№
| Тема урока
| Кол-во час
ов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Вид контроля, измерители
| Планируемой результат освоение материала.
| Дом. задание
| Дата проведения
|
По плану
| Факт.
|
Тема 1. Древние корни народного искусства (8 часов)
|
1
| Древние образы в народном искусстве.
| 1
| Урок усвоения новых знаний.
| Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др. Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.
| Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?»
| Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.
| Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ (декаративно-прикладная искусства).
|
|
|
2
| Орнамент как основа декоративного украшения.
| 1
| Комбинированный урок.
| Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки. Материалы: уголь, тонированная бумага.
| Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ.
| Уметь принимать графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
| Подобрать иллюстрации к народным сказкам с изображением избы.
|
|
|
3
| Декор избы.
| 1
| Комбинированный урок.
| Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы. Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.
| Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментальной композиции.
| Уметь использовать в творческой работе символику древних народов, выразительные средства орнаментальной композиции.
| Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора.
|
|
|
4
| Внутренний мир избы.
| 1
| Комбинированный урок.
| Коллективная работа «В избе». Материал: упаковочная коробка, пластилин, фольга, картон, цветная бумага, ножницы.
| Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.
| Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе.
|
|
|
|
5
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
| 1
| Комбинированный урок.
| Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией. Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.
| Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?» Просмотр, анализ и оценка работ.
| Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.
| Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов).
|
|
|
6
| Образы и мотивы в орнаментах татарской народной вышивки.
| 1
| Комбинированный урок.
| Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумага)
| Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества.
| Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.
| Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание)
|
|
|
7
| Народный праздничный костюм.
| 1
| Комбинированный урок.
| Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.
| Просмотр и анализ работ.
| Уметь работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.
| Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены, как проходили.
|
| 8.10
|
8
| Народные праздничные обряды.
| 1
| Повторительно-обабщающий.
| Изготовление куклы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка, ткань.
| Экспресс-выставка.
| Иметь представление о роли декаративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
|
|
| 17.10
|
Тема 2. Связь времен в народном искусстве ( 9 часов)
|
9-10
| Древние образы в современных народных игрушках.
| 2
| Комбинированный урок.
| Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти.
| Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание работ.
| Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.
| Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки.
|
| 19.10
22.11
|
11-12
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
| 2
| Комбинированный урок.
| Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти.
| Опрос. Просмотр и анализ работ.
| Владеть навыками работы с конкретным материалом (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
| Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы.
|
| 15.11
19.11
|
13
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
| 1
| Комбинированный урок.
| Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.
| Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?» Взаимоанализ результатов творчества одноклассников, (выборочно)
| Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.
| Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ.
|
| 23.11
|
14-15
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
| 2
| Комбинированный урок.
| Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти.
| Игра «Художники-зрители».
| Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета.
| Подумать над вопросом «Какие традиционные художественные промысли нашей области вы знаете?»
|
| 3.11
6.11
|
16
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
| 1
| Комбинированный урок.
| Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей.
| Экспресс-выставка.
| Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой.
| Подготовка к соревновательной игре.
|
| 23.12
|
17
| Связь времен в народном искусстве.
| 1
| Повторительно-обабщающий урок (соревновательная игра)
| Выполнение конкурсных заданий.
| Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий.
| Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.
|
|
| 31.12
|
Тема 3. Декор – человек, общество, время ( 8 часов)
|
18
| Зачем людям украшения.
| 1
| Урок усвоения новых знаний.
|
|
| Уметь видеть в произведениях декоротивно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
|
|
| 14.01
|
19
| Декор и положение человека в обществе.
| 1
| Урок усвоения новых ЗУН.
| Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.
| Ответить на вопрос: «Какую роль играла декоративное искусство в Древнем Египте?» Презентация своих работ учащимися и оценка результата.
| Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать в выбранном материале.
| Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран.
|
| 22.01
|
20-21
| Одежда говорить о человеке.
| 2
| Комбинированные уроки.
| Выполнение панно «Бал в дворце» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти.
| Защита проекта, анализ результата.
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность, изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиции.
| ответы на вопросы
|
| 28.01
4.02
|
22-23
| О чем рассказывают гербы и эмблемы.
| 2
| Комбинированные уроки.
| Выполнение проекта собственного герба или герба своей семьи, класса ( по выбору). Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти.
| Защита проекта, анализ результата.
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая органичность цветовой палитры, особенности композиции.
| ответы на вопросы
|
| 4.02
11.02
|
24
| Символы и эмблемы в современном обществе. Герб района.
| 1
| Комбинированный урок.
| Проект герба современного Волгограда. Материалы: белая бумага (ф.А3), цветная бумага, клей, ножницы.
| Презентация работ. Анализ и оценивание результатов.
| Уметь создавать условное, символическое изображение, работать в выбранном материале.
| Составить филворд на основе изученного материала (групповая работа).
|
| 25.02
|
25
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок (соревновательная игра)
| Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах.
| Подведение итогов соревновательной игры.
| Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
| Что такое декорат. искусство?
|
| 3.03
|
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире ( 9 часов)
|
26
| Современное выставочное искусство.
| 1
| Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)
|
| Выбрать наиболее понравившееся произведение и объяснить свой выбор.
| Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ
| Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ.
|
| 10.03
|
27
| Ты сам – мастер ДПИ.
| 1
| Комбинированный урок.
| Изготовление тряпичной куклы.
| Игра «Художники-зрители»
| Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.
| Подобрать изображения декоративных игрушек, выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности.
|
| 15.03
|
28-29
| Ты сам – мастер ДПИ.
| 2
| Комбинированные уроки.
| Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага.
| Выставка творческих работ.
| Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема.
|
|
| 17.03
24.03
|
30-33
| Ты сам – мастер ДПИ.
| 4
| Уроки творческого применения знаний, умений и навыков.
| Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному из разработанных эскизов.
| Эстетическая оценка результата коллективной деятельности.
| Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык ДПИ, принципы декоративного обобщения.
| Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку учеников-экскурсоводов.
|
|
|
34.
| ДПИ в жизни человека.
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний по теме года (семинар-выставка)
| Активное участие в семинаре-выставке.
|
| Знать виды ДПИ, особенности языка.
|
|
|
|
35
| Повторение
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|