№
п./п.
| Тема урока
| Кол час
| дата
| Факт
дата
| Содержание урока
| УУУН
| Специальные
ЗУН
| Материал к уроку
|
3 класс 1 четверть 9 часов
«Искусство в твоём доме»
|
1.
| Твои игрушки
| 1.
|
|
| Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Выполнение рисунка игрушки внесение нового в уже знакомые и привычные вещи.
| Самостоятельная
организация рабочего. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Освоение приемов работы кистью, карандашом, фломастером, графическими материалами.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этой четверти входит осознание того, что художники работают определенными материалами. Осваиваем понятия: форма, пропорции, пространство, цвет, линия, фактура материала - общие закономерности художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств.
Знакомимся с жанрами искусства.
Организация рабочего места с помощью учителя. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером, графическими материалами.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этой четверти входит осознание того, что художники работают определенными материалами. Осваиваем понятия: форма, пропорции, пространство, цвет, линия, фактура материала - общие закономерности художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств.
Знакомимся с жанрами искусства.
| - знание правил безопасной и аккуратной работы на уроке.
- совершенствование навыков работы красками,
- правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм.
| - альбом,
- палитра,
- кисти,
- гуашевые краски.
|
2.
| Посуда у тебя дома.
«Моя любимая чашка».
| 1.
|
|
| Знакомимся с повседневной и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды.
| - умение изображать предметы цилиндрической формы в объёме,
- навык работы цветными карандашами
| - альбом,
- цветные карандаши.
|
3.
| Декоративные предметы в твоём доме. «Мамин платок».
| 1.
|
|
| Учимся создавать дизайнерский эскиз платка: для девочки, для бабушки, разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
| - умение смешивать цветные краски,
- умение соблюдать правила последовательного выполнения декоративного орнамента в квадрате,
- навык работы цветом без предварительного наброска.
| - белый лист,
- акварель, гуашь.
- кисти,
- палитра.
|
4-5.
| Обои и шторы у тебя дома.
| 2.
|
|
| Создаём эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки. Знакомимся с понятием колорит.
| - навык ритмичного исполнения рисунка,
- понятия «колорит», «ритм»,
- умение создавать рисунок на основе печатных форм.
| - тонированный фон,
- гуашь,
- тонкие кисти,
- печатки.
|
6-7.
| Твои книги. «Обложка и иллюстрация». «Волшебные заглавные буквы».
| 2.
|
|
| Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
| - умение рассматривать иллюстрации в книгах, выражать свои отношения и чувства к рассматриваемым работам художников,
- умение фантазировать,
- правила расположения рисунка на листе.
| - альбом,
- палитра,
- кисти,
- гуашевые краски,
- карандаши,
- фломастеры.
|
8.
| «Поздравительная открытка»
«Картина».
| 1.
|
|
| Эскиз открытки или картины (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттаж, гравюры наклейками или графической монотипии.
| - развитие навыков восприятия,
- умение создавать образ природы различными средствами,
- формирование навыка самостоятельной творческой деятельности.
| - белый лист,
- гуашь,
- кисти,
- тушь, перо, палочка.
|
9.
| Итоговое занятие. Что сделал художник в нашем доме.
| 1.
|
|
| На данном уроке происходит понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
| - умение анализировать свои работы,
- знание основных отличий графических и живописных работ,
Активизация специального словаря терминов и понятий.
| - белый лист,
- гуашь,
- кисти,
- тушь, перо, палочка.
|
3 класс 2 четверть 7 часов
«Искусство на улицах твоего города»
|
10.
| Памятники архитектуры – наследие веков
| 1.
|
|
| Изучение и изображение архитектурных памятников России, Татарстана и родного города. Знакомимся с понятием АРХИТЕКТУРА.
| Организация рабочего места с помощью учителя. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером, графическими материалами.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств. Знакомимся со способами художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Осваиваем понятия: форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - общие закономерности художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств.
Приобретаем навыки изображения животных.
Освоение особенностей художественного творчества: художник и зритель. Понимание образного содержания искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу.
Осваиваем понятия: форма, пропорции, пространство, цвет, линия, фактура материала - общие закономерности художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств.
| - знание отличительных признаков произведений графики,
- умение выполнять наброски тушью,
- знание понятия «линия и уровень горизонта».
| - альбом,
- чёрная тушь,
- палочки.
|
11.
| Улицы моего города.
| 1.
|
|
| Изучаем понятие – архитектурная застройка улиц наших городов, облик городов мира, России, Татарстана. Перспективное изображение улицы родного города с использованием одной точки схода.
| - развитие навыков восприятия,
- начальные сведения о линии и уровне горизонта, перспективе, точках зрения и точках схода,
- правила композиционного расположения рисунка на листе бумаги.
| - белый фон,
- уголь.
|
12-13.
| Столица Татарстана – город Казань.
«Легенды о Казани».
| 2.
|
|
| Знакомимся с легендами о городе Казань, с символикой городов Татарстана. Выполняем работу по впечатлению.
| - навык изображения концом кисти без карандашного наброска,
- навык выражения эмоционального состояния по отношению к прослушанному материалу,
- умение выделять главный предмет в рисунке и располагать на листе его композиционно правильно.
| - белый лист,
- карандаш,
- гуашь,
- кисти.
|
14.
| Мой родной город – Набережные Челны.
«Парки, скверы и бульвары»
| 1.
|
|
| Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера.
| - изображение в перспективе с одной точкой схода,
- знание знаменитых парков мира, России, Татарстана, родного города.
| - тонированный лист,
- гуашь,
- кисти.
|
15.
| «Витрины магазинов»
«Транспорт в городе».
| 1.
|
|
| Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
| - развитие фантазии и воображения,
- умение выполнять предварительный рисунок карандашом,
- умение выделять особенности композиции, контраста цвета, выделение главного центра.
| - белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.
|
16.
| Обобщающий урок «Труд художника на улицах моего города»
| 1.
|
|
| На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев.
| - знание и понимание роли художника в создании общего облика городов.
| - большие белые листы,
- гуашь,
- щетинистые кисти,
- простой карандаш,
- ножницы, клей.
|
№
п./п.
| Тема урока
| Кол час
| дата
| Факт
дата
| Содержание урока
| УУУН
| Специальные
ЗУН
| Материал к уроку
|
3 класс 3 четверть 10 часов
« Художник и зрелище »
|
17.
| Художник и цирк
| 1.
|
|
| Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
| Самостоятельная
организация рабочего. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Освоение приемов работы кистью, карандашом, фломастером, графическими материалами.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этой четверти входит осознание того, что художники работают определенными материалами. Осваиваем понятия: форма, пропорции, пространство, цвет, линия, фактура материала - общие закономерности художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств.
Знакомимся с жанрами искусства.
Организация рабочего места с помощью учителя. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером, графическими материалами.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этой четверти входит осознание того, что художники работают определенными материалами. Осваиваем понятия: форма, пропорции, пространство, цвет, линия, фактура материала - общие закономерности художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств.
Знакомимся с жанрами искусства.
| - знание правил безопасной и аккуратной работы на уроке.
- совершенствование навыков работы красками,
- правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм.
| - альбом,
- палитра,
- кисти,
- гуашевые краски.
|
18.
| Художник в театре Театральный занавес
| 1.
|
|
| Вымысел и правда театра. Праздник театра. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю
| - умение изображать предметы цилиндрической формы в объёме,
- навык работы цветными карандашами
| - альбом,
- цветные карандаши.
|
19.
| Художник в театре Декорации к спектаклю.
| 1.
|
|
| Учимся строить интерьер сцены, декорации к спектаклю.
| - умение изображать в перспективе интерьер сцены.
| - белый лист,
- цветные карандаши,
- палитра.
|
20.
| Художник в театре костюмы персонажей
| 1.
|
|
| Создаём эскизы театральных костюмов.
| - знание и понимание роли художника в театре, театральных художественных профессий.
| - тонированный фон,
- гуашь,
- тонкие кисти.
|
21-22.
| Театральные маски. Театральный грим.
| 2.
|
|
| Изображаем лицо человека. Придумываем театральный грим.
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
| - навык изображения лица человека,
- умение фантазировать,
- правила расположения рисунка на листе.
| - альбом,
- палитра,
- кисти,
- гуашевые краски,
- карандаши,
- фломастеры.
|
23.
| Театр кукол
| 1.
|
|
| Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
| - развитие навыков восприятия,
- формирование навыка самостоятельной творческой деятельности.
| - белый лист,
- гуашь,
- кисти.
|
24.
| Театральная афиша, плакат.
| 1.
|
|
| Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
| - умение работать со шрифтами в рисунке,
- знание контрастных цветов.
| - белый лист,
- гуашь,
- кисти,
- тушь, перо, палочка.
|
25.
| Как художник работает на телевидении. Заставка к телепередаче.
| 1.
|
|
| Работа художника на телевидении. Создание эскиза к заставке любимой телепередачи.
| - знание и понимание роли художника на телевидении, художественных профессий.
| - альбом,
- палитра,
- кисти,
- гуашевые краски,
- карандаши,
- фломастеры.
|
26.
| Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
| 1.
|
|
| Провести беседу на тему «Праздник в городе». Эскиз украшения города к празднику.
|
| - умение анализировать свои работы,
- знание основных отличий графических и живописных работ,
Активизация специального словаря терминов и понятий.
| - альбом,
- палитра,
- кисти,
- гуашевые краски,
- карандаши,
- фломастеры.
|
3 класс 4 четверть 9 часов
«Художник и музей»
|
27.
| Музеи в жизни города
| 1.
|
|
| Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
| Организация рабочего места с помощью учителя. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером, графическими материалами.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств. Знакомимся со способами художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Осваиваем понятия: форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - общие закономерности художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств.
Приобретаем навыки изображения животных.
Освоение особенностей художественного творчества: художник и зритель. Понимание образного содержания искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу.
Освоение приемов работы кистью, карандашом, фломастером, графическими материалами.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств.
Освоение особенностей художественного творчества: художник и зритель. Понимание образного содержания искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу.
Начало познания связей искусства с жизнью, огромного, сложного мира пластических искусств.
| - знание отличительных признаков произведений графики,
- умение выполнять наброски карандашом,
- умение строить интерьер.
| - альбом,
Карандаши.
|
28.
| Искусство, которое хранится в этих музеях
«Картина-натюрморт»
| 1.
|
|
| Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
| - развитие навыков восприятия,
- знание отличительных признаков произведений искусства,
- правила композиционного расположения рисунка на листе бумаги.
| - гуашь, бумага, кисти.
|
29.
| Картина-пейзаж
| 1.
|
|
| Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
| - навык изображения концом кисти без карандашного наброска,
- навык выражения эмоционального состояния по отношению к прослушанному материалу,
- умение выделять главный предмет в рисунке и располагать на листе его композиционно правильно.
| - белый лист,
- карандаш,
- гуашь,
- кисти.
|
30.
| Картина-портрет
| 1.
|
|
| Знакомство с жанром портрета, видами портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
| - навык изображение лица человека,
- знание видов портрета.
| - тонированный лист,
- гуашь,
- кисти.
|
31- 32.
| Исторические картины и картины бытового жанра
| 2.
|
|
| Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
| - умение выполнять предварительный рисунок карандашом,
- умение выделять особенности композиции, контраста цвета, выделение главного центра.
| - белая и цветная бумага, графические материалы.
|
33.
| В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
| 1.
|
|
| Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
| - знание и понимание роли художника в создании скульптуры,
- навык работы с пластилином.
| - пластилин, стеки, подставка из картона.
|
34.
| Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
| 1.
|
|
| "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
| - обобщение знаний о работе и роли художника в жизни.
| - большие белые листы,
- гуашь,
- щетинистые кисти,
- простой карандаш,
- ножницы, клей.
|
35.
| Пленэрные зарисовки.
Пейзаж.
|
|
|
| Наблюдение за живой природой, зарисовки деревьев, травинок, первых цветов, насекомых.
| Развитие умения наблюдать, анализировать, выделять главное. Переносить свои наблюдения на бумагу. Умение выполнять быстрые карандашные зарисовки.
| - белая бумага, графические материалы.
|