Скачать 68.98 Kb.
|
МОБУ «Есеновичская средняя общеобразовательная школа» Вышневолоцкого района Тверской области Русские поэты ХХ века о родине и родной природе (урок по творчеству Н. Рубцова в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Харчёва Татьяна Анатольевна 2012 год Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе. Цель: дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, помочь увидеть творческий почерк поэта; обучение комплексному анализу стихотворения; работа над выразительным чтением. Оборудование: портрет Н.М.Рубцова, выставка книг, репродукции пейзажей средней полосы России, записи песен на стихи Н.Рубцова «В горнице моей светло», «Под звуки музыки», «Меридиан», «Букет». Ход урока: Орг. момент: Звучит запись песни на стихи Н.Рубцова Слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф. Привет, Россия- родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам и жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. Н.Рубцов О поэте рассказывает ученик, заранее получивший задание. Сообщение ученика. Н.М.Рубцов родился в 1937 году в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества – «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «Землей…священной», где он чувствовал себя «и живим, и смертным». Его жизнь была непростой. Тяжким испытанием стали годы войны: отец – на фронте, мать умерла. Младших детей взяли родственники, а его отдали в детский дом. Так уж случилось, практически всю жизнь у поэта не было своего дома, а он о нем мечтал. Неустроенный быт, постоянные переезды возвращали в мыслях Рубцова в детство. Естественно первое, что он вспоминает – это школа. Самым ярким стали первые впечатления от начальной школы в деревне Никола, которую посещали детдомовские ребятишки. Вспоминая родные места Н.Рубцов, писал: «Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны реки Тошмы, деревни на холмах… леса, небеса! У реки, вернее над рекой, сразу у въезда в Николу, под березками разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь ли души моей родина), здесь мне нравится…» По воспоминаниям товарищей, Коля Рубцов был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гармошке, успешно учился, выделялся какой-то особенной непосредственностью и доверчивостью. Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. В 14 лет, закончив 7 классов, Коля один, самостоятельно едет в далекую Ригу – к морю, поступать в мореходное училище. Его не приняли: оказался слишком мал для флота. Мечта о море осуществилась. В 1952 году Рубцов приезжает в Архангельск и поступает работать на тральщик – ловить рыбу. Когда подошло время, служил на Северном флоте. Затем живет в Ленинграде, Москве. Учится в Литературном институте. Рубцов много и плодотворно работал. Он боготворил Россию, ее природу, обычаи, верования. Всеми силами души любил Россию, свою тихую родину. Душевная бесприютность заставляла его еще обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, ее бесчувственных стариков и ее великих поэтов: …Версты ее потрясенной земли, Все земные святыни и узы Словно нервной системой вошли В своенравность есенинской музы. Это муза не прошлого дня. С ней люблю, негодую и плачу, Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу. Короткую жизнь прожил Рубцов. «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная горькая традиция в кончине многих больших поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…» - сказал Виктор Астафьев. Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 гуду в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей»(1967), «Душа хранит»(1969), «Сосен шум»(1970). Готовившиеся к печати «Зеленые цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971 года. Чтение стихотворения «Родная деревня» «Родная деревня» Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий , Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу! Бывает, что пылкий мальчишка За гостем проезжим по следу В дорогу торопится слишком: -Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок Храбриться, едва из пеленок: -Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу… Вопросы для анализа стихотворения.
Слово учителя. Всмотритесь в лицо этого человека. Нельзя сказать, что оно красиво, ласково. И все же, посмотрите, в этом открытом лице, в этих прищуренных глазах таится внутренняя сила, словно Рубцов знает ответы на самые мучительные вопросы, поставленные человеку вечностью. Учащиеся читают стихотворения Н.Рубцова. (Задание дано заранее.) Звучит запись песни на стихи Н.Рубцова. Домашнее задание:
|