Скачать 329.97 Kb.
|
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории МОУ СОШ с.Баловнево Данковского района Липецкой области Е.В.Рыжковой по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной « История государства и народов России» 9 класс. Цели и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепели». 2. Развитие навыка работы с документом, критического мышления, умения рассуждать, делать выводы, применять знания. 3. Формирование понимания истории России XX века, личностного отношения к историческим событиям и политическим деятелям. Дидактическая цель: Выявить сущность и значение изменений в сфере духовной жизни советского общества 1954 -1964 годах. Задачи развития: развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, умение конспектировать На уроке используется технология критического мышления, сочетающаяся с фронтальной и индивидуальной формами работы. Оснащение: Портреты: А. Вознесенский, Н.С. Хрущёв, Б. Пастернак и их современников. Документы. Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата: 4 октября 1957,12апреля 1961, домашнее задание. Программно-дидактическое обеспечение: компьютерная презентация: Духовная жизнь страны: "Период оттепели" (MS Power Point), сообщения. Основные методы обучения, используемые на уроке: проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный. Основные организационные формы обучения на уроке: фронтальная работа с классом, индивидуальный опрос учащихся, работа с историческим материалом, индивидуальная работа . Ход урока I этап. Постановка целей урока II этап. Актуализация знаний III этап. Изучение нового материала IV этап. Итоги урока Задание для учащихся: Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели? I.Этап целеполагания. Вводное слово учителя. На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Мы разобрали вопрос борьбы за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, а сегодня мы говорим об Оттепели. Наша задача восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, и в итоге оценить место и роль “Оттепели” в истории страны. Введение Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества. Этот особый период развития культуры вы уже изучали , он не является для вас новым и неизвестным. Проведём небольшой мозговой штурм и вспомним даты, понятия, имена, связанные с этим периодом. II. Актуализация знаний Какое значение для жизни советского общества имела смерть И.В. Сталина? Обозначьте возможные пути развития советского общества после смерти "вождя" всех времен и народов? Какое влияние на жизнь страны оказал XX съезд КПСС? Учитель на середине доски пишет слово “Оттепель”, затем вокруг записывает понятия, даты, имена, которые называют дети, объясняя их связь с данным периодом. Слово учителя. Итак, мы восстановили в памяти знания по Оттепели. Однако возникают вопросы, почему именно так назван этот период, с какими проблемами сталкивалось общество? Следует сообщение ученика, объясняющее название “Оттепель”, доказывающее, что это именно оттепель, период с определённой долей свободы и ограничений. (Возможна подготовка презентации, иллюстрирующая выступление ученика). III. Анализ документов. Слово учителя. Прослушав сообщение, мы окончательно вспомнили материал темы, и переходим к следующему этапу работы – анализ документов. Ребятам раздаются тексты документов. Они знакомятся с ним, проводя приём маркировки чтения текста со следующими значками: “+” – согласен V – это известно ? – непонятно “-” - не согласен ! – не известно После чего предлагаются вопросы к тексту и документам. Учащиеся работают в группах, распределив обязанности. Куратор группы записывает выводы по рассматриваемым вопросам. 1. Развитие художественной литературы и культуры Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом). Литература • Учебник § 46, стр. 328-329 • Документ Ответьте на вопросы: • Как относились власти к новым веяниям культуры? • Как осуществлялся контроль за деятелями литературы? • Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологических недостатков? • Что было поставлено в вину Б. Л. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго»? • Все ли писатели радостно восприняли идеи «оттепели»? Сделайте вывод. Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г. ...Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать. Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки. Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в полити- ческое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов... (Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995гг.). Учебное пособие Э.М. Щагина, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.) Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…". Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия": Я пропал, как зверь в загоне. Что же сделал я за пакость, Где-то люди, воля, свет, Я — убийца и злодей? А за мною шум погони, Я весь мир заставил плакать Мне наружу хода нет. Над судьбой страны моей. Темный лес и берег пруда, Но и так, почти у гроба, Ели сваленной бревно — Верю я, придет пора — Путь отрезан отовсюду. Силу подлости и злобы Будь что будет, всё равно. Одолеет дух добра. Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г. ...Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма. Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, — кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература—этот высший плод нового строя—унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них , можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти — невежды. Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять... (Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995гг.). под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.) Музыка • Учебник § 46, стр. 329-330 • Документ Ответьте на вопросы: • Как относились власти к ранее репрессированным композиторам? • Как осуществлялся контроль за деятелями искусства? • Каковы направления и идеология популярных песен? • Что осуждалось, а что поощрялось в постановке музы- кальных произведений? Сделайте вывод. 60-е годы принесли с собой новое явление и даже во многом были сформированы им - песни бардов. Барды - поэты, композиторы, музыканты и певцы в одном лице - пели приблизительно то же самое, что комсомольцы, но их песни были искренни, неформально лиричны и отчаянно прославляли свободу. Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»» 28 мая 1958 г. ЦК КПСС отмечает, что постановление ЦК об опере В.Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального искусства на основе принципов социалистического реализма, подчеркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества. Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музыке, мнимое «новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии. Вместе с тем, оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными. В опере В.Мурадели «Великая дружба» имелись недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примером форма лизма в музыке. Талантливые композиторы тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями антинародного формалистического направления... ...Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъективный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина... (Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995 гг.). Учебное пособиеЭ.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.) Живопись и скульптура. • Учебник § 46, стр. 330 • Документ Ответьте на вопросы: • Какие направления утвердились в живописи 60х годов? • Как относились власти к новым направлениям в живописи? • Как отнеслось руководство Академии художеств в 1962 году к открытию выставки художников абстракционистов? • Кто из скульпторов был реабилитирован в период «оттепели»? Сделайте вывод. Из воспоминаний художника Э.М. Белютина о посещении Н.С. Хрущевым выставки произведений московских художников: Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад <...> Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки. — Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! — С каждым словом его голос становился визгливее <...> — Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует <...> Он побежал дальше, почти не глядя на картины <...> -Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! Работа с историческими материалами: фонодокумент “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (Об изобразительном искусстве); “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О музыке); “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О театральном искусстве); “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О литературе). Вывод учащихся. Развитие художественной литературы и культуры Мы думаем, что развитие литературы в период «оттепели» было наибольшим. Существующая, но значительно ослабшая цензура представляет людям больше свободы в творчестве. Появились литературные и публицистические произведения, обозначившие рождение нового направления в литературе- обновленческого. Завоевывает популярность жанр научной фантастики. Но не все радостно принимают новые веяния. Примером отрицания новых идей является А.Фадеев. Сняты обвинения с выдающихся деятелей музыкальной культуры-Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева и др. На период «оттепели» приходится расцвет творчества молодых композиторов, бардовской песни, оперных постановок. В живописи реабилитирован авангард 1920-х годов, появилось новое направление «суровый стиль». Хрущев не одобряет творчество абстракционистов, но запретить их выставки уже не может. Из эмиграции возвращаются скульпторы С.Т.Коненкова, С.Д.Эрьзи ( Нефедова), С.Коненков. Благодаря «оттепели» советская культура обогатилась яркими произведениями, которые были признаны во всем мире. 2. Образование, наука. Образование Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом): • Учебник § 46, стр. 333-334 • Документ. Ответьте на вопросы: • Какие реформы были проведены в образования? • Как развитие образования противоречило развитию экономики? • Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве? • Какие проблемы в образовании не были решены? Сделайте вывод. Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г. ...Мы непомерно и без экономической потребности и возможности раздуваем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем палку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики. Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачи ха, прядильщица и другие аналогичные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилетнее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производительного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования? То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру экономических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей. Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподаванию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей... (Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995гг.). Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М. Туманит, изд. центр ВЛЛДОС, 1996с.266.) |
Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | Темы контрольных работ по истории России Противоречия теории и практики социалистического строительства в период «оттепели» | ||
Урок истории, литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной» Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны | План урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века» Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм... | ||
Урок обществознания в 9 классе Тема. Право ребёнка на частную жизнь Познакомить с понятиями вакуум, частная жизнь, приватное пространство, деликатность, достоинство | Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами системно – деятельностного подхода | ||
План урока: первый урок немецкого языка в классе Тема урока: Знакомство... Дать учащимся краткую информацию о стране изучаемого языка: географическое положение и страны, граничащие с ней | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации... | Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян Учебник В. А. Ведюшкин. История Средних веков. Параграф 16,17,18,19. Задания в рабочей тетради к параграфам 16,17,18,19 | ||
Урок икн в 6 классе «Древнейший период истории Марийского края» Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы | Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»... Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | ||
Урок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,... Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике | Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | ||
Реферат на тему: Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки... Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х начале 1950-х | Урока Тема Кол час Сформировать представление об истории как науке, понять важ-ность изучения предмета, знания истории своей страны |