Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития





Скачать 261.49 Kb.
НазваниеСинергетика метод познания окружающего мира, требующий развития
Дата публикации16.07.2013
Размер261.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы


Антонович Е.Н.

СИНЕРГЕТИКА – МЕТОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ТРЕБУЮЩИЙ РАЗВИТИЯ

Только со смертью догмы начинается наука (Г.Галилей)

Умные не бывают учеными. Ученые не бывают умны (Лао Цзы)

Предлагается метод генодрева философии триединого синтеза (ФТС) -

динамическая система структурных представлений которого позволяет

дать более взвешенную оценку и развитие идей синергетики.

Ключевые слова: система, единство, противоположность, дух, материя,

причина, следствие, анализ, синтез, системный анализ и синтез, генодрево.

Многие авторы характеризуют синергетику как науку о: - термодинамике открытых систем вдали от равновесия; - самоорганизации физических, биологических и социальных систем; - неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе; - универсальных законах эволюции в природе и обществе и т.д. Некоторые авторы указывают на ряд недостатков и ошибок синергетики, утверждая, что она: - ошибочно трактует принцип причинности и скачков в философии; - неприменима в отношении таких систем, как общество и т.д. Сильную оппозицию встречает синергетика со стороны ряда физиков, химиков, биологов, занимающихся автоволновыми процессами и ряда философов. Серьезные и очень интересные критические замечания в адрес синергетики принадлежат Кутырову В.А., представителю материалистической антропологии. Калмыков Р.Б. утверждая, что синергетика – двигатель модернизации детерминизма, создает теорию кольцевого детерминизма: «синергетика продолжает переживать весьма нелегкий, можно даже сказать, мучительный процесс согласования с текущей философской парадигмой. Об этом, в частности, свидетельствует острая критика и нападки со стороны традиционных материалистов. В связи с этим нельзя не согласиться со следующим утверждением академика Степина: Развитие современной научной картины мира под влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации ее философских оснований. Проблемы, которые здесь возникают, связаны с экспликацией генерированного синергетикой нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности, необходимости и т.п. … В воздухе буквально витает идея модернизация детерминизма в соответствии с требованиями синергетики. … разработанная автором теория кольцевого (вихревого) детерминизма призвана актуально дополнить традиционную теорию прямолинейного детерминизма … вооружить ее действенным инструментом более адекватной интерпретации множества наблюдаемых феноменов, величин и понятий. Суть теории состоит в предположении наличия в недрах каждого отдельного устойчивого природного образования, состоящего из согласованно функционирующих звеньев и элементов, особого детерминирующего начала, своего рода вихря, воздействие которого на само природное образование осуществляется циклически-возобновляемо вдоль замкнутого детерминирующего контура. Простейшим вариантом замкнутого контура является кольцо»[1].

Такой системной модификацией оснований философии, в большей степени, отвечающей принципам синергетики, чем кольцевой детерминизм, является новый метод познания, развития – генодрево ФТС, основанный не только на единстве духа и материи, идеализма и материализма, но и необходимости и случайности и т.д., развивающий принципы и идеи синергетики и диалектического материализма. В ФТС материя имеет духовное содержание, а дух - материальное (подробнее ниже).

Но, несмотря на существенные недостатки и незаконченность синергетики, как науки, она уже настойчиво внедряется в сознание человека, преподается в ВУЗах, используется в практике работы систем управления. Есть ряд интересных и отчасти спорных работ, предлагающих применение синергетики в теории управления. Так, например, Касперович Г.И., отмечая ряд проблем синергетики, требующих разрешения, пишет что «синергетический образ … нелинейного мышления, приобретает все возрастающее значение не только в научном исследовании, но и в системе высшего и среднего образования; не только как предмет, но и как метод учения и обучения», делая выводы, что «он может стать основой для принятия обоснованных решений и предсказаний в условиях неопределенности, кризисных ситуациях и трансформациях общественных структур», утверждает: “Синергетика открывает другую сторону мира: его нестабильность, нелинейность, открытость … овладение идеями и понятиями синергетики способствует преодолению узкодисциплинарного профиля образования … Синергетическая парадигма может успешно служить для моделирования многих процессов социальной жизни – демографических, геополитических, социально-экономических, политико-управленческих и др. … Концептуальный подход к изучению синергетики управления предполагает не просто усвоение ее основных идей и понятий, но и осознание их мировоззренческого и методологического значения…курс «Синергетические концепции управления» является результатом междисциплинарного синтеза комплексного…философского и эволюционно-синергетического подходов к современному управлению”[2].

В России синергетика, претендуя на универсальность применения, слепо поддерживает и рыночные (стихийные) механизмы управления: «Природа обеспечивает стабильность систем, живущих в изменяющейся среде, без четко заданной программы своего совершенствования … Механизм Рынка сохраняет и дальше свое место в эволюции биосферы, т.к. нет другого механизма в самоорганизующейся Вселенной» [3}.

Мы пока не знаем, к чему приведет овладение новой, не проверенной опытом концепцией управления в Беларуси. Но, несмотря на сложность, противоречивость теории и непредсказуемость результатов, в России, где синергетика в ВУЗах с начала 90-х стала модной заменой диалектическому материализму (ДМ), ее внедрение в практику трансформации систем управления, на основе рыночных механизмов разукрупнения, уже привело не только к численному росту (в разы) бюрократии, дефициту бюджета, системному ухудшению управляемости (что в свою очередь привело к росту числа катастроф), но и тому факту, что по подавляющему количеству показателей уровень производства в России сегодня еще не достиг (по многим – в десятки раз) уровня 1991 г.

Нашей целью не является анализ реальных показателей управления и экономики, поэтому мы более подробно остановимся на осмыслении теоретических положений новой науки синергетики. Новое должно стоять на плечах старого. Но в синергетике вся эта новизна: приоритеты случайности, нелинейности, вариативности развития, новой эволютивности, системности преподноситься ее авторами и соавторами при полном отказе от принципов предшествующих философий, линейного подхода, старого эволюционизма, причинности и необходимости, где механизм взаимодействия элементов, как и в ДМ, не раскрывается: «в основе постнеклассицизма (и синергетики,- Е.А.) лежит идея глобального эволюционизма – всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся системы Вселенной, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативность развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков – элементарных частиц, а из совокупности процессов – вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы “пузыриться” бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью» [2].

Критика – двигатель познания и развития науки, поэтому этим способом мы отчасти и воспользуемся. Наша критика и развитие основных положений синергетики будет опираться на метод генодрева ФТС, системно объединяющем в единое целое не только процессы: развития, основанные на единстве материального и идеального, анализа и синтеза в познании, но и системные принципы, понятия, где новое и старое – синтез, дающий более расширенное и глубокое понимание содержания понятий, процессов, основанных на системных взаимосвязях структуры генодрева (см. ниже Рис 49,65 и др.в[4]). Для понимания существа критики необходимо ознакомиться с его содержанием.

Структура генодрева ФТС основана на развитии даосской философской системы ИЦЗИН, где противоположности Инь и Ян, сходятся в монаде - Тай Цзи или первичном единстве (которая в свою очередь образована из Беспредельности или хаоса, см. Рис 19). В дальнейшем это первичное единство, при развитии (делении) на дуальные противоположности, превращается в системную динамическую многоуровневую множественность (две монограммы, четыре диаграммы, восемь триграмм и т.д.), раскрывающую содержание и взаимосвязи двойственных процессов развития по вертикали и горизонтали. Принцип (динамического) взаимодействия (и сохранения) противоположностей в ИЦЗИНе (и в ФТС), отрицающего их борьбу до победы одной из них, соответствует современному пониманию принципа (закона) дополнительности. ФТС разработана автором, как диалектическая система дуалистического монизма. В методе генодрева ФТС принято, что для объективного отражения окружающего двуединого мира основные философские категории, начиная с духа и материи, причины и следствия, составляют систему причинно-следственного, стурктурно-логического, генетического единства динамически взаимосвязанных противоположностей. Универсальный метод генодрева ФТС может использоваться как в теории познания (см. Рис 49,34), так и развития открытых социальных систем (см. Рис 47 и др.).

На генодреве причинно-следственных взаимосвязей основных философских категорий (Рис 65) показаны различные уровни противоположностей динамических взаимосвязей тезиса и антитезиса (причины и следствия, духа и материи) по горизонтали: 1-2-4-8-… (где цикличность взаимосвязей: на 2-м уровне - кольцевая, на 3-м – спиральная) и вертикали: 0, 1-2, 1-2-3-4, 1-…-8 (полная нумерация вертикальных ступеней 3-го уровня дана на Рис 47 и др.). На 0-м уровне противоположностей генодрева показано исходное единство противоположностей (логика И-И): причины и следствия (активного и пассивного начала, Ян и Инь, духа и материи), которое является истинной причиной взаимодействия (всего со всем). На первом уровне (логика ИЛИ-ИЛИ) - генетическое взаимодействие дуальных противоположностей (объяснимое принципом дополнительности): Тезиса (активного начала, сознания, духа, причины) и Антитезиса (пассивного начала, материи, вещи, следствия) за счет разности потенциалов (различия) создает условия для их последующего изменения, развития. При этом, можно предположить, что в свою очередь для: материального начала (явления, движения, следствия) причиной является энергия; духовного начала (сущности, причины, пространства) высшей причиной должно быть время, идея. Т.о. можно сказать, что: высшей причиной возникновения пространства (или простой причины) является время; для физического времени причиной может быть энергия времени. На втором уровне противоположностей из духа (причины) и материи (следствия) образуются взаимосвязи вторичных формообразующих категорий: времени (идеи) и пространства (понятия, познания), энергии (формы, представления) и движения (опыта, ощущения).

Нами принято, что сознание и материя – две равноценные противоположности единого целого (сущности). Эволюции и инволюция которых создает четыре возможных направления их развития (см. Рис 66). Сознание первично при эволюции духовного начала (общественной морали), материя – при инволюции материального (индивидуального) начала. Мы понимаем эволюцию, как развитие от материального (индивидуального) к духовному (общественному); инволюцию как обратное движение, что не противоречит воззрениям древних (у древних, например, инволюция это вхождение духа в материю). С началом процесса развития (деления целого на дуальные противоположности) единая сущность сознание-материя (причина-следствие) формирует структуру 4-х уровневой динамической целостности (время-пространство-энергия-движение), взаимодействие и взаимосвязи которых, как философские категории и понятия, даны нами на Рис 65.

Такое понимание связи первоначал, отлично от ДМ, синергетики, и развивает теорию Эйнштейна, который считал, что материя определяет и формирует структуру единого 4-х мерного пространства-времени (на Рис 65 4-е элемента в физических процессах можно понимать как одно – время, а 3 - направления пространства). В отличие от ДМ и синергетики, мы понимаем диалектическое развитие как двойственный многоуровнево-иерархический, циклическо-ступенчатый процесс, в котором развитие идет одновременно: по горизонтали (анализа – синтеза), количество уровней которого соответствует числу уровней золотой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 -… по вертикали (круговое и спиральное движение), которое происходит на каждом горизонтальном уровне (на: 2-м – циклическо-круговое: 1-2-3-4, 3-м – спирально-циклическое: 1-5,2-6,3-7,4-8).

Диалектическое развитие познания по горизонтали (1-2-4-8-…) показывает процесс глубины развития мышления от синтеза к анализу и наоборот, отражая диалектическое единство и взаимосвязь всех основных философий (и соответствующих им принципов). Диалектическое развитие можно представить в виде некоей объемной спирали, где познание (развитие) может идти в двух направлениях: к вершине (синтезу – сходящаяся спираль), к основанию (анализу – расширяющаяся спираль). Итоговое развитие (познание) в диалектике ФТС можно представить как триединый синтез (откуда и название ФТС), образованный единством первичного анализа и синтеза.

Понимание нами диалектического развития в познании, как последовательно идущего в двух противоположных направлениях анализа (расширяющейся спирали) и синтеза (сходящейся спирали), противоречит исходным принципам, как синергетики, так и ДМ, но примиряет две разные, борющиеся между собой, модели развития в современной науке.

На генодреве диалектических принципов познания (подробнее см. Рис 49), основанном на единственной аксиоме целостности (двуединстве) мира (исходном универсальном принципе, на котором основан системный подход в ФТС), в отличие от синергетики и ДМ, показаны сами взаимосвязи и отношения всех принципов между собой.

1.1. Аксиома целостности (единства) двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений (объектов), всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей (иначе – принцип дуалистического монизма). Иначе можно сказать, что сознание, дух и материя (тезис и антитезис) – это две стороны единой реальности, которые образуют диалектическое противоречие, где обе стороны единого целого одновременно едины и противоречивы. Если в процессе развития возникает одна противоположность, то неизбежна – другая, они раздельно не существуют.

Следствия аксиомы: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух начал, отражающее принцип двойственности (дуализма), дуальных противоположностей: духа (сознания) и материи, причины и следствия, общественного и индивидуального и т.д.

2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство (которое наглядно отражается в идее китайской монады) находятся во взаимной связи и взаимодействуют друг с другом (в универсальных процессах развития, познания).

3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов (духа и материи) осуществляется через категории движения, изменения, развития (подробнее см. Рис 65), которое в равной мере свойственны не только материальному, но и духовному началу (сознанию).

4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов духа и материи, энергии и движения и т.д. (тезиса и антитезиса). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала).

5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично и плавно, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса).

6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому (по иерархии уровней: 1-2-4-… системного анализа генодрева ФТС). Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от системного анализа к системному синтезу (…4-2-1, уровням генодрева).

7. Цикличность движения, развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое.

8. Из-за незавершенности данной стадии и бесконечности циклов развития мира следует сделать кантовский вывод, что мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.

Исходя из первопринципа, аксиомы целостности мира, универсальной иерархии структуры генодрева следуют взаимосвязанные системные принципы развития, познания ФТС (Рис 49): 1.2. Принцип дуализма, исходного равенства первичных противоположностей духа и материи (тезиса и антитезиса). 1.3. Принцип двойственности направлений развития. 1.4. Принцип множественности и цикличности процессов развития. 1.5. Принцип отмирания старого, разрушения (инволюции) ожившего. 1.6. Принцип восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания. 1.7.Принцип преемственности в развитии, сохранения старого в новом (догматизма, инволюции духовного начала). 1.8. Принцип создания нового (высшего) уровня единства (синтеза, эволюции духовного начала). 1.9. Принцип общего циклического эволютивно-инволютивного развития, направляемого критерием общественного развития – уровнем норм морали.

В системно-методологическом плане мы выделяем следующие взаимосвязанные структурой генодрева принципы, более глубоко развивающие идеи системности чем в синергетике и ДМ:

  1. Принцип целостности, взаимосвязи всего со всем, требующий приоритета синтеза над анализом (уровень исходного единства системы дуальных противоположностей), отражающий не только двуединство окружающего мира (логику синтеза И-И), но и процессов познания: анализа и синтеза, теории и практики, онтологии и гносеологии.

