Скачать 175.85 Kb.
|
МБОУ «Мишковская СОШ» Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе. (химия – география) Тема «Электролиты. Реакции в растворах электролитов» Учитель географии и химии Василенко Татьяна Сергеевна 2013 Тема: «Электролиты. Реакции в растворах электролитов» Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов» Задачи: 1.Образовательные:
2.Развивающие:
3.Воспитывающие:
4.Здоровьесберегающая:
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН учащихся Форма проведения: урок – путешествие. Методы и приемы: фронтальный опрос, работа в группах, лабораторная работа, самостоятельная, тестирование. Оборудование:
На столах учащихся:
Планируемые результаты обучения В результате изучения данного материала учащиеся должны: Знать:
Уметь:
подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
Подготовка к уроку До начала урока на столы учащихся разложить инструкции, листы бумаги размером А3, цветные маркеры, оборудование и реактивы для лабораторных опытов. В течение урока за устные ответы учащиеся получат жемчужины, по 1 баллу за каждый в конце урока они добавят в свой оценочный лист. Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию? Ну что же, ее легко понять, Ответить можно сразу. Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, Но меньше, меньше, меньше с каждым разом!» Ход урока I. Организационный момент Формирование групп, распределение обязанностей между членами группы. Сначала идет обсуждение в группе, все вместе решают поставленную задачу, затем ответственный внутри группы распределяет по одному вопросу каждому, на который они отвечают письменно, а потом представляют на обсуждение свой вариант ответа. Итоговый результат записывается учеником на свой оценочный лист. Любой ученик по желанию учителя должен ответить на вопросы. Все баллы при проверке суммируются и делятся на всех участников группы (результаты тестирования также учитываются). II. Мотивация Учитель: Ребята, мы заканчиваем изучение темы «Электролиты. Реакции в растворах электролитов». Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о электролитах, реакциях в растворах электролитов, для того чтобы в дальнейшем вы могли правильно составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей, проводить реакции ионного обмена. Для этого мы с вами отправимся в морское путешествие по островам королевства Диссоциации.(Химическому океану) Будут сформированы 3 рабочие группы которые должны будут наблюдать, изучать, записывать и к концу путешествия весь накопленный материал обобщить и выступить с ним. Учитель записывает на доске план урока, обобщает и ставит общую цель. Итак, цель нашего путешествия познакомиться с «обитателями» островов королевства Диссоциации и убедиться, что между ними существует генетическая взаимосвязь. Начало маршрута – Контрольный пункт «Подготовка к путешествию». Пункт назначения – «Подведение итогов путешествия». Чтобы достичь цели, т.е. добраться до пункта назначения «Подведение итогов путешествия», мы должны преодолеть 5 пунктов: 1 контрольный пункт - «Подготовка к путешествию» 2 пункт путешествия – Остров «Электролит» 3 пункт путешествия – архипелаг «Классы неорганических соединений» 4 пункт путешествия - государство «Ионного обмена» 5 пункт путешествия «Химическая эстафета» Вам предстоит впереди большая работа и поэтому необходимо определить, все ли готовы к данному путешествию III. Актуализация знаний учащихся 1 - Контрольный пункт «Подготовка к путешествию» Учитель: Ребята, для того чтобы отправиться в путешествие по Химическому океану, мы должны купить билеты и занять свои места на яхте. Билеты я вам буду выдавать виде жемчужины, а вы должны для этого ответить на основные понятия. Фронтальная беседа с классом (Вопросы для повторения, обобщения и систематизации основных понятий) Задание 1 «Понятия»
IV.Закрепление ЗУН учащихся 2 пункт путешествия – Остров «Электролит», работа в группах Учитель: Каждая группа получит зашифрованное задание, выполнив его, вы получаете тему для выступления при обобщении в конце урока. Задание 2 «Крестики-нолики» Выбрать ряд веществ электролитов
Группа №1 работает по теме «Кислоты с точки зрения ТЭД». Группа №2 работает по теме «Основания с точки зрения ТЭД». Группа №3 работает по теме «Соли с точки зрения ТЭД ». 3 пункт путешествия – архипелаг «Классы неорганических соединений» Учитель: Успешно преодолев 2 этапа, мы продолжаем наше путешествие по королевству Диссоциации, и следующий пункт, который мы посетим – архипелаг «Классы неорганических соединений». Работа по маршрутному листу (приложение) Лабораторный опыт №1 Задание группе №1 – путешествие по острову «Кислоты» У вас на столе находятся растворы лимонной, уксусной и соляной кислот. Что объединяет все эти вещества? Как доказать это свойство опытным путем? Записать уравнение электролитической диссоциации соляной кислоты. Задание группе №2 – путешествие по острову «Основания» Во время побелки гашеной известью (Ca(OH)2) обязательно нужно надевать перчатки, чтобы не повредить руки и беречь глаза. Докажите опытным путем, что гидроксид кальция является основанием? Записать уравнение электролитической диссоциации гидроксида кальция. Задание группе №3 – путешествие по острову «Соли» Используя всего один реактив, нужно среди трех выданных вам веществ: серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия, определить раствор поваренной соли. Записать уравнение электролитической диссоциации хлорида натрия. 4 пункт путешествия - государство «Ионного обмена» Учитель: Итак, мы подплываем к столице государства «Ионного обмена». Это современный, высокоразвитый город. Экологическая обстановка в нем неблагополучная. Вам предстоит выяснить причины загрязнения атмосферы и воды и предложить свои методы защиты окружающей среды. Задание для группы № 1, по проблеме «Закисление почв» Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении в дистиллированной воде получить раствор такого же количественного состава? Каждому участнику группы составить из имеющихся ионов и записать по одной формуле соли. (Ответ: NaCl, KCl, MgCl2, NaI, KI, MgI2, Na2SO4, K2SO4, MgSO4 ) Лабораторный опыт №2 по маршрутному листу (приложение) Доказать опытным путем, что раствор хлорида натрия, образец которого вам выдан содержит примесь сульфата натрия (SO42-). Написать уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном видах. Задание для группы № 2 по проблеме «Сточные воды» Сточные воды содержат токсичные вещества, ионы тяжелых металлов. В виде каких нерастворимых солей можно удалять из сточных вод ионы: a) Вa2+ б) Pb2+ в) Zn2+ г) Fe3+ ? (Ответ: а) ВаSO4 б) РвSO4 в) ZnCO3 г)Fe2 (PO4)3) Каждому участнику группы, используя таблицу растворимости солей, записать по формуле одного вещества. Лабораторный опыт №2 по маршрутному листу (приложение) Исследовать пробу воды из реки на наличие катионов Вa2+ и доказать опытным путем, что выданный вам раствор содержит примесь хлорида бария (катионы Ва²+). Написать уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном видах. Задание для групп № 3 по проблеме «Кислотные дожди» Выброс в атмосферу газов CO2, SO2, NO2, P2 O5 приводит к образованию кислотных дождей. Кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Каждому участнику группы записать по одной формуле кислоты, соответствующей этим оксидам. Лабораторный опыт №2 по маршрутному листу (приложение) Показать опытным путем превращение мрамора в гипс. В пробирку поместите кусочек мраморной крошки (СаСО3) и налейте по каплям раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном виде. Беседа с классом по теме «Реакции ионного обмена» 1. Что такое кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД? 2. Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде? 3. Что такое ионные уравнения химических реакций? 4. В чем сущность химических реакций, протекающих в растворах? 5. При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца? V. Минутка здоровья. (Релаксация) 5 пункт путешествия «Химическая эстафета» Учитель: На вашем пути встречается речка, через которую переброшен небольшой мостик, пройти по которому может только один человек. Задания к этапу № 5 по маршрутному листу (приложение) Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме: Группа №1,: Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO Группа №2: Р → Р2O5 → Н3РO4 → Са3(РO4)2→ Н3РO4 Группа №3: Са→ СаО → Са(OH)2 → СаСO3 → СаО Уравнения реакций рассмотреть с точки зрения ТЭД. Каждый участник группы пишет только одно уравнение и записывает в свой оценочный лист только после проверки его в группе. Возвращение на контрольный пункт «Подведение итогов путешествия» (Учащиеся в своей группе обсуждают тему своего задания, полученную в начале урока, делают необходимые записи, схемы и готовят выступление). Учитель: Для того, чтобы убедиться, насколько результативным было наше путешествие, необходимо пройти небольшое тестирование. Тест по теме «Электролитическая диссоциация веществ» VI. Рефлексивно – оценочный этап 1. Комментированное домашнее задание: повторить §35 – 41, 2. Подведение итогов урока Рефлексия Продолжите предложение: Изучая тему «Электролитическая диссоциация», Я узнал … Я научился … Своей работой на уроке я … 1 вариант 1. К электролитам относится: а) сахар б) оксид меди (II) в) оксид углерода (IV) г) соляная кислота 2. Формула слабого электролита: а) CuCl2 б) HCl в) H2SO4 г) H2S 3. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве катионов ионы водорода, являются а) кислотами б) солями в) щелочами г) оксидами 4. Вещество, которое в растворе полностью распадается на ионы. а) аммиак б) вода в) серная кислота г) гидроксид цинка 5. Все ионы являются анионами в ряду: а) Cl ̄, SO4 2¯ , NO3 ̄ в) Н+, Na + , Ca 2+ б) Сl¯ , H+, K+ г) CO3 2¯ ,Ca 2+ , NO3 ̄ 6. Наибольшее число катионов образуется при диссоциации 1 моль а) AlCl3 б) H2S в) Na3РO4 г) Mg(NO3)2 7. Одновременно находиться в водном растворе не могут ионы а) Zn2+ и ОН- б) Zn2+ и Cl ̄, в) Na + и SO4 2¯ г) K+ и NO3 ̄ 8. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата железа (III) равна а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 2 вариант 1. К неэлектролитам относится: а) сахар б) хлорид натрия в) гидроксид натрия г) серная кислота 2. Формула сильного электролита а) H2SO3 б) CaCO3 в) HNO3 г) Cu(OH)2 3. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве анионов только гидроксид-ионы, являются а) кислотами б) солями в) щелочами г) оксидами 4. Вещество, которое в растворе полностью распадается на ионы. а) вода в) соляная кислота б) оксид углерода (IV) г) гидроксид алюминия 5. Все ионы являются катионами в ряду: а) Cl ̄, SO4 2¯ , NO3 ̄ в) Н+, Na + , Ca 2+ б) Сl¯ , H+, K+ г) CO3 2¯ ,Ca 2+ , NO3 ̄ 6. Наибольшее число анионов образуется при диссоциации 1 моль а) AlCl3 б)Mg(NO3)2 в) Na2СO3 г) Na2S 7. Одновременно находиться в водном растворе не могут ионы а) Ba2+ и SO4 2¯ б) Zn2+ и Cl ̄, в) Na + и ОН- г) K+ и NO3 ̄ 8. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации нитрата алюминия равна а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 3 вариант 1. К электролитам относится: а) вода б) хлорид меди (II) в) сахар г) оксид углерода (IV) 2. Формула слабого электролита: а) CuCl2 б) NaCl в) H2SO4 г) H2CO3 3. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве катионов ионы водорода, являются а) кислотами б) солями в) щелочами г) оксидами 4. Вещество, которое в растворе полностью распадается на ионы. а) соляная кислота в) гидроксид железа(III) б) вода г) гидроксид цинка 5. Все ионы являются анионами в ряду: а) CO3 2¯ ,Ca 2+ , NO3 ̄ в) Ca 2+, Н+, Na + б) Сl¯ , H+, K+ г) Cl ̄, SO4 2¯ , NO3 ̄ 6. Наибольшее число катионов образуется при диссоциации 1 моль а) Na2S б)Mg(NO3)2 в) К3РO4 г) AlCl3 7. Одновременно находиться в водном растворе не могут ионы а) Ba2+ и SO4 2¯ б) Zn2+ и Cl ̄, в) Na + и SO4 2¯ г) K+ и NO3 ̄ 8. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата алюминия равна а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 Маршрутный лист для учащихся группы №1 Внимание! Соблюдайте правила техники безопасности! Фамилия, имя ______________________________________________________ Задание 1 – путешествие по острову «Кислоты» У вас на столе находятся растворы лимонной, уксусной и соляной кислот. Что объединяет все эти вещества? Как доказать это свойство опытным путем? Лабораторный опыт №1 а) В три пробирки налейте по 1 мл растворов данных кислот, в каждую из трех добавьте лакмус. Что вы наблюдаете? Вставьте пропущенные слова в предложении: «Индикатор ………………….. в нейтральной среде имеет ………………… цвет, в кислотах изменяет его на ……………………. цвет. б) В три пробирки налейте по 1 мл растворов данных кислот, в каждую из трех добавьте метилоранж. Что вы наблюдаете? Вставьте пропущенные слова в предложении: «Индикатор ………………….. в нейтральной среде имеет ………………… цвет, в кислотах изменяет его на ……………………. цвет. Записать уравнение диссоциации соляной кислоты ___________________________________________________________________________ Задание 2 по проблеме «Закисление почв» в государстве «Ионного обмена» Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении в дистиллированной воде получить раствор такого же количественного состава? Каждому участнику группы составить из имеющихся ионов и записать по одной формуле соли. ___________________________________________________________________________ Лабораторный опыт №2 Доказать опытным путем, что раствор хлорида натрия, образец которого вам выдан содержит примесь сульфата натрия (SO42-). Используя таблицу растворимости солей, написать уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном видах. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3 Химическая эстафета Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме ( по одному уравнению каждому ученику): Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ продолжите предложение: Изучая тему «Электролитическая диссоциация», Я узнал … Я научился … Своей работой на уроке я … Маршрутный лист для учащихся группы №2 Внимание! Соблюдайте правила техники безопасности! Фамилия, имя ______________________________________________________ Задание 1 путешествие по острову «Основания» Во время побелки гашеной известью (Ca(OH)2) обязательно нужно надевать перчатки, чтобы не повредить руки и беречь глаза. Докажите опытным путем, что гидроксид кальция является основанием? Лабораторный опыт №1 Раствор гидроксида кальция налейте в три пробирки. В первую пробирку добавьте раствор фиолетового лакмуса, во вторую - раствор метилоранжа, в третью – раствор фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Вставьте пропущенные слова в предложении: «Щелочи изменяют окраску индикаторов: фиолетового лакмуса – в …………… цвет, метилоранжа – в …………………...…., фенолфталеина - в ………………………..…….... Напишите уравнение диссоциации гидроксида кальция __________________________________________________________________________ Задание 2 по проблеме «Сточные воды» в государстве «Ионного обмена» Сточные воды содержат токсичные вещества, ионы тяжелых металлов. В виде каких нерастворимых солей можно удалять из сточных вод ионы: a) Вa2+ б) Pb2+ в) Zn2+ г) Fe3+ ? Каждому участнику группы, используя таблицу растворимости солей, составить и записать по формуле одного вещества ___________________________________________________________________________ Лабораторный опыт №2 Исследовать пробу воды из реки на наличие катионов Вa2+ и доказать опытным путем, что выданный вам раствор содержит примесь хлорида бария (катионы Ва²+). Используя таблицу растворимости солей, написать уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном видах. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3 Химическая эстафета Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме: (по одному уравнению каждый ученик): Р → Р2O5 → Н3РO4 → Са3(РO4)2→ Н3РO4 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Продолжите предложение: Изучая тему «Электролитическая диссоциация», Я узнал … Я научился … Своей работой на уроке я … Маршрутный лист для учащихся группы №3 Внимание! Соблюдайте правила техники безопасности! Фамилия, имя ______________________________________________________ Задание 1 путешествие по острову «Соли» Используя всего один реактив, нужно среди трех выданных вам веществ: серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия, определите раствор хлорида натрия. Лабораторный опыт №1 В каждую из трех пронумерованных пробирок добавьте один индикатор (какой?) Что вы наблюдаете? Вставьте пропущенные слова в предложении: «Индикатор ………………….. в нейтральной среде имеет ………………… цвет, в щелочах изменяет свой цвет на …………………, в кислотах на ……………………. цвет. Вывод, хлорид натрия находится в пробирке № ……. Записать уравнение диссоциации хлорида натрия ___________________________________________________________________________ Задание 2 по проблеме «Кислотные дожди» в государстве «Ионного обмена» Выброс в атмосферу газов CO2, SO2, NO2, P2 O5 приводит к образованию кислотных дождей. Кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Каждому участнику группы записать по одной формуле кислоты, соответствующей этим оксидам ___________________________________________________________________________ Лабораторный опыт №2 Показать опытным путем превращение мрамора в гипс. В пробирку поместите кусочек мраморной крошки (СаСО3) и налейте по каплям раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном виде. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3 Химическая эстафета Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме: Группа №5,6: Са→ СаО → Са(OH)2 → СаСO3 → СаО Уравнения реакций рассмотреть с точки зрения ОВР или ТЭД. Каждый участник группы пишет только одно уравнение и записывает в свой оценочный лист только после проверки его в группе. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Продолжите предложение: Изучая тему «Электролитическая диссоциация», Я узнал … Я научился … Своей работой на уроке я … |
Урок по теме: «Реакции электролитов в водных растворах» Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить... | Урока: «Реакции ионного обмена» Цель: изучить реакции ионного обмена в растворах электролитов, протекающие до конца | ||
Урока: систематизировать и обобщить знания по данной теме Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: Повторить и обобщить знания по изученному разделу. Чтобы в последующих классах вам было легче изучать следующие темы:... | ||
Урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов... | Урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать... Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать умения решать задачи | ||
Конспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it." Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на урока по этой теме | Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые... | ||
Урок по алгебре в 9-м классе по теме ... | Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | ||
Урока: Обучающая систематизировать и обобщить теоретические знания,... Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме обработка... | Конспект урока по теме «Основы Кинематики»-9класс. Тип урока. Урок... Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению | ||
Урока: обобщающий Цель: обобщить и систематизировать, проверить знания учащихся и выяснить степень усвоения материала по данной теме | Конспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание... Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби» | ||
Урока-семинара по теме” Тригонометрические неравенства и их системы” Обобщить и систематизировать знания учащихся о видах тригонометрических неравенств и их систем, способах их решения | Странник — 1 От ... |