Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека» ”. 10 класс
Презентация..
Слайд №1
№ учебного элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Рекомендации по выполнению заданий
| УЭ- 0
Слайд №2
| Цель: В результате овладения содержанием модуля вы повторите и систематизируете полученные знания по генетике. Будете уметь оперировать ими для объяснения закономерностей наследования признаков. Продолжите развитие практических навыков сравнения и обобщения. Определите значение генетических знаний.
| Внимательно прочитайте цель урока.
| УЭ- 1
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
| Повторение и актуализация знаний.
Цель: Повторение изученного материала, отработка тестовых технологий, подготовка к ЕГЭ.
Задание №1. Биологический тренажер.
Прочитайте и ответьте на вопросы.
Задание №2. Охарактеризуйте организм с заданным генотипом: ,
Задание №3. В индивидуальной итоговой карте дайте характеристику организма по генотипам:
Задание №4. Определить типы наследования признаков по генотипам:
Короткопалость – аа
Полидактилия – АА, Аа
4 группа крови – АВ
черная кожа – ААВВ
гемофилия – ХhУ
Задание №5. Назовите генотип проявления данного признака.
1. Голубые глаза.
2. Альбинизм.
3. Дальтонизм
4. Вьющиеся волосы.
5. Светлая кожа.
Задание №6. Выполните графический диктант
“Монозиготные и дизиготные близнецы”.
На шкале отметьте значками признаки соответствующие типам близнецов:
- однояйцовые
- разнояйцовые
1. Имеют одинаковый генотип.
2. Еще называют дизиготными.
3. В оплодотворении участвуют 2 яйцеклетки и 2 сперматозоида.
4. Характеризуются большой степенью сходства (конкордантностью).
5. Могут быть как однополые, так и разнополые.
6. Часто характеризуются несходством по многим признакам.
7. Наблюдения дают материал для определения роли влияния факторов внешней среды и воспитания на проявление признаков.
8. Генетически идентичны.
9. Похожи как двоюродные братья и сестры.
10. Всегда однополы, либо девочки, либо мальчики.
| Выполняется устно, вместе с классом (приложение№ 2)
Самостоятельно в тетради(приложение №3)
Внимательно следите за содержанием слайдов, работайте устно.
Устно, вместе с классом.
Выполняйте самостоятельно в тетради(приложение №3)
| УЭ-2
Слайд №7
| Кариотип человека.
Цель: закрепить умения читать кариограмму человека.
Задание №1
Рассмотрите кариограмму человека. Ответьте на следующие вопросы.
1. Сколько всего хромосом в кариотипе?
2. Сколько половых хромосом в кариотипе?
3. Какой пол человека?
4. Назовите номер хромосомной пары, в которой имеется отклонение от нормы.
5. В чем заключается это отклонение от нормы? 1-лишняя хромосома
2-отсутствие хромосомы
3-изменение структуры хромосомы.
Задание №2
Выполните задание №2 в карточке “Подготовка к ЕГЭ” (приложение №2)
| Выполняется устно, вместе с классом.
Выполняйте самостоятельно в тетради
| УЭ-3
Слайд №8
| Родословная человека.
Цель: Закрепление и контроль знаний и умений по анализу родословных человека.
Задание №1. Разговор двух друзей - генетиков.
- “Привет, друг. Я увидел твое древо. Да, но ты пробанд! А сколько у тебя сибсов и просибсов. Это просто удивительно как ты знаешь свою наследственность”.
- “Я тоже смотрел твое древо и был удивлен, что у твоих предков был случай инцеста”.
Рядом стоящие друзья ничего из разговора не поняли. Помогите им. Переведите разговор на понятный всем язык.
Задание №2. Рассмотрите графическое изображение родословной человека и ответьте на следующие вопросы:
1. Сколько поколений людей представлено на родословной?
2. Сколько детей было у бабушки и дедушки пробанда со стороны матери?
3. какой пол пробанда?
4. Имеется ли изучаемый признак у пробанда?
5. Сколько еще членов родословной имеют такой же признак, который есть у пробанда?
6. Рецессивным или доминантным является изучаемый признак?
7. Назовите хромосому, в которой находится аллель, отвечающая за формирование изучаемого признака:1)аутосома 2)Y-хромосома
3) Х-хромосома
8. Каков генотип пробанда:
АА, ХАХа, ХаY, ХYА
Задание №3. Выполните задание №1 в карточке “Подготовка к ЕГЭ” (приложение №2)
| Выполняется устно, вместе с классом.
.
| УЭ-4
Слайд №9
Слайд №10,11,12
Слайд№13
Слайд №14
| Наследственные заболевания человека.
Цель: Рассмотреть различные заболевания человека и выявить причины их появления.
Воспитание здорового образа жизни.
Сообщение “Быть хорошо рожденным - право каждого человека!” (приложение №1)
Задание: Выявить количество рождающихся детей с наследственными аномалиями и их причины .
Сообщение: Результаты исследования. . Наркотический плод. Алкогольный синдром плода.
2. Демонстрация слайдов с наследственными заболеваниями человека:
“Заячья” губа, “Волчья” пасть, сросшиеся пальцы рук и ног, дополнительная половинка носа в виде хоботка, синдром Дауна.
3. Оглашение результатов командировки.
Задание: Выявить количество рождающихся детей с наследственными аномалиями и их причины .
Сообщение: Результаты исследования.
4. Близкородственные браки.
В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой семье участок земли. Чтобы не распылять семейного землевладения, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но вскоре был вынесен запрет на такие браки. Почему?
5. Сформулируйте вывод.
Пути профилактики наследственных заболеваний:
1.
2.
3.
| Дополнительное задание учащимся.
Заслушивание сообщения учащегося.
Дополнительное задание учащимся.
Группа №1(работа в Интернете по плану)
Устно, вместе с классом.
Устно, вместе с классом.
Фронтальная работа
С классом
| УЭ-5
Слайд №15
| Практическая генетика.
Цель: Определить практическую направленность генетических знаний в ходе решения генетических задач.
Задача №1. Иск в суд.
Женщина с группой крови ВВ возбудила дело о взыскании алиментов против мужчины с первой группой крови, утверждая, что он отец ее ребенка, т. к. и у него первая группа крови. Какое решение должен вынести суд?
Задача №2. Розовая мечта.
Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?
Задача №3. Детский вопрос.
Таня и Аня однояйцовые сестры-близнецы, а Толя и Коля - однояйцовые братья-близнецы (дети других родителей). Толя женится на Тане, а Коля на Ане. В обеих семьях рождаются сыновья. Интересно, будут ли мальчики похожи друг на друга так же как однояйцовые братья-близнецы?
Задача №4. Жалоба.
Время от времени в газеты приходят письма от женщин с жалобами на мужей, которые их упрекают за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли их упреки?
Задача №5. Семейная тайна.
После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания указательного и среднего пальцев на правой руке). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?
Задача №6. Ошибка режиссера.
В фильме “Не валяй дурака” у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?
Задача №7. Чья наследственность?
Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал недостаток зрения от отца?
Задача №8 Плутовство.
За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Оказывается такое плутовство возможно. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки.
Задача №9. Жертва рекламы.
Рекламный ролик зубной пасты компании “Колгейт” красочно описывал чудодейственное свойство по отбеливанию зубов. Увидев ролик, Николай накупил зубной пасты и добросовестно чистил зубы два раза в день длительное время. Однако эффект отбеливания не проявлялся. Разозленный Николай подал иск в суд на компанию за шарлатанство. В ответ, чтобы себя защитить, компания обратилась в медико-генетическую консультацию. Почему?
Задача №10.
В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют 1 и 2 группы крови, родители другого 2 и 4 группы крови. Дети имеют 1 и 2 группы крови. Определите: где чей ребенок.
| .
Решите самостоятельно в тетради(Письменно).
| УЭ-6
Слайд№16
| Подведение итогов урока.
1.Оцените свою работу на уроке. Сдайте тетрадь на проверку..
2. Прочитайте еще раз цели урока. Сделайте вывод: достигли ли вы учебной цели?
3. Домашнее задание: подготовиться к зачетному итоговому тестированию по теме “Основы генетики”.
| Прочитайте, выполните указания, запишите д/з.
| Приложение 4 |