Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки»





Скачать 78.46 Kb.
НазваниеУрок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки»
Дата публикации10.08.2014
Размер78.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
УРОК ПАТРИОТИЗМА

(урок истории)
Тема урока: «Русский народ и его истоки»
Цель: Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян. Привить у учащихся чувство любви и уважения к своему народу.
Оборудование: Интерактивная доска, карта «Русь в IX – X вв.»
1 ведущая: Здравствуйте!
2 ведущая: Добрый день!
1 ведущая: Наш урок будет посвящен тому, откуда произошли наши предки и само название нашей земли – Русь – мы начнем с того, что отправимся в гости.
2 ведущая: В гости наверное все ходить любят, а к кому отправимся мы?
1 ведущая: Да к нашим предкам и отправимся в древность к славянам.
2 ведущая: А как же мы это сделаем?
1 ведущая: А мы представим, что в наше распоряжение поступила машина времени и с её помощью мы перенесёмся на несколько веков назад. Смотрите, вот она машина (показывает на фантастический агрегат находящийся рядом) Сейчас я составлю программу, и мы с вами в одно мгновение окажемся на древней земле славян.
2 ведущая: Ты знаешь, я думаю, что путешествие окажется более интересным, если мы с ребятами останемся здесь и будем сравнивать то, что увидишь ты, с историческими исследованиями. Правда ли то, что в них написано?
1 ведущая: Согласна. Итак, я отправляюсь в прошлое, а вы наблюдайте за мной и комментируйте всё то, что со мной произойдет.
2 ведущая: Отлично! А как долго продлится наше путешествие в прошлое?
1 ведущая: Я думаю для начала хватит минут 20 – 30 хватит. Одну минуточку («Колдует» над аппаратом) Ну все, программа составлена. Главное я правильно указала время и место возвращения – начало XXI века, школа № 17 посёлок Ильич. Так что по окончании путешествия я вернусь обратно в класс.
(Раздается громкий звук пуска аппарата. Ведущие расходятся в разные стороны. На интерактивной доске появляется изображение русской природы)
1 ведущая: (оглядывается) Куда это я попала? По виду вроде Россия. Кругом леса непроходимые, только просеки в них прорублены. А вон там за рекой вижу поле вспаханное. А может всё верно. Ведь давным-давно, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни больших сел. Были только поля да густые темные леса, в которых жили дикие звери. А по берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные избушки. В избушках этих и жили наши предки – славяне. Так назывался тогда русский народ.
1 ученица: Совершенно верно, предки наши называли себя славянами, производя это название от слова «слава», то есть хвала. А селиться они старались по берегам рек и озер, придирчиво выбирая место своего будущего жилья. Нужна была непременно близость к воде, лучше всего к речному устью, богатому рыбой. Но в то же время избушку не должно было подмывать весеннее половодье.
2 ведущая: Вот как раз одну избушку я вижу неподалеку. Постучусь туда и попрошу хозяина объяснить, где я.

(Ведущая стучится в избушку. Из избушки выходит человек, одетый в кальчугу, в шлеме с копьем в руке. Он величественно замирает на пороге. Ведущая слегка отступает, удивленная воинственным видом незнакомца)
2 ведущая: (кланяется)День добрый, хозяин. Не сердись, что пришла к тебе без спросу. Только мне хотелось бы узнать, как зовется ваше племя – не славяне ли?
Славянин: (тоже кланяется) Гостем будь, незнакомка. Да, мы зовемся славянами. Племя наше сильное и отважное. Дикий зверь в лесу нас не пугает, видишь, мы его просим с нами шубой поделиться, чтобы зимой не замерзнуть.
1 ученик: Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что историки того времени славян изображают бодрыми, сильными, неутомимыми. Хвалят за высокий рост и мужественную приятность лица. Они все без исключения были русым, подобно другим коренным европейцам.
1 ведущая: Посмотрите, как одевались наши предки – славяне Из чего они шили одежду. .(на интерактивной доске появляется изображение славянина) (ответы детей) Правильно, славяне делали себе одежду из кожи и меха убитых зверей. А летом они носили полотняное платье.
2 ведущая: А зимой у вас холодно?
Славянин: Сурово, сурово, ничего не скажешь. Да мы привыкли, приходится избы теплые класть из плотно пригнанных брёвен, глиной их обмазывать. В доме очаг складываем и огонь в нем разводим.
2 ученик: Древний историк Геродот с удивлением писал, что зима у славян, бывало, продолжалась до 8 месяцев, а воздух в это время наполнен летающими перьями, то есть снегом.
Славянин: И ещё есть у нас один способ согреться.
2 ведущая: Позвольте я угадаю, какой это способ, а ребята, путешествующие со мной мне помогут.
3 ученик: Один из путешественников на землю славянскую писал об этом способе, как о чуде чудном: «Разожгут они очаг в доме деревянном докрасна, обольются квасом и бьют себя сами прутьями. До того добьют, что вылезут оттуда чуть живые, обольются водой студеной, и только тогда оживут. Творят это всякий день»
2 ведущая: Ребята, как по вашему, о каком русском чуде писал путешественник. (идет ответ – о бане)
Славянин: Верный вы дали ответ, это баня. При каждом, почитай, доме, своя баня имеется. И греться помогает и чистоту поддерживать.
2 ведущая: Интересно вы о себе рассказываете.
Славянин: Да просто вижу, что явились вы с миром.
2 ведущая: С миром, с миром.
Славянин: Тогда присядьте, поговорим о житье-бытье.(присаживаются)
2 ведущая: А каково ваше житье будет?
Славянин: Да по разному. Когда делянку себе хорошую в лесу вычистишь, много зерна по осени соберешь, то и рад.
2 ведущая: Много слышали мы о гостеприимстве славян.
Славянин: А чего зря хвастаться. Коли странник к нам придет, то его всегда принимают ласково и угощают чем богаты.
2 ведущая: А ещё я слыхала, что в домах вы замков не имеете, ничем свое жильё не запираете. Правда ли это?
Славянин: Как не правда. А чего его запирать дом-то? Наоборот, мы, когда по делам уходим, на столе еду оставляем.
2 ведущая: Еду оставляете? Для кого?
Славянин: А для того, кто в наш дом невзначай зайдет. Раз зашел человек, надо его угостить. У нас не считается зазорным, если хозяин. Принимая гостя, по бедности украдет что-нибудь у соседа для угощения.
2 ведущая: Вот это доброта! Не зря наш народ до сих пор самым добрым да хлебосольным считается, вот откуда наша доброта, из каких корней. И какая честность!
1 ведущая: Славяне были так честны, что в своих обещаниях говорили: «Если я не сдержу своего слова, то пусть мне будет стыдно». И они всегда выполняли свое обещание.
Славянин: Даже с пленными мы всегда ласково обращаемся, не то что печенеги да половцы.
2 ведущая: А часто на вас печенеги да половцы набеги совершают?
Славянин: Часто. Что зря говорить, не дают им покоя наши земли плодородные да девушки красивые. Вот они и нападают, добро грабят, а людей в полон берут. Но ничего, нам нашу удаль не занимать. Люди мы, сама видишь, рослые, а силой да храбростью боги нас не обидели.
2 ведущая: А много у вас богов?
Славянин: А как же. Есть боги добрые и злые.
1 ведущая: Минуточку, можно мы с ребятами попробуем угадать, что за боги были в древней славянской земле. Люди тогда считали живыми многие силы природы. Ребята, назовите силы природы, что отождествлялись людьми. (Ответы)
2 ученица: Предки наши славяне были язычниками, то есть верили в множество богов. Главным был бог грома и молнии – Перун. Люди боялись его и приносили жертвы, чтобы бог подобрел. А доброго бога солнца славяне ещё называли Лель или Люль. И эти слова вошли в древние славянские песни.
(учащиеся исполняют песню «Во поле берёза стояла»)
3 ученица: На иностранцев славяне всегда производили благожелательное впечатление. Один из путешественников отмечал: «В них нет ни зложелательства, ни коварства. Они любят свободу, не выносят ига, рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости. Честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман.»
Славянин: А что, мы привыкли к людям идти с миром. Жаль только, что не всяк нашему примеру следует. Про то и наши песни поются.
(С инсценировкой идет исполнение песни «А мы просо сеяли»)
4 ученик: Славяне были народом одаренным музыкально и поэтически. Сохранилось свидетельство о том, что славяне называли музыку главным услаждением их жизни, и что в путь берут они с собой не оружие, а музыкальные инструменты, ими созданные гусли. Сущая правда, музыкальнее нашего народа не сыщешь на всей земле.
Славянин: Что и говорить, весёлые у нас праздники, красивый народ. Но есть у нас ещё одна беда, она посильнее вражьих набегов. Бывало, что и сами славяне сорятся между собой. Да так ссорятся, до вражды дело доходит. И некому мирить нас и разбирать наши ссоры, и некому о нас самих заботиться.
2 ведущая: Да, это проблема, и что же делать?
Славянин: Придумали что-то наши старейшины, у них и спросим.
Старейшина: Был у нас совет старейшин. Долго мы думали, да придумали. Решили мы послать послов за моря, в далекую страну, где живет народ по прозванию варяги. И приехали туда наши послы и сказали такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет. Приходите управлять нами.»
Славянин: И что же нашим послам ответили?
Старейшина: Согласились
4 ученица: Норманны жили на севере Европы, в Скандинавии. В конце VIII – IX веке вооруженные норманнские отряды совершали походы в разные страны Европы. Они вторглись и в северо-западные земли славян. Финоугорские племена Прибалтики, первые подвергшиеся набегам норманнов называли их «роутси», отсюда «росы», или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять и восточные славяне. Русы – это та часть норманнов которая осела в землях восточных славян. А так как князья их именовались русскими, то и земля от имени русских князей получила название – Русь.
5 ученик: Исторические источники говорят: «Три брата, три знатных русских князя собрались и пришли править в славянскую землю. И стала та земля называться Русью. Но двое младших братьев скоро умерли, и остался старший – Рюрик, который стал один княжить и управлять народом, заботиться, чтобы их никто не обижал и разбирать ссоры»
2 ведущая: Вот и получили мы ответ на наш вопрос о возникновении названия нашей страны. Теперь мне пора возвращаться в родную школу.
1 ведущая: Тебя поняла, включаю реле возвращения.
(звук машины)
2 ведущая: Сегодня на уроке мы узнали много интересного.
1 ведущая: Да, изучать историю собственной страны это всегда интересно.
2 ведущая: Особенно если есть машина времени.
1 ведущая: А если ребята заинтересовались, то мы совершим еще не одно путешествие к нашим предкам.
2 ведущая: До новых встреч.
1 ведущая: Пока-пока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconМетодические материалы к 235-летию со дня рождения Н. М. Карамзина челябинск 2001
Клио (в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница истории). Это дало повод Западной Европе, знавшей тогда нас особенно...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес
Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет)
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок по теме: «Русь Древняя» Цели урока: Познакомить учащихся с культурой...
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок: «Математический калейдоскоп». Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Тема
Тема: Подготовка к контрольной работе по темам: «Решение неравенств с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и методов...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок – соревнование Тема урока
Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрока Тема Домашние задание 1 Повторение Урок 1 Personal Identification...

Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconКонспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart...
Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных...
Урок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» iconУрок литературы в V классе. Изучение лирики
Ставится задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков анализа художественного текста и его фрагментов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск