План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год





Скачать 60.75 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год
Дата публикации21.10.2013
Размер60.75 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
МКОУ «Нестеровская основная общеобразовательная школа»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ : «М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»

учителя русского языка и литературы

Будиной Натальи Ивановны

на 2012 -2013 учебный год

*■■

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ : «М.ЮЛермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»

Цели урока:

- повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;

-познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив внимание на его художественные достоинства; показать отражение темы Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

-развивать у обучающихся умение делать анализ художественного текста.

Задачи:

- обучающие

Познакомить с жизненным и творческим путем поэта; показать, что поэзия

может говорить не только о внутреннем мире лирического героя, не только

о чувстве любви и переживании красоты природы, но и любви к Отечеству;

показать, что поэзия использует средства драматического искусства,

передавая живость разговорной речи от первого лица.

-развивающие

Развивать умение сравнивать героев, их мысли, чувства, поступки, выделять логические части в стихотворении, развивать умение образно анализировать прочитанное, понимать и оценивать изображаемое, делать обобщения и выводы, развивать устную речь учащихся, умение составлять цитатный план.

-воспитательные Воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, к русскому народу-Защитнику Родины, чувство восхищения русским национальным характером, героизмом простого народа.

Тип урока урок усвоения новых знаний

Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедиапроектор,

Ход урока № 1.

  1. Орг. момент

  2. Работа по теме урока

Вступительная беседа.

Цель её - приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения. -Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? -А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Знакомство с автором

Сообщение учащегося. (По ходу рассказа учитель демонстрирует портреты Лермонтова, его родных).

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя под конец. В слезах угасла мать моя. От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму "Черкесы" он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением "Смерть поэта". Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

*S'

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. ( репродукции картин "Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби", и "Военно-Грузинская дорога близ Мцхета ", которые рассматриваются учениками).

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

Учитель:

- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится "Бородино".

Историческая справка.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородине, деревне в 124 км. к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжествен-ный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе предста-вить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся поброса-ли своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенча-той мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском ... » (см: Фридман Л.Г. 1812 год в русской поэзии: - М: Знание, - с. 18-19)

Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс, человек. В резерве у русских сохранилось не более5 тыс. человек, у французов - вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровле-но. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней

уверенность в победе, т.к. русские впервые остались непобеждёнными, ослабило её наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её ... » Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных

мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наи­меньший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми» Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Звучит запись стихотворения «Бородино» Словарная работа, (репродукции картин)

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

  3. картечь - артиллерийский снаряд.

  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.

  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была "уланка" - головной убор с квадратным верхом.

  6. кивер - высокий головной убор у военных.

  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.

  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:

Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

Особенности организации текста стихотворения М.Ю. Лермонтова. -В чём особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог). -Кто участвует в разговоре'?

Напомним понятие строфы, как сочетания стихотворных строк, образующих единство.

-Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата?

-Как содержание первой строфы подсказывает нам, как её читать? -Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

3. Домашнее задание.

Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. План может быть цитатным.

4. Итог урока. Оценки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского...
П в состав методического объединения учителей русского языка и литературы входят три педагога: С. А. Копенко, Л. А. Тарабрина, В....
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан-конспект урока м. Ю. Лермонтов. Детство поэта
...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconОтчет кафедры русского языка и литературы по итогам 2012 2013 учебного...
За 2012\2013 учебный год учителя кафедры были отмечены следующими знаками отличия
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан методического объединения учителей русского языка и литературы 2013 -2014 год
Пермского края. Также учителя русского языка и литературы подтвердили во время аттестации высшую квалификационную категорию, активно...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан-конспект урока русского языка, разработанный в рамках реализации...
...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconАнализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год
Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан самообразования учителя русского языка и литературы Ягофаровой Кадрии Касимовны
План работы над методической темой по самообразованию учителя русского языка и литературы
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан работы рмо учителей удмуртского языка и литературы на 2013-2014...
Анализ работы рмо учителей удмуртского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconКонспект урока истории в 6 классе по теме «Первые русские князья»
План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание...
Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан конспект урока русского языка, по теме: «Составляем и пишем...
Тренировать уч-ся в нахождении орфограмм, упражнять в решении орфографических задач
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconПлан урока литературы по теме: «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез»
А. С. Пушкина, а именно дать знания о точках соприкосновения знаменитого поэта и писателя с Симбирском; рассказать о монументах,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» учителя русского языка и литературы Будиной Натальи Ивановны на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный...
Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск