Скачать 89.92 Kb.
|
МОУ СОШ с. Карасу.План урокаТема:«Духовная жизнь Серебряного века».Учитель истории и истории КБРКучменова Л.М.Духовная жизнь Серебряного векаЦели:
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм импрессионизм), домашнее задание. Оборудование: книга, тетради, карта. Ход урока.
Проверка домашнего задания. Дети отвечают на вопросы: *Когда был принят новый избирательный закон? *Какая была создана фракция в Госдуме в 1909г.? *Кто стрелял в Столыпина и когда? *В каком году открылась IV Госдума? III. Изучение новой темы. План. 1.Состояние духовной жизни российского общества. 2. Просвещение, наука. 3.Литература. 4.Живопись. 5.Скульптура. Архитектура. 6.Театр, музыка, балет, кинематограф. 1. Состояние духовной жизни русского общества. Конец XIX – начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Конец XIX – начало XX в. в России – это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют Серебряным веком. Актуализируем знания учащихся в ходе беседы
Серебряный век” занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна. Однако иногда говорят, что Серебряный век – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайльда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. На первый взгляд художественная культура Серебряного века полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пения"... Контрастных, художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Однако эта многогранность искусства Серебряного века не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония. Единство искусства Серебряного века – в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. В художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений. Актуализируем знания учащихся в ходе беседы
Продолжение объяснения по плану 2.Просвещение. Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых. – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой. Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: “дешевая библиотека” Суворина и “библиотека для самообразования” Сытина. Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт. Наука. XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство. Нельзя не упомянуть ряд работ русских ученых, приведших к достижениям мирового уровня. И это далеко не полный список людей, сделавших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь. Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Беседа с учащимися по вопросам
3. Литература. Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и “маленький” человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы. Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. К 1910 г. “символизм закончил свой круг развития” (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к “идеальному”, возвращение ей ясности, вещности и “радостное любование бытием” (Н. Гумилев). Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм. Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: “искусство — игра”, наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей “жизнестроения”, т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году “бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности”. Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности. Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. “Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя” (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства. 4. Живопись. На рубеже веков вместо реалистичного метода прямого отображения действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала. И.И. Левитан, блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму и явился создателем “концепционного пейзажа” или “пейзажа настроения”, которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего земного. К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, среди русских художников, пытался передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Один за другим входили в русскую культуру мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – В.А. Серов М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов. В это же время в России появляются объединения художников. “Мир искусства”. Основная цель – создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность; “Союз русских художников” – развитие русского варианта импрессионизма и оригинального синтеза бытового жанра с архитектурным пейзажем. Художники объединения “Бубновый валет” (1910—1916) решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место. “Лирический кубизм” Р.Р. Фалька отличался тонкой цвето-пластической гармонией, что определило истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая “Красная мебель”. К 10-м годам прошлого столетия относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, подлинными теоретиками и практиками стали В. В. Кандинский и К.С. Малевич. 5.Скульптура. Скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – “взрыхленность”, бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Самым первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы. По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптора Н.А. Андреева, тонко передающий трагедию великого писателя, “усталость сердца”, столь созвучную эпохе. Архитектура. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей. 6. Театр, музыка, балет, кинематограф. В начале XXв. Творческий взлет переживали великие русские композиторы-новаторы А.Н. Скрябин, И.Ф Стравинский, С.В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные образы и формы. Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Сценические постановки выдающегося балетмейстера М.И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. В поисках находился и театр. К.С. Станиславский будущее театра видел в углубленном психологическом реализме. В.Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщенности, использовании элементов народного балагана и театра масок. В начале XXв. возник новый вид искусства -кинематограф. Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903г. В 1908г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». IV. Закрепление изученного материала. *Какой период называют Серебряным веком? *Что такое натюрморт? Когда возник кинематограф? V. Подведение итогов. Домашнее задание. Параграф 8, стр. 63 задание 1,2 |
Литература Тема урока: «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» тдц:... ... | Краткое содержание проекта: Чем дальше от нас эпоха «серебряного века» Описание проекта: Этот проект создаётся для того чтобы всецело проанализировать творчество поэтов серебряного века на фоне исторических... | ||
Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного... Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 – 1917. М.: Молодая... | Календарно-тематический план Поэтические индивидуальности серебряного века. Символизм. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Поэзия В. Я. Брюсова. Основные темы... | ||
Реферат Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного... Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой | Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой... Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает... | ||
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л.... | 1. Разработка сценария Оформление кабинета истории согласно сценария.... Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает... | ||
План урока Тема Тема: «Многообразие кубанских рушников в конце 19 начале 20 века. Узоры на рушниках» | Тема: Духовная жизнь: достижения и потери Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинах идеологического наступления... | ||
Женская драматургия Серебряного века / сост., вступ ст и коммент. М. В. Михайловой | Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | 11а предмет Реферат по выбранному поэту «Серебряного века», читать о Блоке, 1 стихотворение наизусть | ||
Реферат по истории России на тему: «Феномен женской поэзии серебряного... Это такие замечательные русские поэты как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей... | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... |