Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения





Скачать 115.33 Kb.
НазваниеУрок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения
Дата публикации03.10.2013
Размер115.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
МОУ СОШ №1

пос. Селижарово

Тверской области

Учитель: Железнякова О. А.

Урок математики в 4 классе

по учебнику Л. Г. Петерсон

в технологии деятельностного метода обучения

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника».

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи;

Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков.

Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;

Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.

Тип урока: ОНЗ.

Форма урока: групповое исследование.

  • Методы обучения:

      • исследование (эксперимент);

        • деятельностный метод

        • работа со схемой;

      • практический метод;

        • работа в группе, в паре;

        • презентация результатов групповой работы.

Оборудование:

  • «Математика. 4 класс» 1часть, автор: Петерсон Л. Г.

  • Эталоны:

      • «Виды треугольников».

      • «Площадь прямоугольника»

      • «Единицы площади»

      • «Площадь прямоугольного треугольника»

      • Название сторон прямоугольного треугольника»

  • Компьютер.

  • Мультимедиа.

  • Презентация урока математики.

  • Фигурки прямоугольных треугольников на каждого со сторонами 5 см и 4 см.

  • Рабочие листы с заданиями для каждого.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

А что значит быть активным?

Посмотрите на экран, как вы понимаете это высказывание? (Слайд 2)

«Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий».

М. В. Ломоносов

Посмотрите на следующий слайд. ( Слайд 3)

-О чём мы сегодня на уроке будем вести разговор?

-А почему внутри треугольника стоит вопрос?

-Значит, у нас сегодня какой урок? ( урок открытия нового знания).

-Какую тему мы будем изучать?

-Как вы думаете, какая работа предстоит на уроке?

(Мы должны открыть новое знание)

- Что для этого вы должны будете сделать?

(Сами понять, что не знаем, а затем сами открыть новое.)

-Готовы?

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-С чего начнем урок? (С повторения)
-Что мы будем повторять? (То, что нам понадобится для изучения нового)

1.Повторим, какие бывают треугольники.

(Чтение стихотворения детьми(Слайд 4)

Попарно три прямых, пересекаясь,

Мне к трём углам дают три стороны.

По – разному всегда я называюсь,

Когда углы иль стороны даны.

Коль остры все углы, - и я остроуголен.

С одним тупым – тупоуголен.

Коль остры два, третий – прям –

Прямоуголен я.

По сторонам бываю я равносторонним,

Когда все стороны равны.

Когда ж все разные даны,

То я зовусь разносторонним.

И если, наконец, равны две стороны,

Равнобедренным я величаюсь.

    • Какие бывают треугольники по сторонам? (равносторонние, разносторонние, равнобедренные).

    • Какие бывают треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные). (Слайд 4)



Повторим, какие бывают углы. (Слайд 5)

– Предлагаю вам встать и с помощью рук показать виды угловмолча отвечая на мои вопросы (Дети встают и по команде учителя показывают с помощью рук острые, тупые, прямые углы — разводят руки меньше 90 градусов, больше 90 градусов, ставят руки под прямым углом).

Теперь посмотрите на экран и повторите глазами форму фигуры – это разминка для глаз. (Слайд6)

-Задание 1.

– Теперь возьмите листочки с заданиями, линейку и карандаш и постарайтесь разделить эту фигуру на три треугольника разного вида исходя из размеров углов треугольников.


http://festival.1september.ru/articles/611239/1.jpg

Проверьте задание (Слайд 7, 8).

2. Повторим, как мы находим S прямоугольника.

(ответы детей)

(Слайд 9).

Эталон вывешивается на доску.

S =ab

-Задание 2.

Выбери верные величины для измерения площади. (Слайд 10).

45 см 143кв. см

38 кв. дм 67 км

540 м 194 т

Проверка задания.

-Задание 3. (Слайд11 )

Вычислите площадь прямоугольников со сторонами: (работа в парах по вариантам).

48см и 5см 19см и 6см

Проверка задания. (Слайд 12)

- Итак, ребята, что мы сейчас повторили?

(Виды углов и треугольников, единицы измерения площади, формулу нахождения площади прямоугольника).

- Какое задание я вам сейчас предложу?

(Задание на пробное действие)

Каждому ученику в паре дается по одному прямоугольному треугольнику.
· Посмотрите на эти фигуры, что вы можете о них сказать?

(Дети отвечают: – это прямоугольные треугольники, они равные)

· Имеют ли треугольники площадь?

(Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.)
· Найдите площадь прямоугольного треугольника? (Дети озадачены)

- Поднимите руку, кто не смог найти площадь.

Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу найти S прямоугольного треугольника).

- Те, кто решил, может назвать каким эталоном воспользовался?

(Я не могу назвать каким эталоном воспользоваться).

- Что надо сделать? (Остановиться и подумать).

3. Выявление места затруднения.

- Какое задание выполняли?

- Как вы рассуждали?

-Подошёл ли к вашему заданию известный эталон?

- Где же возникло затруднение? Почему не смогли справиться с заданием?

(Мы не знаем формулу S прямоугольного треугольника).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, мы выявили причину затруднения, что вы будите делать дальше?

(Мы поставим перед собой цель)

- Узнать формулу нахождения S прямоугольного треугольника.

Сформулируйте тему урока.

- Нахождение S прямоугольного треугольника. (Слайд 13, 14)

-Давайте подумаем, как нам получить способ решения.

Какую формулу мы уже знаем? (S=a•b)

Используя эту формулу, попробуем вывести новый эталон.

5. Реализация построенного проекта.

· А давайте, работая в парах, вы попробуете составить из двух треугольников какую-либо фигуру. (Слайд 15).

(Дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник).

Посмотрите, какие фигуры могли у вас получиться. (Слайд 16)

– Площадь, какой фигуры мы можем находить? (площадь прямоугольника).

Теперь поработаем в группах, попробуйте составить алгоритм нахождения S прямоугольного треугольника.

- Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

– Что вы заметили? (Слайд 17)

(Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников, значит площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника).

– Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника.

– Сравним результат каждой группы с эталоном. (Слайд 18)

- Вы всё сделали правильно?

Дети говорят, что:

1. Прямоугольный треугольник надо достроить до прямоугольника.

2. Найти площадь прямоугольника и разделить её на 2.

Запишите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. (Слайд 19)

– Давайте вернемся к алгоритму, который мы составили, скажите, какого вопроса не хватало в начале алгоритма.

-Треугольник прямоугольный? (Слайд 20)

Но мы с вами не всё новое ещё изучили.

Чтобы сформулировать формулу площади прямоугольного треугольника с помощью слов, а не математических символов, необходимо познакомиться с названиями сторон прямоугольного треугольника. Учитель зачитывает детям стихотворения, а они подписывают названия соответствующих сторон у фигуры, начерченной на листочке заданий.

1. Гипотенуза я, особый элемент,
Длинней меня сторон здесь просто нет.
Меня найти не трудно, право слово,
Лежу напротив я угла прямого.

2. Мы два брата-стороны,
Катетами названы.
Болтаем мы о том, о сем,
Сходясь в вершине не углу прямом/

Задание 4.

Дети подписывают катеты и гипотенузу на чертежах в листочках и выполняют задание №3 стр.94 (Слайд 21)

Сформулируйте формулу площади прямоугольного треугольника, используя новую терминологию

Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов, деленному пополам”. (Слайд 22)

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Можно ли сказать, что вы уже всё сделали на уроке?

- Какую цель мы ещё ставили? (Научиться применять изученную формулу и решать задачи на нахождение S прямоугольного треугольника).

- Что для этого нужно сделать?

(Потренироваться в использовании нового алгоритма).

-Итак, пользуясь полученным правилом, решите задачу, которая вызвала затруднение. Выложите перед собой свои вырезанные прямоугольные треугольники и вычислите их площадь. (Слайд 23)


-Давайте составим план наших действий. Какой будет 1-й шаг? (Измерить катеты)

2-й шаг? (По формуле найти S… )
-Это всё или что-то надо сделать в конце? (Оформить эталон).

Проверка: (Слайд 24)

a=5 см; b=4см.

S=(ab):2

S= (5•4):2=10(кв.см)

Задание 5.

Найти S прямоугольных треугольников. (Работа по вариантам в парах).

(Слайд 25)



Проверка заданий по образцу. Те, кто допустил ошибки, проговаривают решение вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание 6.

Найди самостоятельно площадь прямоугольного треугольника.

(Слайд 26)



Те, кто справился с работой без ошибок, поставьте себе +.

У кого получился другой ответ, поставьте себе ?, найдите место, где допущена ошибка, объясните.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Попробуем потренироваться при решении более сложных заданий.

С. 95 №5.

Дети работают в тетрадях и у доски, для последующей проверки.

№5.

1) S= (4•3):2=6 (кв.см)

2) S= 5•3+(5•4):2=25 (кв.см)

3) S= (2•3):2+3•2+(4•3):2=15(кв.см)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 27)

Оцени свою работу при помощи шкалы знаний, сравни знания по новому материалу в начале и в конце урока. (Слайд 28)


Домашнее задание: составить аппликацию из прямоугольных треугольников, найти её площадь.

(Слайд 29)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconРеализация технологии деятельностного метода обучения
Основная цель: знакомство педагогов с практикой реализации механизмов формирования универсальных учебных действий на основе дидактической...
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики в технологии деятельностного метода
Цель урока: Познакомить с понятием “периметр”, правилом нахождения периметра многоугольников
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики в 1-м классе по учебнику Л. Г. Петерсон
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрока математики в технологии деятельностного метода

Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики в 4 классе (по учебнику Л. Г. Петерсон) Решение задач на движение
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного...
Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных...
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики во 2 классе по учебнику «Математика» Л. Г. Петерсон
Автор урока: Г. Ю. Максимова, учитель высшей квалификационной категории гимназии №122 города Казани
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconКонкурсные работы оформляются в документе формата
Все конкурсные работы представляются в единой форме в соответствии с этапами технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения icon*Урок-квн по технологии, посвященный 50-летию полёта В. В. Терешковой в космос
Участники инновационной площадки школы по освоению технологии деятельностного метода «Школа 2000,,,»
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики в 4 классе
Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики в технологии деятельностного метода
Задачи: учить применять способ деления с остатком при решении примеров; развивать вычислительные навыки;способствовать развитию мышления,...
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок открытия нового знания
...
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconУрок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного...
Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах
Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доу в рамках проекта «Реализации фгт средствами технология «Ситуация» на базовом уровне деятельностного метода Л. Г. Петерсон»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск