Урок по теме





Скачать 107.25 Kb.
НазваниеУрок по теме
Дата публикации09.08.2014
Размер107.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме)

печать




«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме)

 

 

Тема урока:
«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме)
Тип урока: объяснение нового материала
Уровень подготовленности класса: высокий

Цели урока:
I. Познавательные:
1. Отрабатывать умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов.
2. Формировать навыки написания -Н- и -НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
II. Практические:
1. Учить видеть слова с новым видом орфограмм.
2. Формировать умение группировать слова с -Н- и -НН- по вариантам написания и обосновывать условия выбора.
3. Учить применять изученное орфографическое правило в процессе выполнения упражнений (нахождение слов с новым видом орфограмм в сочетании с группировкой по условиям выбора -Н- и -НН-; конструирование предложений в сочетании с орфографическим разбором; расширение текста в сочетании с орфографическим разбором; выборочно-распределительный диктант).
III. Общепредметные:
1. Учить работать в группах.
2. Развивать логическое мышление через сравнение, классификацию и анализ слов с -Н- и -НН-.
3. Научить определять литературные нормы произношения слов с -Н- и -НН- по толковому и орфоэпическому словарю.

Средства обучения:

Компьютер, соединённый с локальной сетью, мультимедийный проектор, экран.

План урока:

1. Организационный момент 1 мин.
2. Объяснение нового материала 15 мин.
3. Формирование знаний и умений 19 мин.
4. Подведение итогов урока 3 мин.
5. Постановка домашнего задания 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с орфографией причастий и выясним условия выбора ещё одной орфограммы буквенного типа. Запишите в тетрадях число и вид работы, оставьте строчку для названия темы урока.
II. Объяснение нового материала:
Организация восприятия темы:

Зрительное восприятие:
- Прочитайте эти «вкусные» предложения

Пирожки бывают [п’иэч’о́ныj’ь ], [жа́р’ьныj’ь ] и [ пр’а́жъныj’ь ]. Множество пирожков, [исп’иэч’о́́ных ], [паджа́р’ьных ] и [напр’а́жьных] ждало гостей. Пирожки, [п’иэч’о́́ныj’ь ] в духовке, [ жа́р’ьныj’ь ] на сковородке и [ пр’а́жъныj’ь] в сотейнике, лежали на блюдах красивыми горками.

Для справки:
* Пряженец (пряженик) (устар.) – лепёшка, пирожок, жаренный в масле.
* Сотейник – сковородка с высокими прямыми боками.

-Молодцы! Вы умеете читать транскрипцию. Что вы можете сказать о затранскрибированных словах? (Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета, в том числе по действию. Употреблены в полной форме. Изменяются по числам, падежам. Это страдательные причастия и прилагательные).
- Что ещё можно добавить к сказанному? (Мы должны понять, почему и зачем именно эти слова затранскрибированы; нам необходимо увидеть какую-то закономерность).
- Итак, нам нужно узнать, как образуются эти слова и как они пишутся. А чтобы не ошибиться, проведём небольшую исследовательскую работу. В фонетической записи просматривается одна -Н-. Но это всего лишь фонетическая запись. Давайте звуковую запись переведём в буквенную.

Пирожки бывают печёные, жареные и пряженые. Множество пирожков, испечённых, поджаренных и напряженных, ждало гостей. Пирожки, печённые в духовке, жаренные на сковородке и пряженные в сотейнике, лежали на блюдах красивыми горками.

Несложно заметить, что в буквенной записи встречаются варианты. Поэтому мы будем искать закономерность. Проведём классификацию, группировку слов.
Понятийное восприятие:
- Какого типа выделенная орфограмма?
- Где она находится в слове?
- Сколько вариантов написания имеет?
- В какой части речи встречается?
- Какой же может быть гипотеза исследования исходного материала? (Учащиеся предлагают свои гипотезы: «Правописание суффиксов прилагательных и причастий», «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий»).
Вывод: Значит, нам предстоит познакомиться с условиями выбора орфограммы буквенного типа, которая находится в суффиксе слова, имеет два варианта написания и встречается в причастиях и отглагольных прилагательных. Запишем название орфограммы « Одна и две буквы -Н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
Осознание сути нового материала:
- Выясним условия выбора одной и двух букв -Н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Распределим слова по вариантам написания. А теперь я буду графически обозначать условия выбора, а вы следите за обозначениями, переносите их в тетрадь и обдумывайте, от каких условий зависит написание сгруппированных слов.
А поможет вам в работе «Подсказка (и в шутку и всерьёз)».

Перед вами предложение-код, которое поможет понять и легко запомнить правило:

«Подсказка (и в шутку и всерьёз)».

Солёные (нет приставки и зависимого слова) хрустящие и щедро соленные (есть зависимое слово) огурчики совсем не то, что недосоленные (есть приставка) и несолёные (приставка НЕ не влияет на написание)

Защита работ учениками (работа в группах):
- Сколько групп слов у вас получилось?
- От наличия каких особенностей зависит написание слов первой группы?
(В отглагольных прилагательных на - НЫЙ печёный, жареный, пряженый нет приставок и зависимых слов, поэтому пишется одна буква -н-).
- Второй?
(В полных страдательных причастиях испечённый, поджаренный, напряженный , имеющих приставку (кроме НЕ), пишется -нн-).
- Третьей?
(Печённые в духовке, жаренные на сковородке, пряженные в сотейнике – это причастия с зависимыми словами. В них мы тоже пишем две буквы -н-.)
- Абсолютно верно! Молодцы! Но обратите внимание, стоит убрать зависимое слово или приставку, и они потянут за собой второе - н-.

А теперь загадка:
- Почему одинаково пишутся слова маринованный и замаринованный, пастеризованный и пропастеризованный? Здесь нет ни зависимых слов, ни приставки, а пишется -нн-.

Учащиеся разбирают слова по составу и приходят к выводу, что в их составе не один, а два суффикса: суффикс глагола (-ова-/-ева-)и прилагательного (причастия) - нн.
- Значит, можно сказать: прилагательные и причастия на -ованный, -еванный пишутся с двумя -нн-.
- А почему же тогда в словах кованый, жеваный пишется одна буква -н-?
- Найдите корень этих слов. Подберите родственные слова:
Кованый – ков-а-ть, ков-к-а
Жёваный – жев-а-ть, жв-ачк-а
Теперь видно, что -ов-, -ев- входят в состав корня, а не суффикса.

- Образуйте от глаголов солить, топить, варить, купить прилагательные, а потом причастия. (Варёный горох – сваренный гороховый суп – варенный в кастрюле суп; солёные грибочки – пересоленная каша – соленные в берёзовой кадушке грибы; топлёное молоко – жарко топленная комната – истопленная печь, купленные в ближайшем гастрономе продукты).

Справка:
Обратите внимание на значение и произношение следующих слов:

Варенный(прич.) в кастрюле – варёный(прил.) суп; груженный(прич.) арбузами – гружёный(прил.) вагон; соленные(прич.) в кадушке – солёные(прил.) грибы, жарко топленная(прич.) – топлёное(прил) молоко
Солёный (прил.) – содержащий соль, приправленный солью. Щи слишком соленые.
Соленный (прич.) – приправлять солью, заготовлять впрок с солью. Солены ли щи?
Топлёный (прил.) – растопленный, приготовленный топлением, долгим кипячением в легком жару. Топлёное молоко.
Топленный (прич.) – обогретый, отапливаемый каким-нибудь способом. Топленная углем печь.
Варёный (прил.) – приготовленный варкой для еды, для употребления. Вареный картофель.
Варенный(прич.) –от глагола варить – « приготовлять пищу кипячением. Варенные на пару овощи

Сделайте вывод о значении ударения для различения прилагательных и причастий.
(В словах с приставкой и зависимыми словами чувствуется действие (глагольность), то есть признак причастия. Они обозначают какой-то временной признак. Слова же без приставок и зависимых слов обозначают постоянный признак. Например, в словосочетании солёные грибы. Здесь неизвестно, когда их солили, давно или недавно, ясно одно: они не свежие, только что сорванные с грядки).
- Почему от глагола купить образуется только причастие? (Это глагол совершенного вида. А в причастиях, образованных от глаголов совершенного вида пишется -нн-).

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что рассматриваемая орфограмма имеет структурные и морфологические условия выбора. Сформулируем эти условия выбора. Внимание! Орфографическое правило (ученик формулирует правило по опорной схеме).

Орфограмма « -НН- и -Н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»

Запоминание и воспроизведение новой информации:
а) чтение правила по учебнику вслух;
б) проговаривание правила каждым про себя;
в) воспроизведение правила по опорной схеме.

Обучение умению применять полученные сведения на практике:
- По каким же приметам, опознавательным признакам можно определить, что в словах типа печёный – испеченный – печённый в духовке имеется ошибкоопасное место, т.е. орфограмма?
- Обозначьте опознавательные признаки орфограммы.
- Сравните опознавательные признаки и условия выбора орфограммы в причастиях и отглагольных прилагательных.
- Какое наблюдение можно сделать в результате такого сравнения?
Вывод: Вы верно определили опознавательные признаки и условия выбора орфограммы «Одна и две буквы -н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных». Перепишите с доски в тетрадь слова на изученную орфограмму, старайтесь запомнить образец применения нового правила. (Далее учитель даёт образец на каждый признак и каждое условие выбора изученной орфограммы. Затем учащиеся рассуждают по образцу на примере слов, записанных на доске).

III. Формирование знаний и умений:
Упражнение 1.
Цель:
Нами рассмотрены условия выбора одной и двух букв -н- в суффиксах причастий и образованных от глаголов прилагательных. Основная задача теперь – учиться видеть слова с новой орфограммой среди других слов.
Задание : Выпишите из текста слова (словосочетания) с изученной орфограммой, сгруппируйте их по опознавательным признакам орфограммы, выделите суффиксы. Какие из слов являются прилагательными, а какие – причастиями?

Мороженая клюква с сахаром, засахаренный миндаль, горох мочёный, изюм кувшинный, пастила рябиновая, сахар лимонный, малиновый… А жаренная с луком гречневая каша , запить кваском! А киселёк клюквенный с ванилью… А мочёные яблоки по воскресеньям, а «грешники» с конопляным маслом, с хрустящей корочкой , с теплой пустотою внутри!
(И. Шмелёв)

Организация проверки:
Прочитайте слова каждой из трёх групп, обоснуйте условия выбора одной и двух букв -н- в суффиксах выписанных слов. На какие условия выбора встретились примеры?
Вывод:
Орфограмма встречается в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Выбор правильного написания суффиксов определяется наличием или отсутствием приставки (кроме НЕ) и зависимого слова.

Упражнение 2.
Цель: Учиться обосновывать условия выбора одной и двух -н- в суффиксах (работа в группах).
Задание : Даны предложения:

1. В остывающей печи томилась крынка топлёного молока, запечённого до коричневой корочки.
2. На блюде поданы зажаренные цыплята и свежемороженые фрукты.
3. За обедом подавали варёный картофель и маринованную сомовину.

- Составьте рассуждение на тему: «Правильно ли написаны в слове …две буквы -н-?» Сколько -н- пишется в слове …?»
* Рассуждение – текст, в котором что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно
1) высказывается утверждение (тезис)
2) приводятся доказательства - аргументы
3) делается вывод
К тексту - рассуждению можно поставить вопрос: почему мы утверждаем что-то? или просто почему?
- Используйте в своем рассуждении вводные слова.
Безусловно, в слове…
Во-первых, …
Во-вторых, …
Следовательно, …
Организация проверки:
- К какому стилю речи вы отнесёте это рассуждение? Что обозначают вводные слова данной группы?
Вывод:
Тексты относятся к научному стилю речи, цель их дать точную информацию. В текстах употреблены термины, повторяются ключевые слова. Вводные слова указывают на порядок мыслей и их связь.

Упражнение 3.
Цель: учиться различать отглагольные прилагательные и причастия на морфемном и синтаксическом, лексическом, орфоэпическом уровне.
Задание:
Прочитайте словосочетания. Какие операции надо проделать с прилагательными, чтобы в них писалось -нн-? Какой частью речи они тогда станут?
Сушёные абрикосы, масленые блины, печёное яблоко, квашеная капуста, калёные орехи, чищеная морковь, пареная репа, плавленый сыр, жжёный сахар, топлёное масло.
Различайте слова:
* масленый – намазанный, пропитанный, запачканный маслом (масленая неделя – масленица);
* масляный – масляные (на масле) краски или картина, написанная ими.

Организация проверки:
Прочитайте получившиеся примеры, обоснуйте выбор одной и двух букв -н- в словах. Помогает ли ударение в словах типа сушёный – сушенный на солнце, различать прилагательные и причастия? Меняется ли от перемены ударения значение слова? Приведите свои примеры.
Вывод: Все прилагательные образованы от причастий, но восходят к глаголам несовершенного вида, не имеющим приставок и зависимых слов. Добавление приставки или зависимого слов указывает на причастие, которое в полной форме пишется с -нн-. На значение слова и его написание может влиять также ударение:
Сушёный (прил.) – приготовленный сушкой. Сушёные фрукты.
Сушенный (прич.) – от глагола сушить – «делать сухим». Сушенные фрукты.

Упражнение 4.
Цель: Учиться правильно писать слова с изученной орфограммой при употреблении их в тексте.
Задание: Распространить предложения причастиями и прилагательными с орфограммой «-Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных», пользуясь словами для справок.

В доме всё было готово к приёму гостей. Комнаты были уже прибраны. Блестел на солнце недавно ( ) пол. На нём разостланы ковровые дорожки. На столе расставлены закуски. Тут были и ( ) огурчики, и ( ) рыба, и ( ) цыплята, и ( ) пирожки.
И вот мы дружно садимся за ломящийся от яств стол. Нам подали ( ) яйца и ( ) окорок, ( ) яблоками гуся, ( ) овощи и ( ) кусок ( ) мяса. Пришлись нам по нраву ( ) грибочки. Да и нельзя было не похвалить: жирные, лимонного цвета подгрузди – круто ( ) освежали холодком.

Слова для справок: покраше…ый, маринова…ый, копчё…ый, жаре…ый, подрумяне…ый, варё…ый, печё…ый, фарширова…ый, тушё…ый, жаре…ый, солё…ый, засоле…ый

Организация проверки:
Прочитайте восстановленный текст, обоснуйте условия выбора двоякого написания слов в тексте. С какими разделами науки о языке связаны условия выбора написания использованных вами слов?
Вывод:
Таким образом, условия выбора правильного написания прилагательных и причастий связаны со словообразованием, синтаксисом и морфологией.

IV. Подведение итогов урока (рефлексия):
- Выясним, как вы усвоили новый материал.
Вопросы к классу:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Усвоили ли вы новое правило?
- Давайте проверим, как вы поняли новый материал.

Тест. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишутся две буквы -н-?
1) слое…ое тесто, кваше…ая капуста, моче…ое яблоко, засахаре…ые ягоды;
2) копче…ая грудинка, потуше…ые овощи, вяле…ая рыба, кале…ый орех;
3) вскипяче…ое молоко, сея…ая через мелкое сито мука, жаре…ый на масле картофель, выпотроше…ая курица;
4) купле…ые продукты, дистиллирова…ая вода, сгуще…ые сливки, варе…ая колбаса.

V. Постановка домашнего задания:

Цели вашей работы дома – усвоить условия выбора -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; выучить орфографическое правило ( § 21на стр. 57 ); подготовиться к воспроизведению опорной

схемы с использованием самостоятельно подобранных примеров; написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «За праздничным столом», «В гастрономе», «Я готовлю обед», используя слова на изученное правило.

VI. Использованные материалы:
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык, 7 класс. Москва: «Просвещение», 2009
2. Сухова О.В. Русский язык, 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы. Волгоград: «Учитель», 2009
3. Шадрина С.Б. Русский язык, 7 класс, поурочные планы. Волгоград: «Учитель» 2009




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок по теме iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок по теме iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок по теме iconУрок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе,...
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме iconУрок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка»
Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового...
Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....
Урок по теме iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по теме iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок по теме iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск