Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных





Скачать 231.9 Kb.
НазваниеУрок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных
страница1/2
Дата публикации11.08.2014
Размер231.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2

Урок 101

Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных

Цели: учащиеся совершенствуют умение распознавать безударные окончания имён прилагательных, объяснять их написание; учащиеся развивают умение составлять повествовательный текст по рисунку, используя в нём имена прилагательные.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.



III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Мы продолжаем изучение правописания безударных окончаний прилагательных женского рода.

– Как вы думаете, достаточно хорошо вы умеете распознавать безударные окончания имён прилагательных? Почему?

– Исходя из этого, попробуйте сами поставить перед собой учебную задачу сегодняшнего урока. (Тренироваться в написании безударных окончаний, определении падежа прилагательных.)

– Кроме того, сегодня нам предстоит составить по рисунку текст-повествование, используя в нём имена прилагательные.

IV. Упражнение в правописании безударных окончаний прилагательных, определении падежей.

1. Повторение падежных вопросов и окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода, женского рода по таблицам.

2. Запись словосочетаний под диктовку с использованием сигнальных карточек.

Задание: выделить окончания прилагательных, указать род, падеж.

Выпил горячего молока, новая меховая шапка, хвалили за хорошую работу, перед интересной беседой, в школьной библиотеке, без горячей воды, пришли на лесное озеро, запах свежего хлеба, спросили робкую ученицу.

3. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 326, с. 24–25.

– При написании безударного окончания пользуйтесь для проверки таблицами.

V. Составление текста-повествования по рисунку (упр. 327, с. 25).

– Рассмотрите рисунок в учебнике. Что изобразил художник? (Двор детского сада.)

– Кого вы видите на рисунке? (Старших ребят и малышей, Наверное, школьники пришли в гости к малышам.)

– Чем занимаются ребята? (Школьники помогают малышам строить снежный дом, играют с ними, учат кататься на лыжах.)

– Какой тип текста будете составлять и почему?

– Какова основная мысль текста? (Старшие ребята – хорошие друзья малышей.)

– Придумайте заголовок к тексту. (Настоящие друзья. Как школьники помогали малышам. Наши маленькие друзья.)

– Прочитайте Памятку на с. 151–152. Она поможет вам в работе над текстом.

– Самостоятельно запишите рассказ.

VI. Домашнее задание:

упражнение 328, с. 25–26.

VII. Итог урока.

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

– Какие трудности и в чём вы испытывали во время работы?

– Какое задание было наиболее интересным?
Урок 102

Тема урока. Р. р. Изложение. Повествовательный текст с элементами описания

Цель урока: учащиеся развивают умение передавать содержание текста-описания, знакомятся со структурой данного вида текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Сегодня мы пишем изложение текста. Что нужно для успешного выполнения этой работы?

– Кроме того, что вы уже сказали, необходимо хорошо знать изученные правила, уметь применять их на письме, так как в тексте много слов с различными орфограммами.

III. Знакомство с содержанием текста (упражнение 311, с. 17).

Лексический анализ.

– О ком рассказал Е. Чарушин?

– Определите тип текста. Обоснуйте свой ответ. (Это текст-описание, так как в нем описывается внешний вид животного и его повадки.)

– Как Чарушин начинает описание моржа?

– Какие сравнения автор использует в тексте?

– Почему он сравнивает моржа с громадным кожаным мешком с жиром?

– Чем морж, пасущийся на морском дне, может напоминать корову? Подтвердите примерами из текста.

– Как автор называет клыки моржа? Подберите синонимы к этому прилагательному.

– Объясните смысл слова щетинистые (усы).

– Каким вы представляете себе моржа? (Толстым, неуклюжим, неповоротливым, ленивым на берегу; быстрым, ловким в воде.)

IV. Структурный анализ текста. Составление плана.

– Мы выяснили, что данный текст является описательным. Подумайте, сколько частей можно в нём выделить? Почему? (Две, так как в первой автор описывает внешний вид моржа, а во второй – его поведение.)

– Подумайте, что будет главным в первой части, во второй части. Составьте и запишите план.

Примерный план

1. Как выглядит морж?

2. Поведение моржа в воде и на суше.

– Как вы думаете, если бы пришлось описывать другое животное, изменилась бы структура (построение) текста-описания или нет? Ответ обоснуйте.

V. Орфографическая подготовка.

1. Разбор слов с изученными орфограммами.

Морж, тяжёлый, похож, с жиром, здоровенных, торчат, вёсл загребает, морском, корова, вылезет, щетинистых, ракушки.

2. Слова для записи на доске: кожаный мешок, здоровенных, вместо, пасется, водоросли, наестся, вдоволь, ляж отдыха

Физкультминутка

VI. Повторное чтение. Пересказ.

VII. Написание изложения. Самопроверка.

VIII. Домашнее задание:

упражнение 325, с. 24.

XI. Итог урока.

– Что на уроке было для вас новым?

– Чему научились?

– Как строится текст-описание животного?
Урок 103

Тема урока. Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского и женского рода

Цели: учащиеся сопоставляют безударные окончания прилагательных в женском роде -ой (-ей) в родительном, дательном, творительном и предложном падежах с окончаниями прилагательных в мужском роде -ый (-ий) в именительном падеже, упражняются в их распознавании.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.



1. Вот вам чертёж, где каждый размер новой детали дал… (инженер).

2. Руководитель предприятия, учреждения. (Директор.)

3. Промышленное предприятие. (Завод.)

4. Иду в воду красным.

Из воды – чёрным. (Железо.)

– Какое слово получилось в вертикальном столбце? (Металл.)

– Что означает слово металл? (Это вещество, получаемое из полезного ископаемого – руды.)

2. Запись слов в тетрадь, выделение орфограмм, постановка ударения.

3. Знакомство с этимологией слова металл.

– Это слово пришло в русский язык в начале XVIII века из немецкого языка; немцы же позаимствовали его в латинском языке. По-латыни metallum – руда. А вот в латынь оно пришло из греческого языка. По-гречески metallon означало «рудник, шахта».

III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи.

– Послушайте задание.

Слово отвечает на вопрос какой? Два ученика поспорили. Первый сказал, что это прилагательное мужского рода. Второй утверждал, что это прилагательное женского рода. Кто из них прав? Что можете сказать об этом?

– Сегодня на уроке мы отыщем ответ на этот вопрос и постараемся разрешить спор учеников. Такова задача нашего урока.

IV. Сопоставление прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?

1. Склонение прилагательных мужского и женского рода. (Работа в парах.)

– С чего нам начать работу? Если спор ведётся о прилагательных мужского и женского рода, давайте вспомним, как они склоняются.

Просклоняйте словосочетания: ближний зелёный лес, ближняя зелёная роща.

2. Проверка. Сравнение окончаний прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?

– Что можете сказать о споре учеников, кто прав?

– А что можете сказать об окончаниях? (Прилагательные мужского рода имеют окончания -ой, -ый, -ий; прилагательные женского рода – -ой, -ей.) – Проверьте свои ответы по таблицам.

3. Вывод.

– Всегда ли достаточно для определения рода и падежа прилагательного лишь задать вопрос? (Нет, так как вопросы бывают одинаковыми у прилагательных женского и мужского рода.)

– Что ещё необходимо в этом случае? (По существительному, с которым связано прилагательное, определить род и падеж, а затем окончание прилагательного.)

4. Чтение вывода в учебнике на с. 28.

– Сравните вывод в учебнике с тем, который сделали вы. Что можете сказать?

Физкультминутка

V. Упражнение в распознавании имён прилагательных в мужском и женском роде, отвечающих на вопрос какой?

1. Запись словосочетаний под диктовку, определение рода, падежа имён прилагательных.

В осенний день, зимней ночью, в синий цвет, по дремучей тайге, в дремучий лес, за ближней деревней, в хлебный магазин, на соседний участок, за высокой изгородью, в домашней работе, домашний халат, из свежей зелени, свежий хлеб.

2. Самостоятельная работа. Письменные ответы на вопросы (упр. 330, с. 26). Определение рода и падежа прилагательных.

VI. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 329, с. 26).

Определение рода и падежа прилагательных.

VII. Домашнее задание: упражнение 333, с. 28–29.

VIII. Итог урока.

– Каким образом вы будете различать прилагательные мужского и женского рода, отвечающие на вопрос какой?

Урок 104

Тема урока. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

Цели: учащиеся сопоставляют винительный и творительный падежи прилагательных в женском роде, развивают умение различать безударные окончания этих падежей на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.



III. Словарно-орфографическая работа.

1. Повторение.

– Какое новое слово из словарика узнали на предыдущем уроке? (Металл.)

– Расскажите о том, откуда оно пришло в русский язык.

– Какие орфограммы необходимо запомнить в этом слове?

2. Подбор и запись однокоренных слов к слову металл.

Объяснение значения этих слов. Металлический, металлург, металлургический, металлолом.

3. Составление и запись 1–2 предложений с этими словами.

IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Прочитайте тему сегодняшнего урока в учебнике на с. 29.

– Какой вопрос задаёт нам Почемучка? Прочитайте. – Наша задача – найти ответ на этот вопрос.

V. Сопоставление винительного и творительного падежей имён прилагательных в мужском и женском роде, отвечающих на вопрос какой?

1. Выполнение упражнения 335, с. 29. (Работа в парах.)

Склонение прилагательных женского рода с вопросами. Проверка по таблице.

2. Сравнение падежных вопросов и окончаний прилагательных в творительном и винительном падежах.

– На какие вопросы отвечают прилагательные женского рода в винительном и творительном падежах?

– Какие имеют окончания?

– Как различить эти падежи у прилагательных женского рода? (По вопросу и окончанию.)

3. Знакомство с выводом в учебнике (с. 30).

Физкультминутка

VI. Работа с учебником.

1. Упражнение в употреблении прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах (упр. 338, с. 31). Письмо с комментированием.

2. Самостоятельная работа (упр. 336, с. 30).

Вариант I – 1-е четверостишие. Вариант II – 2-е четверостишие.

3. Выполнение разбора слов из упражнения 336: грустную2, сказку1.

VII. Домашнее задание:

выписать словосочетания прил. + сущ. из упражнения 337, с. 30–31; (устно) упражнение 341, с. 32.

VIII. Итог урока.

– Что узнали на уроке? – Какой ответ дадите Почемучке на его вопрос?
Урок 105

Тема урока. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе

Цель: учащиеся повторяют и систематизируют знания о склонении имён прилагательных в единственном числе.                   

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

 - Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

- Спишите предложение, обратите внимание на соединение букв:

      Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

- Верно ли это высказывание?  

- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? Поставьте ударение.

- Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

3. Сообщение темы урока и постановка целей.

- Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Они одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. 

- Сегодня мы будем учиться находить  в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов, и связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

 (На доске открывается тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе»)

4. Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке.

- Ответьте на вопросы: - Что такое имя прилагательное?

- Как изменяется имя прилагательное? - Как определить падеж имени прилагательного?

5. Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

1)    Определение падежей имён прилагательных.

 - Определите и покажите с помощью «сигнала» падежи имен прилагательных (Учитель читает словосочетания и предложения, дети показывают падежи):

     Готовлюсь к математической олимпиаде   (Д.п.) Сторонник образцового порядка  (Р.п.)

     Навели образцовый порядок (В.п.) Освещён мягким светом   (Т.п.)

     Проклюнулся тоненький росток. (И.п.)  В русской народной песне (П.п)

2)    Упражнения в определении безударных окончаний имён существительных и прилагательных.

- Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного? (С помощью вопроса)

- Разделите страницу тетради на два столбика. В левый столбик будем записывать только окончания имен прилагательных, а в правый  – только окончания имен существительных.

(Учитель диктует словосочетания, двое учащихся работают на откидных крыльях доски, остальные  - в тетрадях):

-  зимним вечером, - синей полоской, - в праздничном наряде, - банное полотенце

- в новой тетради, - за дальней рощей, - голосистый соловей (нулевое окончание)

( Выполненное задание выглядит так:    

                 Прил.                           Сущ.

                         им                                 ом

                         ей                                  ой

                         ом                                  е

                         ое                                    е

                         ой                                   и

                         ей                                   ей

                         ый                      нулевое окончание)

- Проверьте работу своих товарищей у доски.

- Докажите, что в слове «соловей» нулевое окончание. (Это существительное 2 склонения; дети устно склоняют это существительное, учитель обращает внимание на то, что звук [й] при склонении не исчезает, значит, он не относится к окончанию)

- Как вы думаете, почему многие ребята ошиблись в последнем словосочетании? ( Конец слова «соловей» похож на окончание имени прилагательного)

- Есть ли в русском языке ещё такие слова? Приведите примеры. (Андрей, воробей, строй)

- Сравните окончания, записанные в двух столбиках. Есть ли одинаковые окончания у разных частей речи? - Можно ли только по окончанию определить часть речи?

3) Определение окончаний в разных частях речи. Работа с текстом.

-  Прочитайте записанный на доске текст:


              Не колюч…й, светло-син…й

              По ветвям развешан ин…й –

              Погляди хоть ты!

          Словно кто-то тороват…й

    Свеж…й, бел…й, пухл…й ват…й

     Все убрал кусты.


 

- Кто автор этих стихов? (А.А.Фет)

- Все ли слова понятны? ( слова «убрал» в данном предложении – украсил, нарядил, «тороватый» – «щедрый».)

- Назовите рифмующиеся слова. Как звучат концы этих слов? (Одинаково)

- Подумайте, в какой части слов пропущены буквы? Что для этого нужно определить? (Какая это часть речи) - В каком слове нет окончания? (Иней)

- Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная. Это словарное слово)

- Какую букву вставим? (е)

- С чем можно спутать окончание в слове «ватой»? (С окончанием имени прилагательного)

- Спишите стихотворение, выделите окончания, укажите части речи. Какие буквы вставили? Почему?

- Итак, при написании и выделении окончаний имён существительных и прилагательных нужно быть очень внимательным, т.к. иногда окончания совпадают, а иногда другие части слова кажутся окончаниями. Вывод: разбор слов по составу надо начинать с определения части речи.

  Физкультминутка.

4) Разбор предложения.

- Запишите предложение (один ученик работает у доски). Подчеркните основу предложения, выпишите словосочетания, определите, какими частями речи выражены члены предложения:

     Белка часто навещала птичью столовую.

              навещала (как?) часто  навещала (что?) столовую    столовую (какую?) птичью

- Найдите в предложении существительные и прилагательные, выделите у них окончания. (Дети выделяют окончания в словах «белка», «птичья», «столовая»)

- Что заметили необычного? (У существительного «столовую», окончание, как у прилагательного, а у прилагательного «птичью» окончание, как у существительного.)

- Докажите, что эти слова являются именно теми частями речи, которые вы указали. (Дети ставят вопросы к этим словам, определят, что эти слова обозначают)

- На какой вопрос отвечает прилагательное «птичью»? (Чью?)

- Приведите примеры прилагательных, отвечающих на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Какая орфограмма в этих словах? (Разделительный Ь).

- Образуйте другие формы прилагательного «птичий», подобрав их к существительным, записанным на доске:

Ж.р.    …… песня Ср.р.   ……….перо Мн.ч. ………повадки М. р. …………голос

- Выделите окончания существительных, затем прилагательных. Сравните окончания. Учитель обращает внимание детей на то, что в слове «птичий» окончание нулевое, -ий- -это суффикс)

- Итак, в некоторых именах прилагательных на конце слова есть суффикс –ий-, который можно принять за окончание. А теперь поговорим о существительном «столовая». Сравните словосочетания:

                       столовая посуда   школьная столовая

(В первом словосочетании это прилагательное, во втором – существительное)

- В русском языке существует такое явление, когда слово из одной части речи переходит в другую. В данном случае имя прилагательное «превратилось» в имя существительное, сохранив при этом своё окончание. При склонении это слово будет изменять своё окончание, как имя прилагательное.

5) Игра «Прилагательное или существительное?» Я буду читать пары предложений. Вы должны угадать, какой частью речи является в этих предложениях одно и то же слово. 

1.     Учительская тетрадь осталась лежать на столе. (прил.)

Учительская была полна возмущёнными учителями. (сущ.)

2.     Сестра сделала больному пять уколов. (сущ.)

Мальчишке попали клюшкой по больному уху. (прил.) 

3.     Дежурный не проветрил класс. (сущ.)

Дежурный милиционер схватил жулика за шиворот. (прил.)

- А теперь определите (устно), есть в слове окончание или оно нулевое:

 Заячий   (нет),  Алексей (нет),  Зелёненький (Есть),  Злой (есть), Строй (нет)

Сестрой (есть), Иней (нет), Муравей (нет), Пять рублей (есть)

6.      Подведение итогов урока.

- Итак, мы сегодня узнали, что в языке часто бывает так, что можно что-то с чем-то перепутать – одну часть речи с другой, окончание с суффиксом, с частью корня. Вывод: при выделении окончания надо начинать с определения части речи; нельзя определять часть речи по окончанию.

7.      Домашнее задание. Выполнить устно упражнение № 341.

Урок 106

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных
Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconТема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и...
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconТема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных...
Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных...
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconПравописание безударных окончаний имен существительных в родительном,...
...
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconПлан урока обоснование тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconСемёркина Ольга Николаевна I квалификационная категория конспект урок
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconКонспект урока русского языка в 4 классе Тема: "Различие безударных...
Тема: “Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода ”
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconПравописание безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного числа
Дидактическая задача: закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного...
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconОбразовательная программа «Юный журналист»
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconУрок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока
Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...

Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду...
Урок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных iconТема: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Цель: сформировать навык написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; обобщить знания о прилагательном; развивать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск