Скачать 61.03 Kb.
|
МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа Гончарова Любовь Алексеевна – учитель химии Тема урока: «Реакции ионного обмена». Учитель: Гончарова Любовь Алекксеевна С. Ильинское, 2008 год Цель: изучить реакции ионного обмена в растворах электролитов, протекающие до конца. Задачи: экспериментально изучить условия течения реакций ионного обмена в растворах электролитов до конца; научить записывать уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде; по сокращённым ионным писать молекулярные уравнения; прогнозировать - всегда ли реакции ионного обмена протекают до конца. Оборудование: раствор медного купороса, раствор щёлочи ,раствор соляной кислоты , фенолфталеин, карбонат калия, штатив с пробирками; компьютер, мультимедийный проектор. Методы ведения урока: исследовательская экспериментальная работа учащихся, объяснение учителя. Ход урока: I Организационный момент. П.Учитель: На прошлых уроках вы узнали, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, мы учились писать уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы и наоборот по одному из ионов составляли формулу вещества электролита. На сегодняшнем уроке мы будем использовать эти знания. Тема Урока: (включаю компьютер, на экране высвечивается тема урока, затем цель и задачи урока). Учитель: Вспомните, какие реакции называются реакциями обмена? Так как реакции обмена протекают в растворах электролитов , то и уравнения этих реакций будем записывать в виде ионов (т.к реакции протекают не между молекулами, а между ионами). Такие реакции будем называть ионными, а уравнения их - ионными. Раскройте учебник стр.39 § 12, прочтите I абзац - определения ионных уравнений, реакций. Учитель: Проблема: как узнать, протекает ли реакция ионного обмена до конца? - включение компьютера, на экране высвечивается таблица «Реакции ионного обмена - реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов - бывают, необратимы в трёх случаях: и объяснение учителя по таблице. Учитель: Выясним условия протекания ионных реакций до конца на опытах. Задание 1.Найдите на своих столах реактивы: сульфат меди и гидроксид натрия. Проделайте реакцию между этими веществами(напоминаю об охране труда при работе со щелочами, кислотами, какой признак этой реакции? Учащиеся: выпадение осадка. Учитель: пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение; алгоритм ЗаданиеII: - стр.39 учебника Проделайте реакцию между щёлочью (добавьте фенолфталеин)и кислотой до исчезновения окраски, признак реакции(вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества- воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение. Задание III. К карбонату калия добавьте соляной кислоты, назовите признак реакции обмена,- выделение газа, запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение. Учитель: обращаю внимание на таблицу на экране ещё раз, классу: -Какой вывод можно сделать об условиях (трёх!) течения реакций ионного обмена до конца?- учащиеся перечисляют признаки. Учитель: Как, пользуясь таблицей растворимости, по сокращённому ионному уравнению (оно выражает сущность молекулярного) записать молекулярное уравнение, например: Ba +SO =BaSO Учащиеся: надо взять растворимую соль бария и серную кислоту или её соль, BaCl +H SO = BaSO +2НС1 Учитель: Всегда ли реакция ионного обмена в растворах электролитов между двумя веществами, будет протекать до конца, т.е. можно ли прогнозировать исход реакции? Например, между сульфатом натрия и хлоридом калия? Учитель: Пользуясь таблицей растворимости, запишем молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение- ученик записывает на доске. Na SO + 2KCI=K SO+ 2NaCI 2Na+SO +2K+CI-2K+SO +2Na+2CI -все ионы сократились, реакция до конца не протекает. Обобщение урока: Снова на экране тема, цель, задачи урока. Всё ли мы вспомнили? И на экране - таблица трёх случаев течения реакций ионного обмена до конца; учащиеся по своим опытам называют эти три случая. Домашнее задание: §39 учебника, стр.20 задачник № 2-18-разбираем; и № 2-31. Учитель: сдайте тетради на проверку. (Весь класс получает оценки) Учитель: где в жизни мы встречаемся с реакциями ионного обмена?- в нашем организме протекает множество реакций ионного обмена, от их протекания зависит здоровье человека. Медицинский термин-метаболизм. Нарушение обмена веществ приводит к заболеванию. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6 | Урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7 | ||
Тема урока Реакции ионного обмена Закрепление знаний и умений (с... Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз. Реакции ионного обмена» | ||
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» Повторить основные понятия теории электролитической диссоциации и проверить их усвоение | "Ионные уравнения" Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые... | ||
Урок по химии «Реакции ионного обмена» (проблемный метод обучения) Развивать коммуникативные способности учащихся через организацию работы в парах, мини-дискуссии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ПР№1. Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена» | ||
Конспектов по темам: электролитическая диссоциация; кислоты, основания,... Критерии протекания окислительно-восстановительных реакций: методическая разработка для преподавателей химии | Урок по теме: «Реакции электролитов в водных растворах» Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реакции обмена – такие реакции, в которых электролиты обмениваются своими ионами | Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) Цель урока. Научить записывать схемы химической реакции с использованием формул веществ и различать реагенты и продукты реакции,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование представления о реакциях ионного обмена между растворами электролитов | Урок по химии учителя Газарян С. Г. План урока по теме: «Уравнения... Оборудование: штатив, держатель пробирок, спиртовка, CuO, hcl, H2SO4, FeCl3,Na2s baCl2, фенолфталеин |