№
урока
|
Тема
| Кол. час.
|
Дата
П/Ф
| Прогнозируемые результаты освоения
| Наглядность
ТСО
Дидактич.
материал
| Виды работ по развитию речи
| Словарь.
Основные понятия
| Практ. часть.
контроль
|
1
| Вводный урок. История – наука о прошлом.
| 1
|
| Сформировать представление об истории как науке, понять важ-ность изучения предмета, знания истории своей страны
|
|
| История, историки, предки, Родина, Отечество
| С.6-8, вопросы с.8
|
2
| Исторические памятники
| 1
|
| Сформировать представление об исторических памятниках, нау- чить их классифицировать, при-водить примеры, добиться усво-ения основных понятий, про-должить формирование умений пересказывать, составлять рас-сказ о своих впечатлениях
| Иллюстрации археологических находок
| Рассказать об историчес-ких памятни-ках в нашем городе, рес-публике
| Исторические па-мятники, археологи, музей, предания, ле-генды, историчес-кие сказания, были-ны, гусли, бере-стяные грамоты
| С.9-13 вопросы-с.13, 14
|
3
| Наша Родина –Россия.
| 1
|
| Познакомить с картой нашей страны, показать её границы, рассказать о необъятных прос-торах, красоте нашей Родины, воспитывать патриотические качества, добиться усвоения основных понятий, продолжить формирование навыков чтения, пересказа
| Карта РФ, иллюстрации герба, флага, фотографии Москвы
| Составить рассказ «Моя Родина- Россия»
| Россия, россияне, граница, столица, флаг, герб, гимн, президент
| С.16-19 вопросы - с.19
|
4
| Моя родословная
| 1
|
| Познакомить с новыми термина-ми и понятиями, показать важ-ность семьи, родителей в судьбе каждого из нас, продолжить формирование умений чтения, пересказа, научить составлять свою родословную, воспитывать нравственные качества, уваже-ние к своим предкам, близким
| Генеалогическое дерево
| Составить родословную и рассказать о своих род-ственниках
| Родословная, гене-алогия, герб, род
| С.20-22 вопросы – с.22
|
5
| Счёт лет в истории
| 1
|
| Объяснить как происходит счет лет в истории, добиться усвое-ния новых понятий, продолжить формирование умений и навы-ков чтения, пересказа
| Календарь, лен-та времени, таб-лица римских и арабских цифр
|
| Календарь, дата, век, тысячелетие
| С.23-26 вопросы – с.26
|
6
| Историческая карта
| 1
|
| Познакомить с исторической картой, научить как пользовать-ся легендой карты, показывать на карте территорию, столицу, находить города России
| Карта «Русь в 9-10 вв.», старин-ная карта
| Рассказ по карте
| Историческая карта, старинная карта
| С.27-30 вопросы – с.30
|
7
| Восточные сла-вяне – предки русских, укра-инцев, белорусов
| 1
|
| Сформировать представление о восточных славянах, рассказать об их расселении, продолжить формирование умений и навы-ков работы с картой, рассказы-вать по карте
| Карта «расселе-ние древних сла-вян, иллюстра-ции с изображе-нием восточных славян
| Рассказ по карте
| Восточные славяне, племя, славянские языки
| С.32-36 вопросы – с.35-36
|
8
| Роды и племена восточных славян и их старейшины
| 1
|
| Объяснить как возникают роды и племена, добиться усвоения основных понятий, продолжать формирование умений и навы-ков чтения, пересказа, составле-ния рассказа по картине, воспи-тывать уважение к старшим, учить ценить и беречь близких людей, призывать помогать друг другу в трудную минуту
| Таблица «Сла-вянское племя», изображение славянской семьи
| Рассказ о славянской семье
| Семья, община, ста-рейшина, вече, князь, дружина, со-племенник, знатные люди, большак, ко-кошник
| С.37-43 вопросы – с.40, 43
|
9
| Славянский поселок
| 1
|
| Познакомить со славянским по-селением, помочь усвоить тер-мины и понятия, учить пере-сказывать на основе текста, на-ходить ответы на вопросы в учебнике, описывать славянский поселок
| Изображения славянского по-селения, славян-ской избы
| Пересказ на основе текста учебника, описать древний сла-вянский город
| Поселение, часто-кол, мазанка, зем-лянка, лучина, изба, амбар, хлев, лохань, полати, кочерга, кадка, ухват, купец
| С.44-52 вопросы – с.48-52
|
10
| Основные занятия восточных славян
| 1
|
| Познакомить с основными за-нятиями восточных славян, объ-яснить термины и понятия, про-должить формирование умений и навыков чтения, составления рассказа, находить нужную ин-формацию в тексте
| Иллюстрации с занятиями вос-точных славян, основные ору-дия труда
| Рассказ по иллюстраци-ям
| Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотовод-ство, пастух, борт-ничество, собира-тельство, охота
| С.53-62 вопросы – с.58,62
|
11
| Ремесла восточ-ных славян
| 1
|
| Рассказать о ремеслах восточ-ных славян, показать образцы изделий, учить составлять рас-сказ по картине, воспитывать трудолюбие
| Иллюстрации, карточки с заданиями
| Составить рассказ по картине
| Гончар, кузнец, ту-есок, бондарь, ладья, горн, нако-вальня
| С.63-69 вопросы –с.66
|
12
| Обычаи вос-точных славян
| 1
|
| Познакомить с обычаями вос-точных славян, добиться усво-ения основных понятий, про-должать учить пересказывать, находить ответы на вопросы, объяснить почему нужно помо-гать сиротам, соседям, родным, друзьям
| Иллюстрации
| Пересказать текст учеб-ника
| Плач, тризна, хоро-вод, жернова, кара-вай, оберег
| С.70-76 вопросы – с.73, 76
|
13
| Верования вос-точных славян
| 1
|
| Сформировать представление о верованиях восточных славян, объяснить термины и понятия, рассказать о славянских язы-ческих праздниках, провести беседу о том, для чего нужна человеку вера в Бога, продол-жать учить работать с текстом, пересказывать, составлять рас-сказ на выбор
| Иллюстрации, карточки с заданиями
| Пересказать на выбор русскую сказку, составить рассказ о праздниках славян
| Духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, кудесник, знахарь, обряд
| С.77-85 вопросы – с.81, 85
|
14
| Соседи восточ-ных славян
| 1
|
| Познакомить с соседями вос-точных славян, с их связями м/у собой, продолжать формирова-ние навыков и умений работать с картой, описывать, переска-зывать, добиться усвоения понятий и терминов
| Карты «Восточ-ные славяне и их соседи», «Путь из варяг в греки»
| Описать уст-но путь из варяг в греки
| Кочевники, юрта, дань, варяги, гость, базар
| С.86-92 вопросы – с.90
|
15
| Славянские вои-ны и богатыри
| 1
|
| Рассказать о славянских воинах и богатырях, продолжать учить работать с текстом учебника, составлять устный рассказ по картине, воспитывать патриоти-ческие качества
| Иллюстрации с изображениями оружия и доспе-хов воинов, кар-тина «Три бога-тыря»
| Составить рассказ о богатырях по картине
| Колчан, секира, па-лица, ратник, засе-ка, дозорный, була-ва, кольчуга, шлем
| С.93-98 вопросы – с. 96, 98
|
16
| Объединение вос-точных славян под властью Рюрика
| 1
|
| Сформировать представление о процессе объединения восточ-ных славян под властью Рюрика, продолжить формирование уме-ний и навыков работать с кар-той, лентой времени, чтения, составления рассказа на основе текста учебника
| Иллюстрации, карточки с заданиями
| Составить рассказ о легенде о Рюрике
| Послы, князь, кня-жество, пленники
| С.99-102 вопросы – с.102
|
17 18
| Повторительно-обобщающий урок. Контрольный урок.
| 2
|
| Повторение, обобщение, систе-матизация пройденного, кон-троль ЗУН
| Тестовые задания
| Подготовка сообщений, рассказов
|
| Выполне-ние теста, устные сообщения
|
19
| Образование го-сударства вос-точных славян – Киевской Руси
| 1
|
| Сформировать представление о процессе образования государ-ства восточных славян – Киев-ской Руси, о его значимости, объяснить основные понятия, продолжить работать с картой, лентой времени, обучать пересказу
| Иллюстрации, карта
| Пересказать предание о Вещем Олеге
| Полюдье, импе-ратор
| С.104-109 вопросы – с.107, 109
|
20
| Русские князья Игорь и Свято-слав. Княгиня Ольга
| 1
|
| Познакомить с жизнью и дея-тельностью русских князей, Игоря, Святослава и княгини Ольги, помочь усвоить основные понятия, запомнить даты и пра-вильный порядок княжения, продолжить обучению быстрого чтения, находить ответы на во-просы, описывать, переска-зывать
| Иллюстрации, карточки с заданиями
| Описать встречу ви-зантийского императора с князем Свя-тославом, описать внешний вид Святослава
| Мирный договор, доспехи
| С.110-114 вопросы – с.112, 114
|
21
| Укрепление власти князя
| 1
|
| Рассказать как происходило ук-репление власти князя, о зна-чении этого процесса, о внут-ренней и внешней политике кня-зя Владимира, продолжить обу-чать пересказывать, отвечать на вопросы, помочь усвоить основ-ные термины
| Иллюстрации
| Рассказать, как проходил княжеский пир
| Боярин, ополчение, раб, оборона, пир, братина
| С.115-120 вопросы – с.118,120
|
22
| Оборона Руси от врагов
| 1
|
| Рассказать как обороняли Русь от внешних врагов, продолжить обучение работе с картой, опи-сывать, как выглядел город-кре-пость, пересказывать, воспи-тывать патриотические качества
| Иллюстрации
| Описать,как выглядел го-род-крепость
| Дозорная служба, каган
| С.121-125 вопросы – с.124, 125
|
23
| Крещение Руси при князе Влади-мире
| 1
|
| Дать представление о принятии христианства на Руси и об ус-тройстве церковной иерархии, объяснить особенности новой религии по сравнению с языче-ством, рассказать об огромной роли этого шага в истории русского государства
| Иллюстрации, карточки с зада-ниями, схема управления Рус-ской церковью в 10 в.
| Составить рассказ «Мои добрые дела»
| Религия, христиане, крещение, священ-ник, крест, молитва, патриарх, митропо-лит, проповедники, монастырь, монахи, благотворитель-ность
| |