План – конспект интегрированного урока.
Русский язык – Литературное чтение – Окружающий мир - Технология.
Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных , об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.
Цель:
Развитие умения изменять прилагательные по числам и родам в единственном числе, сравнивать окончания;
Развитие речи учащихся; умения наблюдать , сравнивать, делать выводы;
Воспитание чувства прекрасного в видении природы и человеческих отношений;
Воспитание самостоятельности, аккуратности в работе;
Развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Ход урока:
Орг. момент.
Объявление темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны. Одновременно повторим некоторые изученные орфограммы, обобщим знания об имени прилагательном, вспомним как изменяются имена прилагательные. Будем закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных.
Новый материал.
-Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью прилагательных.
(ненастный, пасмурный, грустный, хмурый, скучный, солнечный, радостный, непогожий, тоскливый, печальный, светлый, погожий)
- Ребята, что это?
(Это прилагательные)
- А что вы знаете об имени прилагательном?
(Молодцы, а сейчас посмотрите на экран)
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы: какой? -ой, -ий, -ый
какая? -ая, -яя
какое? -ое, -ее
Имеет связь с именем существительным.
-Какой бы не был день , но на дворе чудная погода, потому что ______________________________(наступила весна)
-Весна замечательное и прекрасное время года. Скажите почему?
(Природа оживает , просыпается от долгого зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года»)
-Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова
Отшумела злая вьюга
Стал ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех (Подснежник)
-Это один из первых весенних цветов.
Чистописание.
В тетрадях нарисуем безотрывно цветы, занимая всю строчку.
Письмо под диктовку
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
(Проверка написания )
- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?
(С помощью прилагательного – нежный)
- А теперь прочитайте предложение, не употребляя данное слово.
- Что вы можете сказать?
(Предложение стало скучноватым, не таким ярким, как было)
- Делаем вывод.
(Прилагательные помогают ярче, красивее, выразительнее выразить мысли)
6. Послушайте, какие прекрасные стихи написали поэты:
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья в мареве парят.
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят. Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
- О чём говорится в стихах? (О цветах)
- Запишите названия цветов в тетрадь столбиком с большой буквы, подберите прилагательные к данным словам.
Ландыш ( ) майск.., бел.., душист.., смел….
Одуванчик ( ) крупн.., жёлт.., весёл.., предан...
- Какие окончания поставили в словах? Почему? Что вам помогло правильно поставить окончания прилагательных?
- А все ли прилагательные подходят к данным существительным?
7. Физкультминутка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.
8. Творческая работа.
- А почему все и всё живое на Земле, радуются весне? Какие признаки пробуждения природы вы наблюдаете?
(Тает снег. Плачут сосульки. Бегут ручьи. Распускаются почки. Прилетают птицы.)
-Возьмите по одному предложению и дополните его прилагательными, подходящими по смыслу. Запишите данное предложение в свою тетрадь.
(Дети читают по очереди предложения)
- Что у нас получилось? (Текст)
- О чём? (О весне)
9. Работа по карточкам с текстом.
Задание: найти и подчеркнуть имена прилагательные, выделить окончания, определить род и число прилагательных.
Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать - и- мачехи. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянуться к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми и синими цветами.
10. Д/задание
- Приход весны приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими звуками и красками. И самая большая и яркая радость – это первые цветы.
(Дети читают стихи)
Дома, ребята, вы будете писать сочинение о цветах. В своих сочинениях вы напишите какие цветы вы знаете, как они выглядят, на что похожи, где растут, какие чувства пробуждают.
Учитель: Итак, мы определили границы темы. А удержаться в этих границах, не писать лишнего, ничего не забыть нам поможет план.
(Название у каждого своё.)
План.
Где растут эти цветы?
Какие они, на что похожи?
За что вы любите эти цветы?
Учитель: Мы определили содержание сочинения. Но, чтобы его написать, всё это нужно увидеть. Давайте посмотрим презентацию о первых весенних цветах.
11. Итог.
Очень трудно представить нашу жизнь без цветов.
С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах, парках цветут разнообразные растения.
Многие первоцветы стали на сегодняшний день редкими, поэтому они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. «КРАСНОЙ» она называется потому, что красный цвет – цвет опасности.
Стоит ли губить растения из – нескольких дней красоты?
Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала цветок – он увял, И тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу».
Ненастный, пасмурный, грустный, хмурый, скучный, солнечный, радостный, непогожий, тоскливый, печальный, светлый, погожий.
Ландыш ( ) майск.., бел.., душист.., смел….
Одуванчик ( ) крупн.., жёлт.., весёл.., предан...
Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной
проталинке появились жёлтые головки мать - и- мачехи.
Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянуться к солнцу
мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми и синими цветами.
(Название у каждого своё.)
План.
Где растут эти цветы?
Какие они, на что похожи?
За что вы любите эти цветы?
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы:
какой? -ой, -ий, -ый
какая? -ая, -яя
какое? -ое, -ее
Имеет связь с именем существительным.
Изменяется по родам и числам.
Физкультминутка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.
Тает снег.
Плачут сосульки.
Бегут ручьи.
Распускаются почки.
Прилетают птицы.
Очень трудно представить нашу жизнь без цветов.
С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах, парках цветут разнообразные растения.
Многие первоцветы стали на сегодняшний день редкими, поэтому они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. «КРАСНОЙ» она называется потому, что красный цвет – цвет опасности.
Стоит ли губить растения из – нескольких дней красоты?
Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала цветок – он увял, И тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу».
(Стук в дверь: «Вам письмо!»)
Учитель: Ребята, действительно, вам письмо от Коли Веснушкина. В нем стихи и карточки с заданиями.
«Что, Весна, ты принесла?»
И ответила Весна:
«Принесла я вам, ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники,
Жёлтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов, и зябликов,
И несёт любой ручей
Целый флот корабликов.
И ещё я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и салки,
Новые считалки».
Все ребята удивились:
Как-то сразу появились
Почки клейкие в лесу,
Травка на опушке
И у Коли на носу
Первые веснушки.
Учитель: О каком ещё признаке весны говорится в стихотворении? (веснушки)
Учитель: Веснушки – это особое признание в любви солнышка к людям.
Учитель: В этом стихотворении есть слова на все правила, которые вы изучали. Определите, на какое правило записана группа слов, назовите орфограмму.
Весна, скворцы, грачи;
Ребятки, лопатки, кораблики;
Скворечники, почки;
Травка, веснушки, на опушке.
Учитель: Приведите свои примеры, запишите по два слова в тетрадь, выделите орфограмму.
Письмо под диктовку с комментированием:
Учитель: С какой новой орфограммой вы познакомились на прошлом уроке? (родовое окончание имени прилагательного)
Учитель: Что вы знаете о написании родовых окончаний имён прилагательных? Как определить род имени прилагательного?
Ласково светит весеннее (ср.р.) солнце. Погода стоит чудесная. (ж.р.) Бегут и журчат весёлые (мн.ч.) ручьи. Вокруг царит весенний (м.р.) шум.
Учитель: Назовите и подчеркните волнистой чертой имена прилагательные, выделите окончания, определите число и род каждого.
Физминутка. (дыхательная)
Учитель: Отдохнём немного. Встали. Поработали – устали. Всё равно думаем о работе. Как наши дела? Отразите ответ на этот вопрос в своём стихотворении, даю рифмы:
************** не спешу,
************* пишу.
************* тетрадь,
************* «пять».
Стихотворение готово: На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу.
Посмотри в мою тетрадь,
Там увидишь цифру «пять»
Учитель: Представьте, что вы очень стеснительны, расскажите своё стихотворение именно так (негромко).
Вы очень горды своими успехами, расскажите об этом всем (громко). Садитесь. Докажите делом свой успех!
Самостоятельная работа.
Работа с учебником и упражнением.
Цель: списать предложения, вставить пропущенные окончания имён прилагательных, объяснить свой выбор. (проверка, повторение вывода о написании родовых окончаний имён прилагательных).
Развитие речи:
Учитель: А сейчас вам нужно придумать мини – сочинение на тему: «Весенние цветы».
Учитель: Приход весны приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими звуками и красками. И, наверное, самая большая и яркая радость – это первые цветы.
Учитель: Какие весенние цветы вы знаете?
О чём будем писать в сочинении? (какие цветы, как называются, как выглядят, на что похожи, где растут, какие чувства пробуждают).
Учитель: Итак, мы определили границы темы. А удержаться в этих границах, не писать лишнего, ничего не забыть нам поможет план.
(Название у каждого своё.)
План.
Где растут эти цветы?
Какие они, на что похожи?
За что вы любите эти цветы?
Учитель: Мы определили содержание сочинения. Но, чтобы его написать, всё это нужно увидеть. Давайте посмотрим презентацию о первых весенних цветах.
(Просмотр презентации)
Учитель: А теперь надо найти точные, яркие слова, чтобы выразить наши чувства и мысли. Какая часть речи нам в этом поможет?
Прострел (крупный, лиловый, удивляется всему, большим жёлтым глазом)
Ландыш (майский, белый, душистый).
Одуванчик (крупный, жёлтый, весёлый, преданный).
Для сравнения: колокольчик – бокальчик, солнышко, снежинка.
По форме: светлый фонарик, снежная капля, золотой огонёк, жемчужины.
Учитель: Послушайте, какие прекрасные стихи написали поэты:
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья в мареве парят.
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились над прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Самостоятельное написание сочинения.
Проверка: зачитывание сочинений.
Учитель: Назовите имена прилагательные из своих сочинений в единственном числе. Определите их род, назовите окончания.
Вывод: о родовых окончаниях имён прилагательных в единственном числе, об окончаниях имён прилагательных во множественном числе. |