Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных





Скачать 118.25 Kb.
НазваниеСценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Дата публикации09.08.2014
Размер118.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Сценарий урока

Тема урока: Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-сюрприз

Технология: технология контекстуального обучения Цель: формирование навыка правильного написания причастий и oтглaгoльных прилагательных. Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагатель­ных», «Н-НН в суффиксах причастий»

Уметь: правильно писать слова с изученными орфо­граммами

Оборудование: карточки, грамоты
Ход урока 1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план се­годняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.
2. Актуализация опорных знаний

Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»? Вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.

(Запись на доске коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН)
Смышленым детям достаточно повторить правило не­сколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторя­ется одно и то же. Незваные гости все так же, как и рань­
ше, приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золоче­ные и посеребренные блюда. Причем непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полиро­ванный столик с крахмаленой скатертью и вязаными сал­фетками.

Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?

3. Объяснительный диктант

Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта
Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте.

(Раздадим карточки)
№1 куплен_ый банан №2 лишен_ый шкурки баклажан
№3 на масле жарен_ый бекон №4 в духовке пропечен_ый кекс
№5 курин_ые ноги №6 дроблен_ый орех
№7 резан_ый батон №8 варен_ый бульон
№9 протушен_ый бифштекс №10 в кастрюльку брошен_ый чеснок
№11 вялен_ые лещи №12 маринован_ый салат

Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт.

(Объяснительный диктант)

Ученик, у которого есть карточка диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание н-нн. По­том все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»
Уникальный рецепт
Возьмите__________________________________________,

__________________________________________________,

Добавьте__________________________________________

И киньте в_________________________________________.

На________________________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов_____________________________________________,

__________________________________________________. В_________________________________________________-

Приправа для______________________________________.

А пара____________________________________________

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу________________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш______________________________________________

Отведать каждый будет рад.
4. Самостоятельная работа «Моя будущая профессия ­кулинар»

Цель: проверить уровень усвоения темы
Учитель. А теперь каждый из вас получает необыкно­венный конверт, в котором вы найдете все, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Мо­жет быть, кто-нибудь из вас станет известным кули­наром. А пока мы только смоделируем будущее.

Наша работа состоит из двух этапов:

1. Выясним содержимое холодильника (конверта). 2. Составим рецепт вместе с другом.

Задание. Вставьте попущенные буквы на карточках
Вариант 1
Сметан_ый, маслян_ый крем, запечен_ый в духовке, украшен_ый фруктами, в виде плетен_ой корзинки, пропитан_ый (торт)
Румян_ое, нарезан_ое кубиками, мочен_ое, смешан_ое с творогом, очищен_ое (яблоко)
Выращен_ая собствен_ыми руками, куплен_ая на ярмарке, посыпан_ая, морожен_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками (клубника)
Вариант 2
Обезжирен_ое, кипячен_ое, пастеризован_ое, охлажден_ое, топлен_ое в духовке, некипячен_ое (молоко)
Клюквен_ое морожен_ое, посыпан_ое шоколадом, политое крыжовен_ым сиропом,

украшен_ое заспиртован_ой вишней (мороженное)
Жжён_ый, пережжен_ый, сварен_ый по-турецки, свежепригoтовлен_ый, разбавлен_ый молоком, привезен_ый из-за границы (кофе)
Вариант 3
Чищен_ый, резан_ый кубиками, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне (картофель)
Мелко резан_ый, сушен_ый, тушен_ый в сметане, смешан_ый с измельчен_ым зелен_ым

луком (гриб)
Резан_ый, пассирован_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой (лук)
Вариант 4
Шинкован_ая, тушен_ая с мясом, квашен_ая в бочке, солен-ая, приправлен_ая _____________________________________________________________________________________________________________майонезом, посечен_ая (капуста)

Жарен_ая в топлен_ом масле, варен_ая в подсолен_ой воде, реза_ая длин_ыми ­полосками

(морковь)

Зелен_ый, консервирован_ый, варен_ый и толчен_ый, свежеморожен_ый, маринован_ый

(горох)

Вариант 5

Маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с петрушкой, мелкокрошен_ый, высушен_ый (чеснок)
Фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчен_ая, варен_ая в бульоне, жарен_ая, несолен_ая (курица)
Предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый, но недосолен_ый (рис)
Вариант 6
Резан_ый кружочками, посыпан_ый рублен_ым зелен_ым луком, солен_ый, тушен_ый с морковью (баклажан)
Нарезан_ый дольками, фарширован_ый мясом, приправлен_ый майонезом, нерезан_ый, только что сорван_ый, малосолен_ый (помидор)
Варен_ая, консервирован-ая, жарен_ая на масле, запечен_ая на костре, посолен_ая, варен_ая в кастрюльке (кукуруза)
Вариант 7
Консервирован_ый, резан_ый кубиками, облитый сметан_ым кремом, посыпан_ый дроблен_ым орехом, красиво разложен_ый (ананас)

Сyшен_ый, резан_ый, заправлен_ый сгущен_ым молоком, смешан_ый с лимон_ыми дольками (банан)
Очищен_ый, разрезан_ый, привезен_ый из-за границы, выдавлен_ый, предло­жен_ый на десерт, смешан_ый с мандарином (апельсин)
Вариант 8
Обезжирен_ый, витаминизирован_ый, охлажден_ый, клюквен_ый, приготовлен_ый по особому рецепту, разрекламирован_ый (йогурт)
Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым, съеден_ая

(Груша)

Свежеморожен_ая, посыпан_ая сахаром, варен_ая, консервирован_ая, использован_ая в качестве украшения для слоен_ого пирога (малина)

5. Работа в группах (по два человека (1-2 вариаит, 3-4 вариант, 5-6 вариант, 7-8 вариант)

Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера используя ключевые сло­ва

Задание. Составьте рецепт, используя продукты, изображенные на ваших карточках (вовсе не обяза­тельно использовать все)
6.Закрепление изученного
Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедевра­ми, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполним упражнение

Теперь займемся мы столом. Он полирован_ый притом. Крахмален_ая скатерть есть. А вязан_ых салфеток шесть. Покрашен_ы еще вчера

Все ножки кресел и стола. Вилки золочен_ые,

Ножи посеребрен_ые.

И вот учен_ый попугай

Гостей зовет на каравай.

Вот бьют старин_ые часы.

У дам припудрен_ы носы.

Вот стеган_ых жилетов ряд

И туфель чищен_ых парад. Уж можно ужин подавать, Чтоб зван_ых в гости удивлять. Потрачен_о немало сил. Хвалён_ый суп уже остыл. Капусты квашен_ой ведро,

Мочён_ых яблок три кило. Свжеморожен _ ый сазан, Копчён_ый угорь и баран, Хранившийся пять лет бальзам И мелкокрошен_ый банан. Того, что съеден_о давно, Пересчитать мнe не дано. Бывает много разных тем,

Но я люблю «Одна-две Н»!
7. Подведение итогов. Награждение лучших учеников
Учитель. Настало время подвести итоги нашего нео­бычного занятия и наградить лучших кулинаров (вру­чение грамот).
8. Домашнее задание
Учитель. Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные.

Заморожен_ы продукты, Законсервирован_ы фрукты

И закуплен_ы конфеты.

Все прожарен_ы котлеты.

И расставлен_ы столы.

Будет бал у детворы.

Для нашей Татьяны

Почищен_ы бананы,

Для маленькой Аси

Порезан_ы ананасы.

А юн_ая Лара любит

Сушен_ые кальмары...

Прошел торжествен_ый обед. Обрадован_ы все. Привет!

Порезан_ы вязан_ые салфетки. Испуган_ая кошка затаилась у соседки. Клеен_ые обои разорван_ы.

Парчовые шторы сорван _ ы. Полирован_ый столик поцарапан_. Рассерженно смотрит папа. Искусствен_ые цветы подстрижен_ы. Мама плачет обиженно.

Гости разошлись восторжен_ые.

Хозяева остались встревожен_ые.

Фрагменты психологического анализа урока
1. Урок проводится не ради урока, а ради ученика
Учитель намеренно не объявил цель урока обратив при этом внимание учащихся на нестандартность урока (урок-сюрприз). В течение всего урока учитель пытался заинтересовать учеников необычным подходом к одной из самых сложных тем в курсе рус­ского языка




2. Нужно пытаться организовывать деятельность учащихся так, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся
Действуя ненавязчиво, но целенаправленно, учитель смог привлечь учащихся к выполнению довольно привычного упражнения (вставьте Н-НН). Эстетически продуманные требования и яркие карточки (изображения продуктов) содержали не менее 18 слов с изученной орфограммой. Кроме того, задания проду­манны таким образом, что, даже действуя в паре (1-2 вариант), ученики не могли спи­сывать, так как слова не повторяются. Та­ким образом, внешне эффектные карточки стали в то же время весьма эффективным средством проверки уровня усвоения мате­риала




3. Необходимо соз­давать условия для продуктив­ной работы мыш­ления и вообра­жения
Каждый современный урок русского языка должен быть основан на принципе текстоцентризма. Данный урок не стал исключе­нием. При этом учителю удалось подобрать тексты занимательного характера и предло­жить для самостоятельного составления текст рецепта (то есть текст-повествование). В условиях соревнования (8 вариантов за­дания) и возможности работы в парах (уча­щиеся могли объединиться для составления текста) задание было выполнено на долж­ном уровне


4. Необходимо до­биваться актив­ности и само­стоятельности мышления уча­щихся
Активности и самостоятельности мышления учащихся способствовали:

- система вопросов и заданий;

- создание проблемной ситуации;

- организация индивидуальной, парной и коллективной работы;

- использование элементов контексту­альной технологии, предполагающей моделирование предметного и соци­ального содержания будущей про­фессиональной деятельности




5. Необходимо формировать устойчивый и действенный интерес к предмету и учению в целом
Как показывает практика, тема анализируе­мого урока очень трудно усваивается учащимися, поэтому нужно стараться разнооб­разить содержание и форму заданий, показать, насколько практически важно овладеть умениями и навыками по данной теме. Тех­нология проведения урока-сюрприза позво­ляет активизировать внимание школьников и способствует повышению интереса к предмету и учению в целом


ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК
Упр. № 1

Уровень1

3аполните таблицу

1) Подержанные книги высланы наложенным плате­жом. 2) Балованный ребенок не сделает рискованных шагов. 3) Соленый суп можно разбавить кипяченой во­дой. 3) Крашеный пол медленно сохнет. 4) Некачествен­но клееные обои отстали. 5) Через пустынную поляну проходит исхоженная и езженая до­рога. 6) Сожженное письмо осталось за каминной решёткой. 7) Мас­ляная каша оказалась на выстиран­ной и глаженой скатерти. 8) Запу­танный рассказ понятен только смышленым. 9) Береженные так долго драгоценности перешли по на­следству к ветреным родственни­кам.
ОБОИ - от слова «обить»

(в старину обои изготавливались из ткани, и стены ими обивались)


-ЯН- в прилагательных




-НН- в прилагательных




н + н




-ЕНН-




Исключения




-Н- в отглаг. прил. без приставок




и зависим. слов




-НН- (причастие с приставкой)




-НН- в причастиях с завис. слов.




-ОВАННЫИ, -ЕВАННЫИ




Исключения




-Н- в кратких причастиях




-НН- в наречиях, образованных




от слов с -НН-





Уровень2

Вставьте пропущенные буквы

1)Подержан_ые (есть приставка) книги выслан_ы (краткое причастие) наложен_ым (есть при ставка) плате­жом. 2) Балован_ый (на -ОВАННЫЙ) ребенок не сделает рискован_ых (на ­ОВАННЫЙ) шагов. 3) Солен_ый (нетприставки и зав.сл.) суп можно разбавить кипячен_ой (нетприставки и зав.сл.) водой. 3) Крашен_ый (нет приставки и зав.сл.) пол медлен_о (-ЕНН-) сохнет. 4) Некачествен_о(-ЕНН-) клеен_ые (есть зависимое слово) обои отстали. 5) Через пустын_ую ( н + н ) поляну проходит исхоже­н_ая (есть прuставка) и езжен_ая (нет приставки и зав.сл.) дорога. 6) Сожжен_ое (есть приставка) письмо осталось за камин_ой (н + н) решёткой. 7) Маслян_ая (-ЯН-) каша оказалась на выстиран_ой (есть приставка) и глажен_ой (нет приставки и зав.сл.) скатерти. 8)Запутан_ый (есть приставка) рассказ понятен только смышлен_ым (искл.). 9) Бережен_ые (есть зависимое слово) так долго драгоцен­_ости ( н + н ) перешли по наследству к ветрен_ым (нет приставки) родствен_икам (-ЕНН-).

ОБОИ - от слова «обить» (в старину обои изготавлива­лись из ткани

и стены ими обивались)

Уровень3

Вставьте пропущенные буквы 1) Подержан_ые книги выслан ы наложен_ым плате­жом. 2) Балован_ый ребенок не сделает рискован_ых ша­гов. 3) Солен_ый суп можно разбавить кипячен_ой водой. 3) Крашен_ый пол медленно сохнет. 4) Некачественно кле­ен_ые обои отстали. 5) Через пустын_ую поляну прохо­дит исхожен_ая и езжен_ая дорога. 6) Сожжен_ое письмо осталось за ками­н_ой решёткой. 7) Маслян_ая каша ока­залась на выстиран_ой и глажен_ой ска­терти. 8) Запутан_ый рассказ понятен только смышлен_ым. 9) Бережен_ые так долго драгоцен_ости перешли по наслед­ству к ветрен_ым родствен_икам.
ОБОИ - от слова «обить»

(в старину обои изготавлива­лись из ткани

и стены ими обивались)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconУрока русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание н нн в...
Тема урока: «Правописание н нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий»
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconТема: Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий
Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных...
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconТема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; формировать...
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconУрок русского языка. 7 класс. Тема «Н и нн в суффиксах страдательных...
Тема «Н и нн в суффиксах страдательных причастий и н в суффиксах отглагольных прилагательных»
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Правописание н и нн в страдательных...
Продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий, по формированию навыка правильного...
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconУрок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных....
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правописание -н-нн-в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных» слайд 1
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с орфограммой «Правописание – нн- и –н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. (Слайд...
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconУрок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока
Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconУрок русского языка Тема: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Целью нашего урока является следующее: знать условия выбора одной и двух н в прилагательных, уметь находить орфограмму в суффиксах...
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Урок №1
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных iconТема урока : «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Рассуждать, устно и письменно, объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск