Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова»





Скачать 79.51 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова»
Дата публикации02.08.2014
Размер79.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
МОУ Межевская средняя общеобразовательная школа.

Урок литературы

В 8 классе:

« Открывая Рубцова»

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Глуминина Юлия Валентиновна

с. Георгиевское 2009 г.

Тема урока: «Открывая Николая Рубцова».

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Рубцова

Задачи: Помочь учащимся проникнуть в секреты «обманчивой простоты рубцовской лирики», особенности изображения природы. Показать, как связана поэзия с другими видами искусства: музыкой и живописью.

Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству для последующего анализа произведений поэта. Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на примере жизни и творчества поэта.

Оборудование : 1. Выставка книг Н.Рубцова

2. Портрет поэта

3. Использование компьютера (Презентация с использованием рисунков из ресурсов Интернет)

4. Рисунки учеников.

Эпиграф к уроку:

В поэзии Н.Рубцова природа неразделима с жизнью и историей народа. В каком-то смысле это же можно сказать о творчестве многих поэтов. Но у Рубцова – и в этом один из главных источников силы и своеобразия его поэзии - природа и история народа нередко словно сливаются, даже отождествляются, и их единство предстаёт для поэта как своего рода идеал.

Вадим Кожинов.

«И буду жить в своём народе».

Н.Рубцов

Ход урока:

Чтение стихотворения Станислава Куняева «Памяти поэта».

Он точно знал,

Что счастье – это дым

И что не породнишь его со Словом,

Вот почему он умер молодым

И крепко спит

В своём краю суровом,

На вологодском кладбище своём

В кругу теней

Любимых и печальных…

А мы еще ликуем и живём

В предчувствии потерь

Уже недальних.

А мы живём,

И каждого из нас

Терзает всё,

Что и его терзало,

И потому,

Пока не пробил час,

Покамест время нас не обтесало,

Давай поймём,

Что наша жизнь – завет,

Что только смерть развяжет эти узы –

Ну, словом, всё,

Что понимал поэт

И кровный сын жестокой русской музы

2.Слово учителя

Это стихотворение посвящено Н.Рубцову. Сегодняшний урок и мы тоже посвятим творчеству Николая Михайловича Рубцова. Проследим жизнь его стихотворений в других видах искусства: музыке, живописи.

Обращение к эпиграфу урока

«И буду жить в своём народе»,- предрёк Н.Рубцов. Стихи поэта-это его жизнь, его биография. Давайте познакомимся с непростой судьбой Н.Рубцова.

3.Сообщение ученика

Н.Рубцов родился 5 января 1936года в посёлке Емецк на Северной Двине, недалеко от Архангельска .Родители его Александра Михайловна, Михаил Андриянович были уроженцами Тотемского края, куда и переехала семья в начале Отечественной войны. Детей было шестеро: Алик, Коля, Боря, Надя, Тамара и Галя. Война разрушила всё: в 1942году уходит на фронт отец, через месяц умирает мать, Александра Михайловна, главная опора своих детей. (Уже став взрослым, Рубцов вспоминал в одном из своих рассказов: мать лежала в больнице. Старшая сестра целыми днями стояла в очередях за хлебом. Я часто уходил в безлюдную тишину сада, там мне полюбился удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал. Об этом занятии знал только брат, на несколько лет старше меня. Однажды брат пришёл в сад и сказал: «Пойдём в кино «Золотой ключик». Мы посмотрели кино, в котором было так много интересного, и счастливые возвращались домой, возле калитки нас остановила соседка и сказала: « А ваша мама умерла». Я ничего не понял тогда, что случилось. Но сердце моё содрогнулось и теперь часто вспоминаю я то кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала : «А ваша мама умерла…».

Чтение стихотворения «Аленький цветок» (страница 119).

Шестилетнего Колю отправляют в Никольский детский дом Тотемского района. Село Никольское среди диких лесов и болот стало его малой родиной.

Чтение стихотворения «Детство» (страница 156).

Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай Рубцов часто возвращался сюда и подолгу жил в Никольском. Во множестве стихов поэта нарисован образ глухого уголка Северной Руси.

Окончив семилетку, отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, который готовил мастеров лесовозных дорог. Учёба в техникуме мало увлекала Рубцова, окончив первый курс техникума, получив паспорт, Рубцов с бесшабашной решительностью уехал в Архангельск. Мечтал о море, поступил мореходное училище. Однако проучился недолго, 16 летним попал кочегаром на рыболовецкое судно, потом 4 года служил на флоте, где начал печататься во флотских газетах.

Чтение стихотворения «Первый поход» (страница 314).

4.Презентация.

-Давайте посмотрим на фотографии. Это самая известная фотография, на которой мы видим Н.М.Рубцова в шарфе. Поэт Сергей Викулов вспоминал, что в редакциях вологодских газет Рубцова зачастую называли шарфиком.

-Город Тотьма, где прошло детство поэта. Тихий и красивый город Тотьма расположен на высоком живописном берегу реки Сухоны, маленькие деревянные старинные домики. «Может быть, кто впервые побывал здесь, будет с сожалением покидать этот прекрасный и в то же время скромный уголок природы, стараясь запечатлеть в памяти неширокие стройные улицы»(Н.Рубцов «О родном уголке».)

- Жизнь поэта была не устроенной, в целом ряде стихотворений звучит предчувствие близкой смерти.

Чтение стихотворения «Я умру в крещенские морозы» (стр.437)

-В морозную крещенскую ночь, 19 января 1971 года Рубцов был убит. Ему исполнилось 35 лет.

-Именем Рубцова названа улица в Вологде.

-В родном городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник.

-На его надгробии начертана знаменитая строка из стихотворения «Видения на холме» «Россия, Русь, храни себя, храни!» И звучит она как завещание потомкам любить и беречь свою Родину.

5.Слово учителя.

Поэты и критики, хорошо знавшие Рубцова, написали воспоминания, которые рисуют живой облик, передают характер, в котором отразилась непростая судьба. На что обращают внимание близко знавшие Рубцова люди? Что интересно нам в этих воспоминаниях?

6. Ученики читают воспоминания о Рубцове.

-Поэт Станислав Куняев вспоминает, как в один из жарких летних дней 1962 года в редакцию журнала «Знамя» зашел молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза…Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно, и что, конечно, он держит в руках смятый рулончик стихов.

-Здравствуйте! - сказал он со стеснением. - Я хочу стихи вам показать.

-Давайте ваши стихи.

Куняев начал читать:

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог.

Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный кабинет.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую тесную связь.

-Как вас зовут?

-Николай Михайлович Рубцов.

-Глазами Сергея Викулова мы видим Рубцова, студента Литинститута, на творческом семинаре в Вологде: на нем дешевый и уже не новый костюм, валенки и что на нем привлекало внимание-шарф на шее, серенький не новый, который он не снимал в помещении… И щеки и лоб бледны, глаза глядели сосредоточенно и одновременно застенчиво. Он говорил, но не громко, отрывисто, как это бывает с нервно организованными натурами.

-Вадим Кожинов вспоминал: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время оставался «скитальцем» по самой своей сути.

7.Слово учителя.

Вместе с тем Рубцов был далеко не простым человеком. В нем уживались несовместимые черты: кротость, доброта, острая тревога и угрюмость. Станислав Куняев обнажил эту сторону его натуры в стихотворении «Памяти поэта», которое мы слышали в начале урока. Рубцов жил трудно, даже мучительно. Слишком долго не имел собственного угла, где можно было бы просто жить, поэтому мало черновиков осталось в его архиве. Стихи создавались на ходу и на бумагу заносились только готовые варианты. Великими учителями для Рубцова были классики. Любимейший писатель-Гоголь, поэт-Тютчев. Рубцов не расставался с тютчевским томиком и, ложась спать, клал его под подушку.

Чтение стихотворения «Приезд Тютчева»(стр.56)

-Как вы думаете, почему Тютчев-любимый поэт Рубцова?

(в стихотворения поэтов много общего: любовь к природе, интерес к жизни человеческой души, любовь к родине)

-Кому из поэтов и писателей посвящал свои стихотворения?

(стихотворение «Дуэль» -посвящено Лермонтову, «Однажды»-Гоголю, «Последняя осень»-Есенину, «О Пушкине»)

-Живая традиция Рубцова не во внешнем подражании этим поэтам, а во внутреннем их родстве. Свою задачу поэт видит в продолжении их дела -в постижении родины. Рубцов – наследник русской классической традиции, которой он остался верен до конца.

Но я у Тютчева и Фета

Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова.

-Николай Рубцов за свою жизнь испытал немало обид, тягот и оскорблений. Но в стихах этого не ощущается. М. Пришвин сказал: «Поэзия рождается в неоскорбляемой части человеческой души, о существовании которой множество людей даже и не подозревают». В этом и заключается тайна поэтического дара Рубцова.

Чтение стихотворения «До конца» (стр.202)

-Как вы понимаете выражение «душа останется чиста»? В чем клянется поэт в этом стихотворении?

(в любви к родному краю, в том, что его душа останется чиста не только перед людьми, но и перед теми местами, где родился)

-Творчество Н.Рубцова по своему мироощущению близко творениям Исаака Левитана, о котором известный художник Юон сказал : «Мало нот, много музыки. Великий поэт природы Левитан умел слушать и слышать говор трав, понимал трепет цветов, шепот листьев». То же самое можно сказать и о творчестве Н. Рубцова.

-Давайте посмотрим на некоторые из картин художника.

(показ репродукций картин Левитана: «Тихая обитель», «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Тишина»)

Картины Левитана просты, понятны, поражают красотой природы, и под каждой можно было бы подписать строки из стихотворений Рубцова.

-Почему картины Левитана и стихотворения Рубцова созвучны?

( оба художника любят природу и родину, тематика произведений похожа)

-У Н. Рубцова есть стихотворение, которое называется «Левитан», послушаем это стихотворение.

Чтение стихотворения «Левитан» (стр. 53)

-Как вы думаете, с какой из картин созвучно это стихотворение?

-Стихотворение было написано по мотивам картины «Вечерний звон».

В природе художники, поэты находят источник вдохновения, а она дарует жизнь, надежду, свет.

-Стихотворения Рубцова сами просятся на музыку, на стихи поэта написано более 130 песен. Многие стихотворения поэт сам исполнял под гитару. Давайте и мы послушаем известную песню на стихи Н. Рубцова «В горнице».

-Я думаю, вы убедились сегодня в том, что лирика Рубцова истинно народная, она продолжает традиции русской классики.

-Как вы считаете, обоснована ли уверенность поэта, сказавшего о себе: «И буду жить в своем народе!»?

(Стихи его живут в нас, очищают душу, наполняют добрым светом. Пусть и в ваших сердцах останутся навсегда искренность и трепет поэзии Н. Рубцова.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тихая моя родина…» (Урок внеклассного чтения в 6 классе по лирике Н. М. Рубцова)
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские поэты ХХ века о родине и родной природе (урок по творчеству Н. Рубцова в 5 классе)
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное»
Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»...
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconНиколая Рубцова «Звезда полей»
Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть прозрачен – таким обычно бывают дни бабьего лета
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош»
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconУрок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра»
Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы
Урок литературы в 8 классе: «Открывая Рубцова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока анализа стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» в 11 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск