторителиинг необычайно расширяет возможности для развития стратегического компонента. Рассказывание историй, сопровождаемое движениями, дает детям отличный шанс «учить» язык телом. Часто, забывая фразу, ребенок вспоминает жест и пользуется им как синонимом. Кроме того, этот метод расширяет возможности кинестетиков (людей, воспринимающих большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений). На традиционных уроках для таких детей практически не предлагаются упражнения. И даже, если ребенок по своей природе не кинестетик, это не значит, что метод опоры на физические действия для него бесполезен. Органы чувств можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Кроме того дети просто любят подвигаться, а дополнительные положительные эмоции будут способствовать мотивации и, в конечном счете, лучшему усвоению языка.

  1. « Прагматическая компетенция предполагает осуществление речевых функций (сообщение, отношение, пожелание, убеждение, извинение и др.), социальное взаимодействие с другими участниками коммуникации (дружеские или официальные отношения, объединение усилий или сопротивление, релевантность или случайность информации), выражение коммуникативного смысла (прямота или двусмысленность)» [13, с.6]. Признаком прагматической компетентности является «коммуникативный результат», то есть адекватная реакция слушателя или читателя. Для развития этой компетенции учителю необходимо подбирать истории различного типа, чтобы продемонстрировать, как можно общаться с собеседниками в различных ситуациях. Для ребенка всегда важен контакт между партнерами по общению, а задача учителя – сделать так, чтобы ребенок хотел идти на этот контакт.

  2. « Межкультурный компонент коммуникативной компетенции объединяет социолингвистические и социокультурные знания, способствуя всестороннему развитию личности учащихся, укрепляя чувство национальной принадлежности, обогащая коммуникативный опыт соприкосновением с иными культурами, формируя толерантное отношение к культурному многообразию и создавая основу для плодотворного взаимодействия с представителями иных культур посредством изучаемого языка» [13, с.6].

Социолингвистический компонент включает в себя умение начать разговор, продолжить его либо прекратить. Учителя знают, что многие дети испытывают трудности в общении и на родном языке. Чтобы ребенок легко общался, его надо учить этому. И здесь очень важен язык повседневного общения. Младшие школьники должны знать, как можно поприветствовать собеседника, начать разговор, выразить восторг, привлечь внимание и.т.д. Необходимо предоставить им возможность для такого общения, при этом необходимо обратить внимание на тематику ситуаций: они должны отражать интересы детей.

Социокультурный компонент представляет собой знание повседневной жизни в стране изучаемого языка, общепринятых правил, традиций и обычаев этой страны и.т.д.

Младшие школьники имеют прекрасную возможность постигать культуру английского народа, соприкасаясь с детскими произведениями. Проигрывая различные сюжеты, дети входят в мир новых героев, и иностранный язык становится для них «родным», а ситуации общения – естественными.

Таким образом, при применении техники сторителлинг на уроках иностранного языка в начальной школе коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса. Эта техника предлагает уникальные возможности для развития коммуникативной компетенции в эмоционально комфортных для младших школьников условиях, учитывая их психологические особенности.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconКонкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями за высокие...
...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconКонкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2015 году
И. Н. Ульянова по специальности «Математика и физика». Педагогический стаж работы составляет 32 года, из них 30 лет – в многопрофильном...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconКонкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в республике...
Благодарность Муниципального учреждения «Методический центр» г. Сыктывкара за активное участие в работе районного методического объединения...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconО проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями...
Отчет по разработкам в упов, включая соответствующие вопросы, обсуждаемые на последних сессиях caj, cc и Совета (устный доклад Зам....
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconО дополнении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения...
Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель гимназии №42 г. Барнаула Светлана Юрцева – в числе победителей конкурса на получение денежного поощрения в рамках приоритетного...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconОтчёт директора моу сош №6 города Кропоткина
Приказ Минобрнауки России №134 от 5 мая 2007 года. Два педагога школы Кузнецова Н. Т. и Кочнева Т. В. стали победителями Всероссийского...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconОтчет о проведении мероприятий по распространению опыта учителей-победителей...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 г. Нефтегорска муниципального...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconКонкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного...
Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconПриказ «04» сентября 2006 г. №219 (В ред. Приказа Минобрнауки России от 15 декабря 2006 г. №325)
В соответствии с Правилами проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденными приказом Минобрнауки...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconКонкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного...
Н. Ю. Шеленкова преподает биологию в 6-11 классах гимназии на базовом и профильном уровнях. Являлась организатором работы химико-биологического...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconПозитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года
Свердловской области для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconПримечание: все учащиеся математических классов сдают алгебру и геометрию...
Свердловской области для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Суминой Татьяны...
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Использование техники сторителлинг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Свердловской области для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Ярулиной Елены...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск