Скачать 82.28 Kb.
|
Урок в 11 классе. Учитель Швырева Л.А. «Вечное» в стихотворениях Н.Рубцова «Старая дорога» и И.Бродского «Пилигримы». Цель: 1.Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики» Н.Рубцова и метафизической лирики стихотворения И.Бродского. 2.Формирование умений сопоставительного анализа художественных стихотворных произведений, способности находить особенности поэтики лириков разных поэтических направлений. 3.Формирование философского осмысления мира на примере произведений русских поэтов 20 века. Технология: проблемного обучения. Метод: поисковый, исследовательский Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальные сообщения Оформление: Презентация, включающая цели и задачи урока, в качестве эпиграфа цитату П.Валери, таблицу, отражающую особенности поэзии «тихой лирики» и метафизической лирики, задания для работы групп, портреты поэтов, вопросы рефлексии. Ход: Учитель: Поль Валери писал: «Наилучшим является такое произведение, которое дольше других хранит свою тайну. Долгое время люди даже не подозревают, что в нем заключается тайна». Такие тайны хранит русская поэзия 20 века, во многом ещё не открытая современному читателю. Поэтому цель нашего урока: приоткрыть тайну произведений поэтов 20 века, принадлежавших разным поэтическим направлениям - Н.Рубцова и И.Бродского. По замечанию А.Бугрова, « в литературе 20 века было два полюса в поэзии. Эти полюса – Бродский и Рубцов». Задание: - Слушая сообщения, отметить особенности поэтических направлений, которым принадлежали Н.Рубцов и И.Бродский. Сообщения учащихся об особенностях направлений, которым принадлежали поэты, и их индивидуального творчества. Сообщение1. Художественный мир Н.Рубцова – поэта «тихой лирики». В литературе второй половины 20 века сложилась такая поэтическая ветвь, как, по определению критики, «тихая лирика». К ней традиционно относят таких поэтов, как В.Соколов, А.Праслов, Ю.Кузнецов, Н.Рубцов. Это лирика интенсивного, углубленного исследования действительности. Критик Вадим Кожинов о поэтах «тихой лирики» писал: «их стремление не просто высказаться по тем или иным вопросам, а пристально вглядеться в духовную жизнь личности, народа». Они близки национальной поэтической школе 19 века, в частности А.Фета, Н.Некрасова, и поэзии н.20 века, в частности С.Есенина. Они не только наследуют, но и развивают традиции русской классической литературы. Для этих поэтов характерно обостренное чувство родины, осмысления связи человека с миром. Многие критики (В.Кожинов, Н.Зуев) называют Н.Рубцова русским национальным поэтом, главная заслуга языка его поэзии в близости лексике народа и его жизни. Кожинов писал: «Простота слов Н.Рубцова оборачивается глубокой содержательностью особенного характера. Да, именно элементарность внешнего смысла побуждает как бы заглянуть вглубь,.. выявляет напряженную внутреннюю жизнь. Словом, простота здесь вовсе не простота». О чем бы ни писал Н.Рубцов: о жизни и смерти, природе и истории , все осмысляется через тему Души. Вечное и прекрасное сливаются у него в неповторимом образе Родины: вечна красота Отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней истории. Сообщение 2. Художественный мир поэзии И.Бродского. Иосиф Бродский не столько продолжает русские традиции, сколько преодолевает их. Впитав лучшее, он идет дальше. Бродский соединил в своем творчестве русскую, американскую, английскую традицию. Философия Бродского – это метафизический уровень осмысления природных явлений. (Метафизика – это философское учение о высших принципах познания). Бродский находился под влиянием метафизических школ европейских поэтов. Отличительной чертой поэтов-метафизиков является интеллектуальная основа творчества, то есть стремление дать в стихах картину мира, основанную на логическом, умственном анализе. Общая идея – напряжение чувства под влиянием разума, устремленного в бесконечность. Поэты – метафизики стремились поразить в первую очередь ум и воображение читателя, а не чувства и эмоции. Не рисуя пейзажей, любовных сцен, романтических картин, они все превращали в философское размышление о вечности и бессмертии, любви и смерти. В своей поэзии И.Бродский наследует традиции этой метафизической школы. Для него характерны образы времени и вечности, земного и небесного, образы снега и птицы, в своем творчестве он осмысливает библейские сюжеты. Его поэзию отличает внешне спокойная сдержанная интонация в стихах драматического содержания. Его лирика носит философский характер, отличается необычностью формы, сложностью поэтического синтаксиса. Выводы по сообщениям вносятся в таблицу.
Вопрос: - В чем мы убедились, прослушав сообщения о поэтах? (Мы убедились в разности поэтических миров поэтов. Не случайно их назвали двумя полюсами русской поэзии 20 века). - Есть ли общие темы в их творчестве? (Да. Это темы жизни и смерти, времени и вечности) Учитель: Только осмысляют они эти темы по-разному. Поэтому задача нашего урока: На примере произведений – Н.Рубцова «Старая дорога» и И.Бродского «Пилигримы» увидеть разность подходов к осмыслению темы «вечного» поэтами разных поэтических направлений. Результаты исследования занести в таблицу, которая будет служить основанием для выполнения домашнего задания – сопоставительного анализа стихотворений Н.Рубцова и И.Бродского. Два подготовленных ученика читают наизусть стихотворения. Вопрос: - Одинаковы ли эти произведения по звучанию, интонации, пафосу? (Стихотворения различны по звучанию, интонации: У Рубцова оно звучит размеренно, плавно, умиротворенно, У Бродского – тревожно, напряженно. Различен и пафос: несколько печален, но « печаль светла» - у Рубцова и печален, трагичен – у Бродского.) - Сравним, как представлено в произведениях художественно время и художественное пространство, с чем они связаны в стихотворениях, что характеризуют. (По материалам самостоятельных наблюдений при выполнении домашнего задания)
-Связаны ли особенности художественного пространства и времени с теми литературными направлениями, к которым принадлежали авторы? -Слова каких разделов лексики употреблены авторами для характеристики художественного пространства и времени? (У Рубцова это общеупотребительная лексика. Но, по словам В.Кожинова, «за этой простотой глубокое содержание». Лексика стихотворения Бродского – книжная, поэтому стихотворение звучит более трагично, тревожно, несколько возвышенно, оно направлено к разуму читателя). - Проследим, как охарактеризованы пилигримы в произведениях? ( Н.Рубцов: « мгновенны и незримы» И.Бродский: «Увечны, они и горбаты, голодны, полуодеты, глаза их полны заката, сердца их полны рассвета») -Какие синонимы можно подобрать к слову «пилигримы» в этих произведениях? (У обоих поэтов пилигримы связаны с вечностью. Пилигримы Н.Рубцова – это русские странники. Для русской жизни странники – явление традиционное. Вспомним образы русской литературы: Иван Флягин – «очарованный странник», некрасовские мужики-правдоискатели, странник Лука из пьесы «На дне». Но если пилигримы Рубцова тоже традиционно связаны с русской землей, они сливаются с нею, становятся ее частью, то пилигримы Бродского вписаны в мировое пространство, они уже сродни паломникам ( Мекка и Рим), они смотрят на этот мир со стороны и постигают его суть. Внешне они непривлекательны, но духовно богаты: «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета»). - Сравните, какими предлогами охарактеризовано направление движения пилигримов. Какое это имеет значение? ( Н.Рубцов: идут по старой дороге, а навстречу им июльские деньки. И.Бродский: пилигримы идут мимо ристалищ, капищ и т.д. Разница предлогов позволяет ещё раз подчеркнуть вышесказанное: странники Рубцова сливаются с вечностью, русской жизнью, природой, а пилигримы Бродского (их не назовешь просто странниками) являются наблюдателями в этом мире, постигающими его сущность ). Групповая работа на уроке. (Результаты работы представлены в работах учащихся. См. ниже) Задание 1: Какие художественные средства использует Рубцов, создавая образ вечности? Задание 2. Какую роль играют определения и эпитеты, использованные Бродским для характеристики всего мира? Задание 3. Выпишите из стихотворения Рубцова восклицательные предложения. Почему именно они выделены восклицательной интонацией? Выявите роль анафор, умолчаний и лексических повторов в стихотворении. Задание 4. Выявите роль анафор, умолчаний и лексических повторов в стихотворении И. Бродского. Задание 5. - Что преобладает в стихотворениях Рубцова и Бродского из особенностей фонетического уровня? Какова роль аллитерации и ассонанса в стихотворениях? Ученики представляют свои наблюдения. Они записываются всеми остальными учащимися. Работы групп оценивается учителем по параметрам: глубина исследования, правильность речи отвечающего. Фронтальная работа. - Какова особенность стихосложения произведений? Как оно определяет разность звучания произведений? - В каких словах стихотворения Рубцова заключена идея произведения? Какое значение приобретает традиционный образ Н.Рубцова – образ Души? ( Это последние слова стихотворения: Но этот дух пройдет через века!/ И пусть травой покроется дорога/ И пусть над ней печальные немного,/Плывут, плывут, как мысли облака. Поэт глубоко верит в незыблемость России, вечности. Душа тоже принадлежит вечности, и её связь с миром России бесконечна)) -Какую роль играет поэтическое противопоставление Иллюзия – Дорога в стихотворении Бродского? ( Эти слова в тексте можно считать контекстными антонимами. Иллюзия отражает бессмысленность мира и невозможность изменить его. А Дорога – символ вечного движения жизни, по которой идет человечество, идут пилигримы, постигая этот «прежний, нежный, лживый, вечный мир»). - Как вы понимаете концовку стихотворения Бродского? (Горечь и вера в этот мир заключена в них. «Одобряют» его поэты, делают попытку понять все в нем и отразить в своей поэзии. Поэты сродни пилигримам). -В чем смысл названия произведений? Отражают ли они разность позиций самих поэтов во взгляде на мир? -Какие особенности поэтических направлений отразились в стихотворениях? Рефлексия. - В чем убеждается читатель, знакомясь со стихами столь разных авторов? - Какое значение имеет эпиграф к уроку? - Какие моменты урока вам наиболее понравились? Домашнее задание: На основе наблюдений выполнить письменный сопоставительный анализ стихотворений Н.Рубцова и И.Бродского |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рублёв, Веронезе, Гойя, ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт — это художники разных времен и разного стиля… Но их всех,... | Открытый урок во 2а классе В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина... | ||
Урок по физике в 8 классе. Учитель Тарасова Лариса Васильевна. 15.... Открытый урок по физике в 8 классе. Учитель – Тарасова Лариса Васильевна. 15. 03. 12 | Урок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки... Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи | ||
Открытый урок в 9 классе Учитель: Янкина Екатерина Михайловна, учитель английского языка моу сош №1 р п. Пачелма | Урок-игра "1 сентября" Учитель. Сегодня 1 сентября. Прошли весёлые каникулы, вы все отдохнули, набрались сил, и мы снова собрались в нашем классе. Пришла... | ||
Урок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки» Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок английского языка во 2 классе по теме «Профессии» План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | ||
Урок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь | Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 5 классе. Учитель Матях Г. Д. Тема: «Десятичная запись дробных чисел»(2 урок) |