  2. Принцип двойственности, дополнительности, деления (анализа) целого на парные противоположности (Ян и Инь, Дух и Материя и др.), отражающий логику ИЛИ-ИЛИ (первого уровня: тезиса и антитезиса), который на втором их уровне, разделяется на 4-е генетически взаимосвязанных по вертикали принципа:

  3. Принцип структурности.

  4. Принцип иерархичности или целеполагания.

  5. Принцип системного анализа и 6) системного синтеза.

При этом, первые два принципа: целостности (Тай цзи, единство) и двойственности (Ян и Инь, Дух и Материя) следует отнести к онтологическим принципам, остальные – к гносеологическим.

Мы считаем, что понятиям: система, принципам: целостности, иерархичности, структурности и другим необходимо дать более широкие и глубокие определения, отражающие их универсальные взаимосвязи на генодреве принципов системности.

Целостность – основной принцип (высший уровень) системности, отражающий единство двойственного окружающего мира, всеобщей взаимосвязи явлений, системной логики многоуровневого единства противоположных частей, направлений движения процессов анализа и синтеза в развитии и познании.

Иерархия – принцип структурной организации многоуровневых сложных систем, состоящий в упорядочении взаимодействий и отношений, генетически взаимосвязанных по горизонтали и вертикали уровней развития (познания), отражающих не только процессы удвоения геометрической прогрессии: 1-2-4-8…, которая по горизонтали образует число уровней глубины развития, по вертикали – число элементов на каждом уровне, но и процессы эволюции или инволюции, целеполагания, перехода с одного качественного уровня развития на другой.

Системный анализ в ФТС – принцип разделения целого на системно взаимосвязанные противоположности тезиса и антитезиса, ступенчато ведущий развитие, познание от общего к частному, отражающий диалектику процессов развития, познания (по 1-2-4-…уровням генодрева). Например, системный анализ генодрева Рис 47 показывает, что власть общества на первом уровне противоположностей следует разделять на 2-е сферы: духовную и светскую, отражающую: духовно-общественное и материальное воспроизводство условий жизни.

Системный синтез – соединение различных противоположностей (частей целого) в единое многоуровневое целое. Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня глубины процесса развития (познания), единства противоположностей (тезиса и антитезиса), ступенчато ведущий развитие, познание от частного к общему (от анализа к синтезу), отражающий целостность познания, на каждом из последовательно взаимодействующих уровней генодрева (…4-2-1). Системный синтез включает синтез по: уровням глубины генодрева и по вертикали каждого уровня. Так, например, синтез 3-го уровня противоположностей генодрева Рис 47, показывает, что синтез сфер философии (мировоззрения) и идеологии (религии) ведет к их единству–философско-идеологической власти. Вертикальный синтез 2-го уровня противоположностей генодрева Рис 49, показывает, что первичным синтезом старого и нового (снятием) этого уровня является – принцип преемственности (синтеза нового и старого), на генодреве Рис 47 – им является сфера культуры общества (снимающая противоречие сфер: экономики – госвласти). В синергетике эволюционные принципы: изменчивости, отбора и наследственности связаны между собой линейной зависимостью. На третьем уровне противоположностей генодрева Рис 47 снятие противоречий двух вертикальных сфер в процессе эволюции общества осуществляется третьей сферой (синтезирующей): 1-5 (2), 2-6 (3), 3-7 (4), т.е. сферами: образа жизни, БСУ, идеологии. В процессе эволюции общества противоречия сфер: экономики – политики должно сниматься ростом уровня культуры образа жизни; образа жизни – системы воспитания, образования – единством нравственности и компетентности ответственных лиц БСУ (БСУ и ССУ – уравновешивающие друг друга системы управления: бюрократии и самоуправления); БСУ – ССУ – уровнем нравственности идеологии. В СССР эти требования эволюции не были известны ни ДМ, ни идеологии коммунизма, и поэтому строго не выполнялись на всех уровнях (например, в образе жизни вместо роста уровня культуры стихийно росло пьянство в быту и на работе). Именно поэтому начавшаяся в СССР инволюция общества, сегодня в России, которая вообще не имеет нравственной идеологии, завершается ускоренной его деградацией и углублением кризиса (более подробно о взаимосвязях сфер общества в эволюции см. [4]).

Далее на основе системного анализа-синтеза, - метода генодрева ФТС, мы дадим не только взвешенную оценку, но и развитие основным принципам и понятиям, как синергетики, так и ДМ (более подробно о развитии понятий, идей и критике ДМ см. [4]).

Касперович так описывает основные положения нового понимания эволюции в синергетике, основанные на отрицании причинности и приоритетах хаоса, случайности, которые предлагается использовать не только в механике, но и в теории управления сложной системой - обществом: «Объект синергетики - самоорганизующаяся система … должен обладать … признаками: Открытость … неравновесность, нелинейность – что выражает непостоянство, многообразие, неустойчивость, отход от положений равновесия… Выход из критического состояния скачком … Самоорганизующиеся системы способны сохранять внутреннюю устойчивость при воздействии внешней среды, они находят способы самосохранения, чтобы не разрушаться и даже улучшать свою структуру …Состояние максимальной хаотичности неравновесного процесса называют точкой бифуркации (от лат. bifurkus – раздвоенный). … Отрезок эволюционного пути от точки бифуркации до необходимого финала называют аттрактором (от лат. attrahere – притягиваю). Это значит, что конечный пункт развертывания нелинейного процесса, или финал, как бы притягивают к себе, т.е., предопределяют траекторию нелинейного процесса (движения шарика) от точки бифуркации. Аттрактор уподобляется некоей воронке, или конусу, который своим раструбом обращен к зоне ветвления, а своим узким горлышком - к конечному результату. Это значит, что шарик, находящийся на выпуклой поверхности, может попасть в раструб воронки не из одной-единственной точки, а из ряда смежных положений зоны ветвления. По мере движения по аттрактору множество возможных вариантов движения сокращается и, в конечном счете, процесс с необходимостью завершается единственным результатом» [2].

Мы считаем, что эволюция такой сложной и открытой системы как общество (как и системы управления) не может основываться на принципах хаоса и случайности в развитии и описываться многовариантным движением шарика с горки. Сегодня этой точки зрения придерживается большинство ученых и философов. Анализ взаимосвязей сфер общества, как сложных систем (могущих быть открытыми или закрытыми) в процессах развития на его модели, - структуре генодрева ФТС (Рис 47) показывает, что эволюция общества (основанная на расширении общественного и индивидуального сознания относительно уровня норм морали) возможна при соблюдении приоритетов духовно-нравственного, общественного начала: мировоззрения и морали. Об этом же говорят все древние философские знания, и философии идеализма, отчасти и ДМ, все, кроме новомодной материалистическо-математической науки - синергетики. На 3-м уровне генодреве ФТС процесс развития (двух исходных сфер: духовной и материальной) - это последовательное циклическое взаимодействие 8-и сфер общества (1-5, 2-6, 3-7, 4-8). Процессы снятия, происходящие на этапах: 5-2, 6-3, 7-4 требуют как наличия в обществе духовно-нравственного мировоззрения, морали, так и вмешательства в процессы управления сфер идеологии, культуры и системы управления (единства систем самоуправления и бюрократии). И только при их отсутствии в обществе, как правило, возникают процессы инволюции, деградации, которые ведут к управляемому хаосу, изменениям в сфере управления. Т.о., хаос возникает не сам по себе, а как результат неправильного, бессистемного управления процессами развития общества (эти идеи во многом подтверждаются не только современными идеологическими теориями, но и мировой практикой развития обществ).

Философы, как ДМ, так и синергетики любят обосновывать закономерности скачков в развитии примитивной интерпретацией примера скачкообразного превращения воды в лед: «Скачок – это крайне нелинейный процесс, при котором малые изменения параметров системы … вызывают очень сильные изменения состояния системы, ее переход в новое качество. Например, при снижении температуры воды до определенного значения она скачком превращается в лед. Около критической точки перехода достаточно изменить температуру воды (управляющий параметр) на доли градуса, чтобы вызвать ее практически мгновенное превращение в твердое тело» [2].

Мягких Ю.П. (в главе критики классической теории развития), приводя непрерывный график, отражающий процесс развития вещества: лед-вода-пар (процесса смены агрегатных состояний, как качественных скачков в развитии), делает более глубокие выводы, поясняющие этот переход внутренними (эволюционными) процессами кристаллизации и конденсации: “внешний наблюдатель не может заметить процесс превращения объекта из одного качественного состояния в другое, т.к. изменение объекта при этом не регистрируется измерительным прибором, т.е. объект в момент превращения не воздействует или не изменяет своего воздействия на внешнюю среду. Именно этот пробел в информации и создает впечатление скачкообразного изменения объекта по отношению к внешнему наблюдателю. Фактически же, в этом «зазоре» между двумя качественными состояниями вещества происходит его внутренняя перестройка - конденсация и кристаллизация … Т.о. в критических точках оси температур, т.е. в «зазоре» между двумя внешними проявлениями объекта (двумя качественными состояниями вещества), происходит незаметный для внешнего наблюдателя процесс его внутренней перестройки, заключающийся в развитии внутреннего зародыша нового облика объекта. Поэтому сама критическая точка не дает определенного ответа о том, в каком именно агрегатном состоянии находится вещество в данный момент”[5].

Но, автор, незнакомый с системным пониманием эволюционного изменения уровней структуры процесса развития, основанной на единстве духовного и материального начал, ошибся в том, что таких состояний вещества должно быть три. На самом деле их должно быть (на втором уровне противоположностей генодрева) четыре. Еще древние философы, считая вертикальную и горизонтальную линии креста за духовное и материальное развитие, на этих концах креста размещали 4-е стихии (рода вещества): огонь – земля и воздух – вода (в разных сочетаниях, подробнее об этом только в [4] см. Рис 17). На генодреве стихий по Иезекилю показано, что духовное развитие (начало) имеет противоположности огня (в современном понятии – плазмы) и земли (твердого вещества, льда), а материальное – воздуха (или пара) и воды. При этом процесс взаимного превращения вместо 3-х вышеозначенных состояний: лед-вода-пар (или 2-х: вода-лед у Касперович), образует 4-х значную структурную последовательность: плазма – пар – вода – лед, а к двум известным переходным (внутренним) состояниям: кристаллизации и конденсации следует добавить процесс ионизации вещества, заканчивающийся его дематериализацией, разложением на все более тонкие и мелкие составные частицы, при температурах в десятки миллионов градусов. Не в первый раз приходиться убеждаться, что древнее философское знание несет более глубокое системное содержание, чем положенное в основание существующих философий и идеологий (современные исследования: теория Дрейка и др. показывают, что такой кругооборот вещества: плазма – кристаллы вещества – пары воды – вода, как и процессы: дематериализации – ионизации – кристаллизации – конденсации, происходят во Вселенной).

Используя метод генодрева ФТС, можно дать философски расширенное системное понимание универсальных процессов эволюции и инволюции (одинаковых для взаимопревращения видов вещества и сфер общества), отличное от ДМ и синергетики, отрицающее скачки в развитии. Процессы инволюции, превращения рассеянных в волновых полях микрочастиц в виды вещества (происходящие при воздействии первичных полей, подробнее см. только в [4] Рис 6) на втором уровне противоположностей имеют 4-е ступени (которые отражают плавные качественные изменения состояния вещества): 1) материализация плазмы (в вакууме), образование ионов атомов; 2) формирование ионов в атомы (образование газа, паров воды); 3) конденсация (паров воды, газа), образование жидкости; 4) кристаллизация жидкости, образование кристаллов (льда, твердого вещества). Процессы эволюции происходят в обратном порядке (упрощенно, для философов, их можно представить как: плавление твердого вещества, льда – образование жидкости, воды – испарение жидкости, образование газа, пара – образование плазмы). Эти 4-х ступенчатые процессы (инволюции и эволюции) взаимопревращения видов вещества (фиксируемых на крайних стадиях развития как качественные скачки состояний вещества): 1) плазма, 2) газ (пары воды), 3) жидкость (вода), 4) кристаллы твердого вещества (лед), многими философами сильно упрощаются и понимаются как скачки в эволюционном развитии. Скачком в развитии можно условно считать только процесс перехода (конденсации) пара (2) в воду (3) и обратно, когда меняется структура вещества. Пар, как и любой газ, состоит из молекул, отталкивающихся друг от друга (поэтому газ, не имея формы и объема, занимает пространство, ограниченное внешними силами). При образовании жидкости, связи между молекулами перестраиваются на взаимное притяжение (сохраняющее форму, объем изменчив из-за текучести).

На генодреве Рис 49 переход от 2-го уровня к 3-му – процесс снятия – сохранения старого в новом (принцип преемственности) – основная содержательная часть процесса циклически спирального развития, структурно взаимосвязанная как с принципом восприятия нового (изменчивости), так и с принципом причинности и др. (в синергетике принципы: изменчивости – отбора – наследственности связаны линейной зависимостью).

Синергетики, глубоко не вникая в сущность отношений причины и следствия, приняли крайний вариант нелинейного мышления (по логике «или-или»), основанный на отказе от причинности, гипертрофирующем роль случайности. Так, например, Касперович пишет: «Синергетика утверждает принципы нелинейного мышления: - главную роль в мире играет неустойчивость и … случайность; - поведение нелинейных процессов вариативно и однозначно непредсказуемо; - порядок может возникнуть из хаоса случайно» [2].

Нелинейное, диалектическое, вариативное мышление, развитие, основанное на методе генодрева ФТС, показывает, что используя логику «и-и» (основанную на принципах дополнительности и взаимосвязи всего со всем), объединяя в единое целое причину и следствие (необходимость и случайность), можно получить (на 2-м уровне генодрева) 4-е возможных варианта соотношения причины и следствия: - причина обуславливается причиной; - причина обуславливает следствие; следствие обуславливает причину; - следствие обуславливает следствие. Т.о, только в одном крайнем (и маловероятном случае) из 4-х возможных вариантов может доминировать случайность.

Исследуем методом генодрева отношение: открытость – закрытость глубже. Касперович интуитивно открывает узкую часть истины: «Абсолютно закрытых систем в природе нет … К условно закрытым системам относятся строго отграниченные образования с жесткими внутренними и внешними связями, ограниченные в поведении и действиях» [2].

Генодрево открытости (О) – закрытости (З) на 2-м уровне противоположностей приводит к 4-м возможным вариантам развития (общества): 1) З – З; 2) З - 0; 3) О - З; 4) О – О. Если на средние уровни развития: второй (3-0, соответствующий идеологии открытого дуализма – капитализму, см. только в [4] Рис 53) и третий (0-3, соответствующий идеологии низшего, закрытого дуализма – госсоциализма) дополнительно наложить соотношение связей: внутренние – внешние, то получим два основных варианта развития общества: З внутр. – О внешн. и О внутр. – З внешн. В развитии капитализму соответствует внутренняя закрытость и внешняя открытость общества, социализму наоборот: внутренняя открытость общества и внешняя закрытость. По степени неустойчивости неразвитых обществ (удаленности от оси симметрии генодрева, гармонии противоположностей) социализм и капитализм меняются местами, социализм, как новая форма общества менее устойчив, чем капитализм. На третьем уровне противоположностей генодрева идеологий и развития типов общества (см. Рис 53, 55 только в [4]), нами показано, что на втором уровне неустойчивости социализм достиг последней стадии развития – криминально-бюрократического).

уровня. Понятия системы, сложной системы, хаоса и структуры (как и других заимствованных извне понятий: аттракторов, точки бифуркации и др.) синергетиками не развиты и взяты без доработки из различных теорий. Поэтому как из хаоса возникает механизм сложной структуры, взаимодействующих элементов, требующий устойчивости они объяснить не могут: «Будучи изучением законов коэволюции сложных систем, она (синергетика,- Е.А.) в самой своей сути содержит необходимость выработки понимания механизмов взаимодействия … хаос выступает источником возникновения новых структур … система – это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, связанные со средой … связи которых прочнее внешних … важнейшие характеристики системы – это целостность, организация, структурность, иерархичность строения, множественность элементов и уровней… Структура – общенаучное понятие, выражающее совокупность устойчивых, внутренних связей объекта (системы), которые обеспечивают его целостность … сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях»[2].

Такой механизм взаимодействия элементов в развивающейся структуре из одной точки (первичного единства, содержащего в себе беспредельность или хаос) к многоуровневой сложной системе взаимосвязанных элементов (1-2-4-8-…) предлагается генодревом ФТС. В дополнение к ранее данным определениям взаимосвязанных принципов системности мы даем такое определение структурности. Структурность – организация иерархии элементов и уровней (подсистем) системы, образующих под воздействием внутренних (целей развития) и внешних факторов (воздействий), динамически развивающуюся систему взаимосвязей образующих многоуровневую (по вертикали и горизонтали: 1-2-4-8-…), динамически развивающуюся целостность. Процессы развития сложных систем могут отражать как непрерывность (эволюция или инволюция), так и ступенчатость развития. Но, только достигнув определенно высокого уровня развития (высоких, духовно-нравственных целей), сложная система (общество и человек), может перейти к саморазвитию (самоорганизации).

Почему-то синергетики, не понимая, что эволюция сложной системы (общества) требует подготовленного предшествующим развитием определенного фундамента (сложных взаимосвязей сфер: философии, идеологии, экономики, политики, культуры, системы управления, целей развития в процессах развития, см. Рис 47), сравнивают ее саморазвитие с механическим движением шарика с горки (точки бифуркации, см. ранее) или многократным чередованием порядка и хаоса: “Для синергетики же характерно представление о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок, Причем, в отличие от древних наивных представлений о рождении «космоса» (порядка) из первичного хаоса и о последующем превращении этого «космоса» снова в хаос, синергетика рассматривает процесс развития как закономерное и притом многократное чередование порядка и хаоса (так называемый детерминированный хаос)… синтез порядка и хаоса в понятии диссипативной структуры имеет два аспекта: а) ее «порядок» существует лишь за счет «хаоса», вносимого в среду; б) благодаря своему «порядку» она приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды … социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации и деиерархизации…(синергетическая «игра в бисер»)” [6]. Эволюция природы заключается в бесцельной смене бифуркации, разделения целого на новый аттрактор, предельное количество элементов системы, или- в бесконечной смене иерархизации (централизации) на деиерархизацию (децентрализацию). Природе делать нечего и она превращает эволюцию – в некую синергетическую «игру в бисер».

Философы древнего Китая, живя в наше время, посчитали бы наивными, оторванными от жизни представления многих «современных» философов, т.к. они считали, что природа, родившаяся из хаоса (беспредельного - УЦЗИ) обладает первичным единством (ТАЙ ЦЗИ), которое сохраняется в проявленном мире, развиваясь по законам расширяющейся спирали Дао (соответствующей структуре ИЦЗИН). Лукьянов А.Е., в результате многолетних исследований ИЦЗИНа, пришел к выводу, что: «в спирали Дао на макроуровне открыт всеобщий код телесного, духовного и идеального развития всего содержимого космоса» [7].

Структура генодрева ФТС идентична структуре ИЦЗИНа. По аналогии с генодревом процесса развития (Рис 49) на 2-м уровне можно дать 4-е этапа процесса общей эволюции общества: 1) кризис развития форм (отмирание отжившего старого, принцип разрушения, революции); 2) возникновение (в результате мутаций) новых форм (принцип изменчивости); 3) сохранение старого в новом (принцип наследственности); 4) совершенствование новых форм, высшего уровня развития сознания, мышления (принцип отбора для эволюции общества). Т.о. 1-й этап – периодически повторяющийся кризис формы, или принцип разрушения старого, революции (а не полного хаоса), за которым закономерно следуют еще три этапа циклического развития (эволюции) общества.

В синергетике требует доработки понимание не только эволюции, как необратимого процесса (когда отрицается возможность инволюции, деградации общества, происходящих в наше время повсеместно), но и информации, понимаемой чисто количественно (энергетически). Отдельные ученые, синергетики, исходя из концепции универсального эволюционизма, считают эволюцию необратимой: «Приведенные выше общие принципы эволюции, пригодные для косного, живого миров и социальных систем, уместно назвать универсальным эволюционизмом … Из-за действия механизмов бифуркационного типа следует необратимость эволюции, что эквивалентно необратимости времени … Итак, по-видимому, бесспорно утверждение, что информация – изменяющийся во времени фактор, находящийся в сложном взаимодействии с различными состояниями материи и энергии. Эти соображения позволяют расширить предложенной Эйшби определение информации: информация – мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем… - Вселенная – единая саморазвивающаяся система … - Во всех процессах в этой системе присутствуют случайные факторы …- В мире господствуют законы отбора… – Во Вселенной властвует наследственность; настоящее и будущее зависят от прошлого … Последние три эмпирические обобщения совпадают с Дарвиновской триадой – изменчивость, наследственность, отбор» [8].

Мы более широко и глубоко понимаем принцип наследственности - как синтез всех накопленных новых и старых знаний и умений, от передачи которых (от поколения к поколению) сферой образования и воспитания зависит скорость и направление развития (эволюции или инволюции) общества (подробнее см. Рис 47,49).

Касперович видит понятие информации более системно, на основе единства ее качественной и смысловой сторон: «В статической (математической) теории информации К.Шеннона сообщение рассматривается не как осмысленное знание о фактах действительности, а лишь как некоторая последовательность знаков, например, букв алфавита. Для исчисления количества информации важно лишь одно – знаем мы или не знаем, из какого числа и сочетания знаков образовано ожидаемое сообщение. В качестве основного условия выдвигается разделение знаковой (синтаксической) и смысловой (семантической) сторон сообщения при полном абстрагировании от семантики (смысла слова)… Однако, это противоречит представлениям о человеческой коммуникации посредством естественного языка. Здесь логический смысл играет ведущую роль ... Даже логический строй не исчерпывает всего качества мышления … Т.о., полное отвлечение от качественной стороны информации – существенный пробел математической теории исчисления количества информации, т.к. качество вообще не сводимо к количеству, и одним количеством «бит» не выразить качественной стороны (природы) информации» [2].

С таким выводом нельзя не согласиться, т.к. только через осознание единства смысла и логики, разрушения и созидания, анализа и синтеза можно сблизить понятия, идеи синергетики и философии. Метод генодрева ФТС, основанный на развитии диалектического единства духа и материи древних философий, углубляя идеи синергетики и ДМ, одновременно примиряет их в системном синтезе более высокого уровня.
Приложения: Рис 19,34, 47,49, 65,66.

Литература:

1. Калмыков Р.Б. Синергетика – двигатель модернизации детерминизма. http://www.globalfolio.net/maihautorz/kalmik

2. Касперович Г.И. Синергетические концепции управления. Курс лекций. Мн. Академия управления при Президенте Республики Беларусь.. 2005, 258 с.

3. Дульнев Г.Н. Введение в синергетику. СПб. Проспект. 1998, с142-146.

4. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543 с.

5. Мягких Ю.П. Теория развития объектов природы (и общества). гл.1. Критика классической теории развития. издание см. в интернете (в режиме поиска).

6. Бранский В.П. и др. Глобализация и синергетический историзм. СПб. Политехника. 2004, с 19-21.

7. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М. Инсан. 1992, с 4.

8. Дульнев Г.Н., там же, с 103,138,140.

(2011г)




Рис 66

c:\documents and settings\inwin\рабочий стол\по одному рис 34-66 и статья от ж\34.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconТема урока Кол-во часов
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития icon«Введение в магнитные измерения»
Задачи и методы научного познания. Человек как основной инструмент познания окружающего мира. Роль теории и эксперимента
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фронтальная работа учащихся. Научные познания окружающего мира и их отличие от других методов познания
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconИспользование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка
В современных условиях он стал рассматриваться как способ познания окружающего мира, самопознания и саморазвития. Процесс формирования...
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconЗаконы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике»
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические...
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе...
...
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПояснительная записка Программа рассчитана на 34 часа Программа составлена...
Углубить содержание основного курса физики, формировать представления о явлениях окружающего мира, научном методе познания
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconУрок Тема: Географические открытия XVII-XIX веков
По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconТема «Понятие ощущения»
Если бы не было ощущения, не было бы более сложных форм познания. Ощущение такая форма отражения, раздражителями которой являются...
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности...
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск