Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян





Скачать 79.98 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян
Дата публикации07.10.2013
Размер79.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок окружающего мира в 4 «б» классе.
Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:

презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.

- Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории». (на доске))

- Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»).
- На прошлом уроке, вы получили задание

- Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например,

в настоящее время.

Потомки - это люди, которые будут жить после нас.
- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.
Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».

Откройте учебник на стр.33. Ознакомьтесь с темами данного раздела.

- Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства и важнейшие события в жизни страны.

- Что такое Отечество?

Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом древних славян.

- С какой темы мы начнем изучение этого раздела?

Тема нашего урока «Жизнь древних славян». (слайд № 2)
III. Работа над новой темой урока.

1. Слово учителя с использованием ИКТ (1-й слайд -рисунок славянина, жилище древних ).

- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

- Изначально древние славяне селились племенами.
- Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.
Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
- Название, каких вы встретили в тексте?
2 Работа с картой.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)
Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 3 )
3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)
Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

стр 13 контурную карту. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.
- А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.
- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

- Почему именно на этих территориях остановились славяне?

Кирилл:

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
- Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались.

4. Быт древних славян.

Илья: (слайд № 4)

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Б) Занятия древних славян.

- Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34

- Чем могли заниматься мужчины в этой местности?

- Какую работу выполняли женщины?
IV. Физминутка
- Накануне каждая группа получила задание

I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян.

В) Жилище древних славян. (слайд № 5 )

(выставка рисунков «жилище древних славян»)

Женя:

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.

Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян. (Слайд № 6)

(рисунки детей)

- А как выглядели древние славяне нам расскажет Настя.

Настя:

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян соберите картинку.

(у каждой группы картинка: у 1 и 3 гр. - женская рубашка, у 2 и 4 гр. – мужская рубашка)
5. Верования славян (боги).

Алёша: (слайд № 7 )

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. (слайд № 8 ) Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

Перун – бог грома и молнии. (слайд № 9) Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.
6. Славянские праздники.
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники? (ИКТ).
Масленица. (слайд № 10)

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Слышали праздник «Иван-Купала»?

Иванов день. (слайд № 11)

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
Троица. (слайд № 12)

Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
V. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
1. Книжная выставка – рекомендуемая литература.

Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.

А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.

ТЕСТ (слайд № 13, 14)

  1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

А теперь проверка. На доске ответы.


  1. Домашнее задание.

Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)

Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3

V. Подведение итогов урока.

- Кто такие восточные славяне? (Предки русских, украинцев, белорусов) –древние жители Восточной Европы.

- С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян. (с природой)
(слайд № 15)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк...
«Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconРеферат с элементами исследования тема: «мифология и народные куклы древних славян»
Цель исследования состоит в том, что бы представить мифологию в качестве способа осмысления природного и человеческого мира древних...
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него
Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятия славян и их социальная организация. Община у древних славян. Религия древних славян. Социально-экономические и политические...
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconРеферат по теме: История костюма древних славян
Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские,...
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел»
...
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconИ идея произведения
Мифы древних славян. Миф о Солнце. Вечная борьба между светлыми и тёмными силами за власть над миром. Представления древних славян...
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу»

Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день»
Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки»
Цель: Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями,...
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян iconУрока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами системно – деятельностного подхода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск