Урок литературы в V классе. Изучение лирики





НазваниеУрок литературы в V классе. Изучение лирики
Дата публикации02.08.2014
Размер37.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок литературы в V классе.

Изучение лирики.

С. Я. Маршак «Ландыш»
Данный проект показывает приемы работы с лирическим стихотворением. Ставится задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков анализа художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность языка, объяснить истоки его образности и выразительности.

Начало урока
Запись темы урока. Беседа.
Что вы знаете о ландыше? Каким вы представляете себе этот цветок? Напишите несколько словосочетаний или предложений о ландыше, постарайтесь описать его по вашим воспоминаниям или представлениям.
Лист №1. Титульный
С. Я. Маршак написал прекрасные стихи о ландыше. Мы прочитаем их позже. Сейчас попробуем создать свой образ ландыша, помогут нам в этом иллюстрации, представленные на экране.
Лист №2. Ландыш.
Беседа.
Вспомним, что такое эпитет.

Предлагаем детям придумать эпитеты, с помощью которых можно описать ландыш, его цвет, запах. Придумаем также эпитеты, которые отражают наше отношение к этому цветку. Запишем эпитеты в тетрадь.
Подбираем эпитеты.
С помощью mimio мы можем передвигать предметы на экране. Сначала опустим вниз слово «ландыш» и откроем задание «Подбираем эпитеты». Затем, открыв слова: «запах, «цвет»», «впечатления»попросим детей распределить записанные эпитеты по смысловым группам. Опустив вниз изображения, откроем ряд слов, с которыми детям предстоит работать. В данном случае учитель применяет прием провокации. Слова в столбиках «перепутаны». Детям предлагается распределить их в соответствии со значением.

А теперь дополним получившийся ряд новыми словами-эпитетами.

Записав ряды эпитетов, можем переходить к следующему этапу работы.
Лист №3. Вставьте пропущенные существительные
Прием в данном случае тот же — перемещаем предметы. Но теперь за картинкой скрывается подсказка. Прежде чем обратиться к ней, зададим детям вопросы (учитель может сам выстроить беседу с детьми в зависимости от подготовленности класса и интересов детей). Вопросы могут быть такими:

Где растет ландыш?

В какое время года он появляется в лесу?

Что за время — весна? Время увядания, пробуждения, сна, расцвета природы?

От чего могут дрожать веточки ландыша?
Таким образом, мы вместе с детьми восстановили первую строфу стихотворения

С. Я. Маршака. А это уже их первое открытие на этом уроке!

Лист №4. Работа по тексту стихотворения. Беседа

На экране — и строчки стихотворения, и вопросы.
Лист №5, 6. Сочините четверостишие по заданным рифмам.

Вставьте пропущенные эпитеты и метафоры
Работаем аналогично листу №3. Подсказка — за картинкой.

В данном случае учитель выстраивает беседу в зависимости от особенностей класса.

Лист №7. С. Маршак «Ландыш»

Пришла пора прочитать все стихотворение. Первый раз это должен сделать учитель.

Для детей текст необходимо подготовить заранее.
Беседа. Вопросы могут быть следующими:

Какие слова оказались непонятными?

В нижнем углу листа есть значок ***. Это гиперссылка, по которой мы можем попасть на лист № 10, где находится словарь к стихотворению. Поработав со словарем, по гиперссылке * возвращаемся на лист №7.

Что особенно понравилось в стихотворении?

Что увидели? Почувствовали?

Что можно сказать о лесе, в котором растет ландыш?

Хорошо, если ученики сами могут сказать, что лес в стихотворении С. Я. Маршака «живой». Останется только найти в тексте слова, подтверждающие нашу догадку. Если этого не произошло, продолжаем беседу.
Найдите в стихотворении глаголы, которые говорят о том, что природа находится в действии.

Возможно, дети еще не знают, что такое олицетворение, беседу можно вести, не употребляя термина.

На экране мы прямо в стихотворении делаем пометки. Для этого в mimio-инструментах выбираем маркер или эллипс определенного цвета. Мы воспользовались прозрачными овалами с белым контуром.

Теперь мы можем переместить картинку, и за ней останутся только нужные нам слова, несколько измененные.


Чернеет лес, жемчужины дрожат.
Солнце раскрывает венчики.
Природой бережно спеленала, завернула цветок в зеленый лист.

Растет цветок.
Томится лес. Он отдал горькому цветку тоску, благоухание.
По этим словам легко сделать вывод, что лес живой. Таким образом, стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака — «это изображение природы, но воссоздание не ее облика, а ее жизни, то есть движения…изменений, взаимодействий» (Е. Эткинд). Еще одним подтверждением этой мысли является то, что, читая стихотворение, мы слышим звуки.

Какие звуки услышали вы в весеннем лесу? Музыка Вивальди поможет нам «услышать» весенний лес.

Лист №8. Фильм «Ландыши»
Детям предлагается посмотреть фильм, послушать музыку Вивальди и написать миниатюру «Ландыши — вестники весны» В зависимости от особенностей класса это можно сделать одновременно с фильмом и музыкой или после того, когда фильм закончится. Если детям удобнее работать в тишине, есть следующий лист в проекте. Кроме того, в слабом классе можно дать детям начало сочинения-миниатюры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное»
Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова»
Задачи: Помочь учащимся проникнуть в секреты «обманчивой простоты рубцовской лирики», особенности изображения природы. Показать,...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconЧиранова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок-исследование в 8 классе (углубленное изучение литературы)
Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок истории, литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной»
Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош»
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Урок литературы в V классе. Изучение лирики iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск