Скачать 67.18 Kb.
|
Урок русского языка "Н-НН в суффиксах имен прилагательных" Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок-открытие Цели урока:
Оборудование: «Дневник исследователя», сводная таблица по теме, бланки для «цветного диктанта», техническое оборудование урока – компьютер, доска, проектор. План урока (сетка времени) 1. Организационный момент ………………………………………………………….1мин. 2. Подготовка к изучению нового материала 1) Словарная работа………………………………………………………………....1мин. 2) Синтаксическая пятиминутка…………………………………………………....3мин. 3) Повторение темы «Способы образования прилагательных»…………………2мин. 3. Объяснение нового материала 1) Решение проблемной ситуации…………………………………………………1мин. 2) Чтение правила…………………………………………………………………..1мин. 3) Знакомство с таблицей…………………………………………………………..1мин. 4) Работа по алгоритму (словообразовательные модели)………………………..2мин. 4. Закрепление нового материала 1) Отработка алгоритма (выделение орфограмм)…………………………………5мин. 2) Игра «Кто правильнее?» (физкульт. минутка).....…………...………………….3мин. 3) «Цветной диктант»……………………………………………………………….3 мин. 4) Самопроверка……………………………………………………………………..1мин. 5) Выборочное списывание (резерв) 5. Домашнее задание…………………………………………………………………..2мин. 6. Итоги урока…………………………………………………………………………..2мин. 7 Рефлексия……………………………………………………………………………..2мин. Итого ………………………………………………………………………………….30мин. Ход урока 1. Организационный момент Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-открытие. 2. Подготовка к изучению нового материала 1. Словарная работа Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? Как вы думаете, легко ли сделать открытие? Какие люди могут сделать открытие? А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие? Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы будем пользоваться учебником, а наши тетради превратятся в «дневник исследователя». Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих исследователей, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие исследователи мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах. Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число (Шестое февраля). Классная работа. 2. Синтаксическая пятиминутка Учащиеся записывают предложение, выделяют грамматические основы, составляют схему. На лесных дорогах ещё кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. (С. Маслих) [ _ ],а [ _ ]. Вопросы классу: в предложении встретилось сочетание ледяной наст. Из чего этот наст? Какая часть речи ледяной? Составляется словообразовательная цепочка: ледяной – лёд. Повторение темы «Способы образования прилагательных» Определим способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2) ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-) КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-) ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-) ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-) КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-) КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-) ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-) Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным) От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? (от существительных) Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН) Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3) Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4) 3. Объяснение нового материала 1. Решение проблемной ситуации Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы. (ответы учащихся) А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов? (Исключения) 2. Знакомство с правилом в учебнике (с .132) и таблицей Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7) А теперь посмотрите на таблицу. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали. Найдите их и сделайте новое открытие. Почему в этих словах пишется Н? (Н входит в корень) 3. Работа над алгоритмом и словообразовательными моделями. 4. Закрепление нового материала Вставьте на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей или алгоритмом. Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист. 1. Игра «Кто правильнее?» (физкульт. минутка) Условия игры. За неверный ответ, игрок прекращает состязание. Остальные судьи, если ответ неверный, нужно хлопнуть в ладоши. 1) Старт 2) Вопрос к части речи 3) Слово, от которого образовалось 4) Исключение (проверка) 5) Определение суффикса 6) Выбираем Н/НН 7) Финиш Слова для игры: соломенный, кожаный, глиняный, каменный. 2. «Цветной» диктант (Презентация - слайд №8) Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. Если в слове пишется Н, то сектор штрихуем ручкой, ставя вертикальные линии, а если НН оставляем пустым.
4. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9) 6. Выборочное списывание (Презентация - слайд №10) Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму. Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями. 5. Домашнее задание Сделать макеты словообразовательных моделей по упражнению 317, стр. 133, выучить правило на стр. 132; составить предложения со словами исключениями связно или разрозненно. 6. Подведение итогов урока — Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных) — От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных) — Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ) — Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН- и в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ) Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11, 12, 13) Внимание!
Диктант ? |
Урок русского языка Тема: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» Целью нашего урока является следующее: знать условия выбора одной и двух н в прилагательных, уметь находить орфограмму в суффиксах... | Урок русского языка по теме: "-н- и -нн- в суффиксах прилагательных"( 6 класс ) Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых... | ||
Урок русского языка. 7 класс. Тема «Н и нн в суффиксах страдательных... Тема «Н и нн в суффиксах страдательных причастий и н в суффиксах отглагольных прилагательных» | Урок по русскому языку на тему: «Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных» Совершенствовать навык правописания н и нн в полных и кратких формах имен прилагательных, умение обнаруживать данную орфограмму,... | ||
Урок русского языка в 6 классе. Учитель Насонова Е. Ю. Тема урока... Познакомить с опознавательными признаками качественных, относительных и притяжательных прилагательных | Урока. Постановка учебной задачи Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах... | ||
Урок русского языка в 4-ом классе. Тема: Склонение имен прилагательных Познакомить детей со склонениями имен прилагательных. Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное» | Урока русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание н нн в... Тема урока: «Правописание н нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий» | ||
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | Урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн... «Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» | ||
Тема урока: Буквы Цель урока: Познакомить учащихся с условиями выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц; формирование умения сопоставлять... | Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | ||
Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,... | Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных... Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт | ||
Сценарий урока Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тема урока: Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий | Тема урока : «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» Рассуждать, устно и письменно, объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных |