Скачать 79.36 Kb.
|
Урок в 11 классе с использованием НИТ (31.10.2008) Тема: «Колебания». Цель: обобщить и систематизировать, проверить знания учащихся и выяснить степень усвоения материала по данной теме. Задачи: показать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы, убедиться в единстве законов физики, увидеть единую картину мира, в которой колебания занимают очень большое место. Тип урока: обобщающий Оборудование: математический маятник, метроном, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, дидактические пособия для самостоятельной работы. (видео 1 и музыка «Природа»), учитель читает стихотворение Рожденный пустыней колеблется звук, Колеблется синий на нитке паук, Колеблется воздух - прозрачен и чист, В сияющих звездах колеблется лист (Н. Заболотский) Доброе утро! Как вы догадались, мы продолжаем тему «колебания». Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные ранее знания, дадим сравнительную характеристику механических колебаний, которые мы легко наблюдаем и ЭМК, наблюдать которые можно только с помощью осциллографа (видео 2). Еще раз убедимся в единстве законов физики, увидим единую картину мира, в которой колебания занимают очень большое место. Итак: КОЛЕБАНИЯ –это…(Уч-к: повторяющиеся во времени изменения колебательной системы) Например… Уч- к: механические (показ маятника и метронома)повторяющиеся отклонения в ту и другую сторону; ЭМК (осциллограф приложение2)периодические изменения во времени заряда, силы тока и напряжения. Колебания почти всегда связаны с периодическими изменениями энергии одного вида в другой: механич. Уч-к:Wk→Wp→… ЭМК : Уч-к:Wэ→Wм→… (графики изменения энергии на ПК из Л.Р.приложение 4) Колебания различной физической природы имеют много общих закономерностей: на примере «.».». математического и пружинного маятников, а так же RCL- контура проследим это: (У-к на доске заполняет таблицу, а класс отслеживает это по своим таблицам лист №1 см. прилож.)
Колебания листочка не всегда подчиняются гармоническим законам, но колебания маятника или RCL- контура – гармонические (выходит другой уч-к к доске)
Вы уже заметили, что между гармоническими колебаниями различной природы существует глубокая математическая закономерность. (табл №1 см.прилож.таблицы) Какие конкретные аналогии мы видим? X q V= X/ i= q/(t) a= X// esi/L= I /= q //(t) m L k 1/C Fупр=kx U= q p=mv Ф=Li Сравните теперь графики гармонических колебаний – еще одно подтверждение общего математического механизма (лист1см. прилож.табл.) Но это графики незатухающих колебаний, а в природе чаще можно встретить…..(диск 2.2.3 прилож.№3) Причина этого?… У-к: трение µ активное сопротивление Ra Выход из этого?.. У-к: АКС – это системы в которых поддерживаются вынужденные колебания, примеры: голосовые связки, органные трубы в мех. к. и ГВЧК (источник переменного тока) в ЭМК. В АКС будут совершаться вынужденные колебания только при условии совпадения w 0=wв.с., а это?... У-К: РЕЗОНАНС (диск 2.3.4 прилож.№3) А теперь проверим как вы выучили теорию (лист№2 прил.). Возьмите тест т ответьте на вопросы. Через 5 минут проверим (обмен с соседом, ответы на тест на доске). Решая задачи на колебания вы, наверное, уже заметили общие черты в методах подхода – алгоритм? Сформулируем его окончательно. (на экране алгоритм решения задач) (лист№3 прилож.) Проговариваем основное.А теперь проверим как вы умеете применять это на практике. (лист №4 прилож.). Решаем на том же листочке 10-15 мин. Я благодарю всех за работу, окончательные итоги подведем на следующем уроке по результатам контрольного задания. Сдайте листки с ответами и записывайте домашнее задание (Д/З: сб.задач УГНТУ стр. 233 №19,21,22,16 и стр.237 № 3,9) Приложения к уроку.
ПРИЛОЖЕНИЯ таблицы и листы Таблица 1. лист №1 Лист №2 Лист №3 Алгоритм решения задач по теме «Колебания». При решении задач на тему «механические колебания» рекомендуется:
При решении задач на тему «электромагнитные колебания» рекомендуется:
Лист №4 Задания для самостоятельного решения. Вариант 1. Сила тока в колебательном контур, содержащем катушку индуктивности 10мГц, меняется по закону: . Найдите: амплитудное значение силы тока; период, частоту и циклическую частоту колебаний; амплитудное значение заряда и напряжения на конденсаторе; напишите уравнение зависимости заряда и напряжения на обкладках конденсатора от времени: q = q (t), u = u (t). Как изменится циклическая частота, если в колебательном контуре заменят конденсатор на другой меньшей в 36 раз емкостью? Вариант 2. Заряд на обкладках конденсатора колебательного контура, содержащего катушку индуктивности 0,01Гц меняется по закону q=2*10-6cos(104 Пt) Кл. Найдите амплитуду колебаний заряда qm; период и частоту колебаний. Запишите уравнение зависимости напряжения на конденсаторе от времени и силы тока в контуре от времени u= u(t), i= i(t). Как изменится период колебаний в идеальном колебательном контуре, если емкость конденсатора уменьшится в 9 раз? Вариант 3. Сила тока в колебательном контур, содержащем катушку индуктивности 5мГц, меняется по закону: i=0,25sin50Пt. амплитудное значение силы тока; период, частоту и циклическую частоту колебаний; амплитудное значение заряда и напряжения на конденсаторе; напишите уравнение зависимости заряда и напряжения на обкладках конденсатора от времени: q = q (t), u = u (t). Как изменится циклическая частота, если в колебательном контуре заменят конденсатор на другой меньшей в 16 раз емкостью? Вариант 4. Напряжение на обкладках конденсатора колебательного контура, содержащего катушку индуктивности 0,01Гц меняется по закону u=20cos105Пt . Найдите амплитуду колебаний напряжения; период и частоту колебаний. Запишите уравнение зависимости заряда на конденсаторе от времени и силы тока в контуре от времени q= q(t), i= i(t). Как изменится период колебаний в идеальном колебательном контуре, если индуктивность катушки увеличится в 9 раз? |
Урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол» Цель урока: Обобщить полученные знания, уметь применить их на практике, привить любовь к родному краю | План урока тема урока: Квадратные уравнения (обобщающий урок) Цель урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, сформировать алгоритм учебного действия с изученными понятиями, обратить внимание... | ||
Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | Урока: обобщающий Цель: Обучение учащихся коммуникативному общению... Речевой материал: лексика и грамматика предыдущих уроков; стихи по теме, вопросы по теме | ||
Тема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков.... Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа | Урока: Обобщающий урок Цель урока Этот урок! IV. Подведение итогов урок 5 минут | ||
Урока: Образовательные Повторительно-обобщающий урок по теме Механическая работа, мощность, энергия в 7 классе | Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний | ||
Тема урока : Обобщающий урок по разделу «Там на неведомых дорожках…» Цели урока: Совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное; систематизировать полученные знания по данному... | Тип урока: обобщающий урок. Вид урока: урок-семинар. Класс В целях развития единого образовательного информационного пространства, обеспечения открытости деятельности образовательных учреждений... | ||
Урока: обобщающий урок по теме «климат и климатические ресурсы» Цели и задачи: закрепить и систематизировать знания об особенностях климата России | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: заключительный по теме, обобщающий с применением проектной методики | ||
План-конспект урока обобщающий урок по теме: «Царство Грибы» Обеспечивает заинтересованность учащихся через художественное слово, гуманные отношения между учителем и учеником | Конспект урока. Обобщающий урок-игра с использованием интерактивной... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека ”. 10 класс | Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий |