Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование





Скачать 412.58 Kb.
НазваниеКонкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование
страница1/5
Дата публикации04.04.2015
Размер412.58 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Биология > Конкурс
  1   2   3   4   5
КОНКУРС ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДЛЯ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ЗА ВЫСОКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В ОБРАЗОВАНИЕ

____________________________________________________________________________

Регистрационный номер №: ___________
Дата регистрации заявки: _____________
(заполняется Оператором конкурса)


Аналитический отчет

о педагогической деятельности

учителя биологии

МОУ гимназии № 32

Натальи Юрьевны Шеленковой

по теме:

«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся

с применением информационных технологий»
Раздел 1

1. Инновационная деятельность по обновлению содержания

базового и профильного образования по биологии

Н.Ю. Шеленкова преподает биологию в 6-11 классах гимназии на базовом и профильном уровнях. Являлась организатором работы химико-биологического профиля гимназии. Составила модифицированные программы по биологии для гуманитарного, физико-математического и химико-биологического профилей.

Разработала авторскую программу углубленного изучения биологии «Человек и его здоровье». Программа прошла апробацию в 1993-1998 г.

Содержание программы расширено за счет углубления знаний учащихся об уровнях организации жизни, развитие идей системности и саморегуляции. В программу включены вопросы трофологии, являющейся одним из методологических обоснований здорового образа жизни. Систему биологических знаний, заложенных в программе можно представить в виде можно представить в виде модели – «все связано со всем».

Цели программы:

-дать представление о живых системах и свойствах живых систем на примере организма человека;

-сформировать представление о саморегуляции живых систем как фундаментальном критерии жизни;

-показать единство и взаимообусловленность человека и биосферы.

Задачи программы:

-способствовать формированию прочных знаний о строении и функционировании организма человека, правилах гигиены и здорового образа жизни;

-развить комплекс умений и навыков по самооценке состояния здоровья, оказанию первой помощи;

-сформировать у учащихся навыки организации учебных исследований и образовательных проектов.

Преподавание углубленного курса биологии по данной программе позволяет использовать форм и методов активного обучения: метод конкретных ситуаций, метод инцидента, «мозговой атаки», учебных игр. Программа предусматривает развитие учащихся в процессе обучения, самостоятельную творческую деятельность (работа над рефератом, проведение учебного исследования), что обеспечивает единство усвоения знаний и деятельности по их применению.

Н.Ю. Шеленкова разработала программы элективных курсов по общей биологии для 10 – 11 классов химико-биологического профиля:

  • «Генетика как точная наука, или законы генетики»,

  • «Молекулярные и цитологические основы наследственности и изменчивости».


В содержании программы элективного курса «Генетика как точная наука, или законы генетики» раскрываются основные закономерности наследственности и изменчивости. Приводятся сведения по теории вероятностей, что позволяет раскрыть статистические закономерности законов наследования признаков, выявить их вероятностный характер. С другой стороны, закономерности наследования признаков рассматриваются как результат функционирования цитологических структур – поведения хромосом в процессе мейоза, слияния гамет в процессе оплодотворения.

Программа предполагает выделение значительной части учебного времени на решение генетических задач, моделирование генетических закономерностей, в том числе с использованием компьютера и мультимедийного проектора, использование цифровых ресурсов электронных учебных пособий и Интернета.

Содержание программы позволяет проводить межпредметные связи – биология и математика, информатика, развивать надпредметные умения - поиск информации в Интернете, подготовка компьютерной презентации, представление собственного проекта.

В процессе изучения данного курса могут быть использованы иллюстративные материалы интернет - ресурсов; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office,Front Page и другие для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся при подготовке презентаций, сайтов, рефератов, докладов.

Для проведения занятий используются также материалы компакт-дисков: “Биология” (Физикон); “Биология” (Кирилл и Мефодий); “Биология” (Мультимедиа центр).

В результате изучения данного курса учащиеся:

  • Овладевают знаниями об основных закономерностях наследственности и изменчивости

  • Знают особенности методов изучения наследственности и наследования признаков

  • Умеют использовать средства Microsoft Word, Excel, Power Point, Front Page, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме. Дидактические материалы к программе в приложении.


Программа элективного курса «Молекулярные и цитологические основы наследственности и изменчивости» предназначена для учащихся 10-х или 11-х классов, уже получивших базовые знания о природе наследственности и изменчивости и роли этих процессов в эволюционном развитии органического мира в 9 классе, и продолжающих изучение биологии на профильном уровне.

Программа предполагает более глубокое, целостное и системное изучение этих явлений на различных уровнях организации жизни – молекулярном, клеточном, организменном, что позволяет связать воедино знания по биохимии, цитологии, клеточной и эволюционной теории.

Основное внимание уделено молекулярным механизмам реализации наследственной информации на уровне клетки и организма, влиянию внутренних и внешних факторов на регуляцию активности генов. Рассматриваются механизмы возникновения мутаций, их влияние на здоровье человека и других организмов, последствия загрязнения окружающей среды мутагенами.

Освоение материала программы предполагает развитие ряда практических умений и навыков, а именно: решение генетических задач, моделирование молекулярных и цитологических процессов, поиск дополнительной информации в Интернете, использование цифровых носителей информации для иллюстрации собственных докладов, презентаций, проектов.
Цель курса:

Расширить и развить представления учащихся о системной организации живой природы, взаимосвязи различных уровней ее организации, обусловленности биологических процессов физическими и химическими явлениями. Сформировать целостное представление о природе наследственности и изменчивости.

Задачи курса:

Освоение учащимися современных знаний о материальных носителях наследственной информации – молекулах ДНК и РНК, их структуре и функциях.

Расширение представлений о клетке как системе, на уровне которой происходит сохранение и передача по наследству генетической информации. Систематизировать знания о мутациях, роли факторов среды в мутагенезе.

Дидактические материалы к программе в приложении.
В рамках регионального компонента содержания образования разработана и апробирована авторская программа по краеведению «Живая природа нашего края».

Программа ориентирована на учащихся 6 – 7 классов, изучающих или закончивших изучение царства растений и царства животных. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках ботаники и зоологии. Содержательный компонент программы представлен сведениями о растительном и животном мире Калининградской области во взаимосвязи с особенностями климата, рельефа и почвами нашего края.

В основу программы положен экологический принцип. Он позволяет углубить знания о взаимосвязи организма с окружающей средой, воспитать чувство ответственности за последствия влияния деятельности человека на состояние живой природы, сформировать у младших школьников стремление беречь природу родного края.

Краеведение не является лабораторной наукой, важнейшее место здесь занимают экскурсии, наблюдения, поэтому в основу программы положен экскурсионно-практический принцип.

Каждый раздел тематического планирования предусматривает экскурсию или практическую работу, походы в природу (лесопарковую зону, городские парки, ботанический сад, зоопарк), в музеи.

Основным содержанием экскурсий являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также общественно-полезная деятельность и пропаганда охраны природы.

В программе отводится много времени на изучение растений и животных в природе, проведение лабораторных работ с гербариями и коллекциями. Особая воспитательная роль отводится практическим работам по озеленению пришкольного участка, подкормке зимующих птиц, наблюдениям за состоянием зеленых насаждений городской среды. Итоговое занятие проводится в форме экскурсии или конференции в зале историко-художественного музея.

Дидактические материалы к программе по теме «Сообщество леса» в приложении.


2. Инновационная деятельность в области новых педагогических технологий

C 1993 по 2001 год Н.Ю.Шеленкова исполняла обязанности заведующего кафедрой химии, биологии и географии, являлась организатором внедрения личностно-ориентированного и развивающего обучения, информационных технологий в образовательный процесс гимназии.

В 2000 г. на Городском конкурсе методических кафедр естественнонаучная кафедра гимназии № 32 заняла I место.

На своих уроках Наталья Юрьевна использует проблемно-поисковые, эвристические методы, метод учебного исследования, метод информационно-коммуникационных проектов по технологии Intel, элементы модульного обучения (в приложении представлены примеры модульных уроков по общей биологии, публикации учащихся, презентации). Обучающие модули «Биотехнология», «Генная инженерия», «Клеточная инженерия» были представлены на областном семинаре КОИПК и ПРО в 2000г.

С 2003 г. работает над методической темой «Информационно-коммуникативные технологии в преподавании биологии». В старших профильных классах организует учебную деятельность по технологии информационно-коммуникативных проектов (в приложении представлен информационно-коммуникативный проект «Цитология – наука о клетке»).

С 2001 г. занимается вопросами внедрения информационных технологий в образовательный процесс гимназии, повышения информационных компетенций учителей гимназии по программе Intel. В 2004-2005 учебном году вела в гимназии семинары по программе Intel, получила статус тьютора программы. Является соавтором целевой программы «Управление гимназией на основе системной компьютеризации».

Шеленкова Н.Ю. активно сотрудничает с областным центром информатизации образования, была участником областного Интернет - слета учителей в июле 2004 г. Является членом ассоциации учителей «Федерация Интернет - образования».

В 2006 году совместно с учителями кафедры биологии, химии, географии разрабатывает проект "Медиатехнологии" в преподавании естественнонаучных дисциплин»

Методические приемы использования информационных технологий

на уроках биологии

Использование информационных и коммуникативных технологий в преподавании биологии ведется в рамках проекта «Управление гимназией на основе системной компьютеризации». Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику
    собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у
    них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и
    обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и
    моделирования.

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные
    биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой
    скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время используется ЭОР «Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
    использованием ИТ

  • сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над
    учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора
    в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к
    экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных
    общеучебных навыков.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.

  1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика
    прокомментировать процесс, остановит кадр и предложить продолжить дальнейшее
    протекание процесса, попросить объяснить процесс.

  2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно:
    заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.




  1. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

  2. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивает речь,
    мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать
    логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1 .Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.

4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.

5. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Метод информационно-коммуникативных проектов

Использование информационных технологий на уроках биологии получило новый импульс после знакомства с программой «Intel» в 2003 г. С этого момента разрозненные попытки использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез.

Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготавливают его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в своей педагогической деятельности. В профильных классах гимназии учебное проектирование и исследование - надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности.

Например, опыт проведения учебного проекта «Клетка - целостный организм» в 9 физико-математическом классе, в ходе которого учащиеся не только обобщили и систематизировали полученные знания о клетке, но и получили навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы.

Результаты деятельности оформляются в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на конференции.

Материалы проекта прилагаются.
3. Воспитательная работа

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся
Н.Ю. Шеленкова является соавтором концепции воспитательной системы гимназии

32, получившей диплом I степени на муниципальном этапе Всероссийского конкурса воспитательных программ общеобразовательных учреждений в 2003 г., диплом II степени на областном этапе конкурса.

Н.Ю. Шеленкова является автором и куратором школьных целевых воспитательных программ «Одаренные дети», «Здоровье», руководителем гимназического Научного общества учащихся.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconКонкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного...
Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconАналитическая справка Претендента на участие в конкурсном отборе...
В работе Претендента наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconПозитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года
Свердловской области для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Свердловской области для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Ярулиной Елены...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconПримечание: все учащиеся математических классов сдают алгебру и геометрию...
Свердловской области для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Суминой Татьяны...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материалы участника конкурса лучших учителей муниципальных общеобразовательных учреждений по присуждению Гранта Главы муниципального...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconО дополнении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения...
Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconОтчет о проведении мероприятий по распространению опыта учителей-победителей...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 г. Нефтегорска муниципального...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Династия» в номинации «Наставник будущих учёных» -2009 года и 2011 года. В рамках конкурса лучших учителей образовательных учреждений...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconНаши достижения городской конкурс проектов уроков с использованием икт
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconОтчёт директора моу сош №6 города Кропоткина
Приказ Минобрнауки России №134 от 5 мая 2007 года. Два педагога школы Кузнецова Н. Т. и Кочнева Т. В. стали победителями Всероссийского...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconГородской профессиональный творческий конкурс учителей английского...
Конспект-модель урока по английскому языку в 10 классе общеобразовательной школы
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconПриказ «04» сентября 2006 г. №219 (В ред. Приказа Минобрнауки России от 15 декабря 2006 г. №325)
В соответствии с Правилами проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденными приказом Минобрнауки...
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование iconКонкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в республике...
Благодарность Муниципального учреждения «Методический центр» г. Сыктывкара за активное участие в работе районного методического объединения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск