Скачать 37.2 Kb.
|
Урок литературы в V классе. Изучение лирики. С. Я. Маршак «Ландыш» Данный проект показывает приемы работы с лирическим стихотворением. Ставится задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков анализа художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность языка, объяснить истоки его образности и выразительности. Начало урока Запись темы урока. Беседа. Что вы знаете о ландыше? Каким вы представляете себе этот цветок? Напишите несколько словосочетаний или предложений о ландыше, постарайтесь описать его по вашим воспоминаниям или представлениям. Лист №1. Титульный С. Я. Маршак написал прекрасные стихи о ландыше. Мы прочитаем их позже. Сейчас попробуем создать свой образ ландыша, помогут нам в этом иллюстрации, представленные на экране. Лист №2. Ландыш. Беседа. Вспомним, что такое эпитет. Предлагаем детям придумать эпитеты, с помощью которых можно описать ландыш, его цвет, запах. Придумаем также эпитеты, которые отражают наше отношение к этому цветку. Запишем эпитеты в тетрадь. Подбираем эпитеты. С помощью mimio мы можем передвигать предметы на экране. Сначала опустим вниз слово «ландыш» и откроем задание «Подбираем эпитеты». Затем, открыв слова: «запах, «цвет»», «впечатления» − попросим детей распределить записанные эпитеты по смысловым группам. Опустив вниз изображения, откроем ряд слов, с которыми детям предстоит работать. В данном случае учитель применяет прием провокации. Слова в столбиках «перепутаны». Детям предлагается распределить их в соответствии со значением. А теперь дополним получившийся ряд новыми словами-эпитетами. Записав ряды эпитетов, можем переходить к следующему этапу работы. Лист №3. Вставьте пропущенные существительные Прием в данном случае тот же — перемещаем предметы. Но теперь за картинкой скрывается подсказка. Прежде чем обратиться к ней, зададим детям вопросы (учитель может сам выстроить беседу с детьми в зависимости от подготовленности класса и интересов детей). Вопросы могут быть такими: Где растет ландыш? В какое время года он появляется в лесу? Что за время — весна? Время увядания, пробуждения, сна, расцвета природы? От чего могут дрожать веточки ландыша? Таким образом, мы вместе с детьми восстановили первую строфу стихотворения С. Я. Маршака. А это уже их первое открытие на этом уроке! Лист №4. Работа по тексту стихотворения. Беседа На экране — и строчки стихотворения, и вопросы. Лист №5, 6. Сочините четверостишие по заданным рифмам. Вставьте пропущенные эпитеты и метафоры Работаем аналогично листу №3. Подсказка — за картинкой. В данном случае учитель выстраивает беседу в зависимости от особенностей класса. Лист №7. С. Маршак «Ландыш» Пришла пора прочитать все стихотворение. Первый раз это должен сделать учитель. Для детей текст необходимо подготовить заранее. Беседа. Вопросы могут быть следующими: Какие слова оказались непонятными? В нижнем углу листа есть значок ***. Это гиперссылка, по которой мы можем попасть на лист № 10, где находится словарь к стихотворению. Поработав со словарем, по гиперссылке * возвращаемся на лист №7. Что особенно понравилось в стихотворении? Что увидели? Почувствовали? Что можно сказать о лесе, в котором растет ландыш? Хорошо, если ученики сами могут сказать, что лес в стихотворении С. Я. Маршака «живой». Останется только найти в тексте слова, подтверждающие нашу догадку. Если этого не произошло, продолжаем беседу. Найдите в стихотворении глаголы, которые говорят о том, что природа находится в действии. Возможно, дети еще не знают, что такое олицетворение, беседу можно вести, не употребляя термина. На экране мы прямо в стихотворении делаем пометки. Для этого в mimio-инструментах выбираем маркер или эллипс определенного цвета. Мы воспользовались прозрачными овалами с белым контуром. Теперь мы можем переместить картинку, и за ней останутся только нужные нам слова, несколько измененные. Чернеет лес, жемчужины дрожат. Солнце раскрывает венчики. Природой бережно спеленала, завернула цветок в зеленый лист. Растет цветок. Томится лес. Он отдал горькому цветку тоску, благоухание. По этим словам легко сделать вывод, что лес живой. Таким образом, стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака — «это изображение природы, но воссоздание не ее облика, а ее жизни, то есть движения…изменений, взаимодействий» (Е. Эткинд). Еще одним подтверждением этой мысли является то, что, читая стихотворение, мы слышим звуки. Какие звуки услышали вы в весеннем лесу? Музыка Вивальди поможет нам «услышать» весенний лес. Лист №8. Фильм «Ландыши» Детям предлагается посмотреть фильм, послушать музыку Вивальди и написать миниатюру «Ландыши — вестники весны» В зависимости от особенностей класса это можно сделать одновременно с фильмом и музыкой или после того, когда фильм закончится. Если детям удобнее работать в тишине, есть следующий лист в проекте. Кроме того, в слабом классе можно дать детям начало сочинения-миниатюры. |
Урок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное» Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»... | Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | ||
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» Задачи: Помочь учащимся проникнуть в секреты «обманчивой простоты рубцовской лирики», особенности изображения природы. Показать,... | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Чиранова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в... | ||
Урок-исследование в 8 классе (углубленное изучение литературы) Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний | Урок истории, литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной» Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны | ||
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии» Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может... | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... | ||
Тематическое планирование курса литературы в 8 классе Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства | Урок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош» Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы | ||
Урок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории... Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-... | Урок литературы в 8-м классе по теме Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию |