Скачать 78.46 Kb.
|
УРОК ПАТРИОТИЗМА (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки» Цель: Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян. Привить у учащихся чувство любви и уважения к своему народу. Оборудование: Интерактивная доска, карта «Русь в IX – X вв.» 1 ведущая: Здравствуйте! 2 ведущая: Добрый день! 1 ведущая: Наш урок будет посвящен тому, откуда произошли наши предки и само название нашей земли – Русь – мы начнем с того, что отправимся в гости. 2 ведущая: В гости наверное все ходить любят, а к кому отправимся мы? 1 ведущая: Да к нашим предкам и отправимся в древность к славянам. 2 ведущая: А как же мы это сделаем? 1 ведущая: А мы представим, что в наше распоряжение поступила машина времени и с её помощью мы перенесёмся на несколько веков назад. Смотрите, вот она машина (показывает на фантастический агрегат находящийся рядом) Сейчас я составлю программу, и мы с вами в одно мгновение окажемся на древней земле славян. 2 ведущая: Ты знаешь, я думаю, что путешествие окажется более интересным, если мы с ребятами останемся здесь и будем сравнивать то, что увидишь ты, с историческими исследованиями. Правда ли то, что в них написано? 1 ведущая: Согласна. Итак, я отправляюсь в прошлое, а вы наблюдайте за мной и комментируйте всё то, что со мной произойдет. 2 ведущая: Отлично! А как долго продлится наше путешествие в прошлое? 1 ведущая: Я думаю для начала хватит минут 20 – 30 хватит. Одну минуточку («Колдует» над аппаратом) Ну все, программа составлена. Главное я правильно указала время и место возвращения – начало XXI века, школа № 17 посёлок Ильич. Так что по окончании путешествия я вернусь обратно в класс. (Раздается громкий звук пуска аппарата. Ведущие расходятся в разные стороны. На интерактивной доске появляется изображение русской природы) 1 ведущая: (оглядывается) Куда это я попала? По виду вроде Россия. Кругом леса непроходимые, только просеки в них прорублены. А вон там за рекой вижу поле вспаханное. А может всё верно. Ведь давным-давно, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни больших сел. Были только поля да густые темные леса, в которых жили дикие звери. А по берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные избушки. В избушках этих и жили наши предки – славяне. Так назывался тогда русский народ. 1 ученица: Совершенно верно, предки наши называли себя славянами, производя это название от слова «слава», то есть хвала. А селиться они старались по берегам рек и озер, придирчиво выбирая место своего будущего жилья. Нужна была непременно близость к воде, лучше всего к речному устью, богатому рыбой. Но в то же время избушку не должно было подмывать весеннее половодье. 2 ведущая: Вот как раз одну избушку я вижу неподалеку. Постучусь туда и попрошу хозяина объяснить, где я. (Ведущая стучится в избушку. Из избушки выходит человек, одетый в кальчугу, в шлеме с копьем в руке. Он величественно замирает на пороге. Ведущая слегка отступает, удивленная воинственным видом незнакомца) 2 ведущая: (кланяется)День добрый, хозяин. Не сердись, что пришла к тебе без спросу. Только мне хотелось бы узнать, как зовется ваше племя – не славяне ли? Славянин: (тоже кланяется) Гостем будь, незнакомка. Да, мы зовемся славянами. Племя наше сильное и отважное. Дикий зверь в лесу нас не пугает, видишь, мы его просим с нами шубой поделиться, чтобы зимой не замерзнуть. 1 ученик: Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что историки того времени славян изображают бодрыми, сильными, неутомимыми. Хвалят за высокий рост и мужественную приятность лица. Они все без исключения были русым, подобно другим коренным европейцам. 1 ведущая: Посмотрите, как одевались наши предки – славяне Из чего они шили одежду. .(на интерактивной доске появляется изображение славянина) (ответы детей) Правильно, славяне делали себе одежду из кожи и меха убитых зверей. А летом они носили полотняное платье. 2 ведущая: А зимой у вас холодно? Славянин: Сурово, сурово, ничего не скажешь. Да мы привыкли, приходится избы теплые класть из плотно пригнанных брёвен, глиной их обмазывать. В доме очаг складываем и огонь в нем разводим. 2 ученик: Древний историк Геродот с удивлением писал, что зима у славян, бывало, продолжалась до 8 месяцев, а воздух в это время наполнен летающими перьями, то есть снегом. Славянин: И ещё есть у нас один способ согреться. 2 ведущая: Позвольте я угадаю, какой это способ, а ребята, путешествующие со мной мне помогут. 3 ученик: Один из путешественников на землю славянскую писал об этом способе, как о чуде чудном: «Разожгут они очаг в доме деревянном докрасна, обольются квасом и бьют себя сами прутьями. До того добьют, что вылезут оттуда чуть живые, обольются водой студеной, и только тогда оживут. Творят это всякий день» 2 ведущая: Ребята, как по вашему, о каком русском чуде писал путешественник. (идет ответ – о бане) Славянин: Верный вы дали ответ, это баня. При каждом, почитай, доме, своя баня имеется. И греться помогает и чистоту поддерживать. 2 ведущая: Интересно вы о себе рассказываете. Славянин: Да просто вижу, что явились вы с миром. 2 ведущая: С миром, с миром. Славянин: Тогда присядьте, поговорим о житье-бытье.(присаживаются) 2 ведущая: А каково ваше житье будет? Славянин: Да по разному. Когда делянку себе хорошую в лесу вычистишь, много зерна по осени соберешь, то и рад. 2 ведущая: Много слышали мы о гостеприимстве славян. Славянин: А чего зря хвастаться. Коли странник к нам придет, то его всегда принимают ласково и угощают чем богаты. 2 ведущая: А ещё я слыхала, что в домах вы замков не имеете, ничем свое жильё не запираете. Правда ли это? Славянин: Как не правда. А чего его запирать дом-то? Наоборот, мы, когда по делам уходим, на столе еду оставляем. 2 ведущая: Еду оставляете? Для кого? Славянин: А для того, кто в наш дом невзначай зайдет. Раз зашел человек, надо его угостить. У нас не считается зазорным, если хозяин. Принимая гостя, по бедности украдет что-нибудь у соседа для угощения. 2 ведущая: Вот это доброта! Не зря наш народ до сих пор самым добрым да хлебосольным считается, вот откуда наша доброта, из каких корней. И какая честность! 1 ведущая: Славяне были так честны, что в своих обещаниях говорили: «Если я не сдержу своего слова, то пусть мне будет стыдно». И они всегда выполняли свое обещание. Славянин: Даже с пленными мы всегда ласково обращаемся, не то что печенеги да половцы. 2 ведущая: А часто на вас печенеги да половцы набеги совершают? Славянин: Часто. Что зря говорить, не дают им покоя наши земли плодородные да девушки красивые. Вот они и нападают, добро грабят, а людей в полон берут. Но ничего, нам нашу удаль не занимать. Люди мы, сама видишь, рослые, а силой да храбростью боги нас не обидели. 2 ведущая: А много у вас богов? Славянин: А как же. Есть боги добрые и злые. 1 ведущая: Минуточку, можно мы с ребятами попробуем угадать, что за боги были в древней славянской земле. Люди тогда считали живыми многие силы природы. Ребята, назовите силы природы, что отождествлялись людьми. (Ответы) 2 ученица: Предки наши славяне были язычниками, то есть верили в множество богов. Главным был бог грома и молнии – Перун. Люди боялись его и приносили жертвы, чтобы бог подобрел. А доброго бога солнца славяне ещё называли Лель или Люль. И эти слова вошли в древние славянские песни. (учащиеся исполняют песню «Во поле берёза стояла») 3 ученица: На иностранцев славяне всегда производили благожелательное впечатление. Один из путешественников отмечал: «В них нет ни зложелательства, ни коварства. Они любят свободу, не выносят ига, рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости. Честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман.» Славянин: А что, мы привыкли к людям идти с миром. Жаль только, что не всяк нашему примеру следует. Про то и наши песни поются. (С инсценировкой идет исполнение песни «А мы просо сеяли») 4 ученик: Славяне были народом одаренным музыкально и поэтически. Сохранилось свидетельство о том, что славяне называли музыку главным услаждением их жизни, и что в путь берут они с собой не оружие, а музыкальные инструменты, ими созданные гусли. Сущая правда, музыкальнее нашего народа не сыщешь на всей земле. Славянин: Что и говорить, весёлые у нас праздники, красивый народ. Но есть у нас ещё одна беда, она посильнее вражьих набегов. Бывало, что и сами славяне сорятся между собой. Да так ссорятся, до вражды дело доходит. И некому мирить нас и разбирать наши ссоры, и некому о нас самих заботиться. 2 ведущая: Да, это проблема, и что же делать? Славянин: Придумали что-то наши старейшины, у них и спросим. Старейшина: Был у нас совет старейшин. Долго мы думали, да придумали. Решили мы послать послов за моря, в далекую страну, где живет народ по прозванию варяги. И приехали туда наши послы и сказали такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет. Приходите управлять нами.» Славянин: И что же нашим послам ответили? Старейшина: Согласились 4 ученица: Норманны жили на севере Европы, в Скандинавии. В конце VIII – IX веке вооруженные норманнские отряды совершали походы в разные страны Европы. Они вторглись и в северо-западные земли славян. Финоугорские племена Прибалтики, первые подвергшиеся набегам норманнов называли их «роутси», отсюда «росы», или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять и восточные славяне. Русы – это та часть норманнов которая осела в землях восточных славян. А так как князья их именовались русскими, то и земля от имени русских князей получила название – Русь. 5 ученик: Исторические источники говорят: «Три брата, три знатных русских князя собрались и пришли править в славянскую землю. И стала та земля называться Русью. Но двое младших братьев скоро умерли, и остался старший – Рюрик, который стал один княжить и управлять народом, заботиться, чтобы их никто не обижал и разбирать ссоры» 2 ведущая: Вот и получили мы ответ на наш вопрос о возникновении названия нашей страны. Теперь мне пора возвращаться в родную школу. 1 ведущая: Тебя поняла, включаю реле возвращения. (звук машины) 2 ведущая: Сегодня на уроке мы узнали много интересного. 1 ведущая: Да, изучать историю собственной страны это всегда интересно. 2 ведущая: Особенно если есть машина времени. 1 ведущая: А если ребята заинтересовались, то мы совершим еще не одно путешествие к нашим предкам. 2 ведущая: До новых встреч. 1 ведущая: Пока-пока. |
Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | Методические материалы к 235-летию со дня рождения Н. М. Карамзина челябинск 2001 Клио (в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница истории). Это дало повод Западной Европе, знавшей тогда нас особенно... | ||
Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | Урок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет) | ||
Урок по теме: «Русь Древняя» Цели урока: Познакомить учащихся с культурой... Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | ||
Урок: «Математический калейдоскоп». Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Тема Тема: Подготовка к контрольной работе по темам: «Решение неравенств с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и методов... | Урок – соревнование Тема урока Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные... | ||
Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова» Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный... | Урока Тема Домашние задание 1 Повторение Урок 1 Personal Identification... | ||
7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:... Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем... | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | ||
Конспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart... Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных... | Урок литературы в V классе. Изучение лирики Ставится задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков анализа художественного текста и его фрагментов,... |