Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра»





Скачать 32.78 Kb.
НазваниеУрок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра»
Дата публикации07.10.2014
Размер32.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 5 классе
«Басни И.А. Крылова. Истоки басенного жанра»
Цели:

1 Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы;

2 Дополнить знания учащихся о личности И.А. Крылова;

3 Развивать навыки выразительного чтения, анализа содержания и художественных особенностей басни.
Ход урока:

1 Организационный момент.
2 Постановка целей и задач урока. (слайд №1)

- Посмотрите на тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня будем говорить? Чему бы вы хотели научиться в ходе занятия?

(Мы продолжаем изучение жанра басен на примере творчества И.А. Крылова. Наша задача — повторить и расширить представления о личности великого баснописца, закрепить знание определения басни, её основных признаков, учиться выразительно читать басни по ролям, анализировать их содержание, познакомиться с истоками жанра.
3 Работа с эпиграфом к уроку (слайд №2)

- Выразительно прочитайте эпиграф к уроку. Какая мысль в нём содержится? Сформулируйте её 1-2 предложениями.

«Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.»

(М. Исаковский)

((Познакомившись с произведениями Крылова в раннем возрасте, мы сохраняем их в памяти на всю жизнь).

4 Беседа: (слайд 3, 4, 5)

  • Где и когда родился Крылов?

  • Кто оказал влияние на его воспитание и образование?

  • Какие черты характера принесли ему успех, образованность?

  1. Работа по описанию памятника (слайд №6)

- Баснописец любил всё русское:народ, язык, природу, искусство. Он зло высмеивал слепое преклонение перед всем заграничным. За свою жизнь он написал около 200 басен. Не случайно он один из первых русских писателей, кому поставлен памятник в Петербурге, в Летнем саду на народные деньги, пожертвованные по всей Руси. Памятник выполнен в бронзе. Он установлен в 1885 году. Его автор Пётр Карлович Клодт.

-Опишите, каким вы увидели здесь Крылова?

- Что изображено на постаменте?

(На постаменте видны герои басен. Обратимся и мы к творчеству баснописца)

  1. Проверка домашнего задания:

(выразительное чтение наизусть и инсценирование басни «Свинья под Дубом»)

  1. Что удачного было в выступлениях товарищей, а над чем стоит поработать?

  2. Беседа:

-Какой порок высмеивает эта басня?

- Кто является носителем этого порока?

- Какие люди подразумеваются за этим персонажем?

- С какой интонацией следует произносить реплики Свиньи?

- Как говорит Ворон?

- С какой интонацией говорит Дуб?

  1. Повторение теории: (слайд №7)

- Вспомните определение жанра басни и его отличительные особенности.

- Проверьте себя по материалу слайда.

- Что нового вы добавили из этого материала к своим суждениям о басне?

(«эзопов язык»)

  1. Индивидуальное сообщение подготовленного ученика о Эзопе.(слайд №8).

  2. Продолжение работы над теорией жанра.

(слайд №9)

- Работа в парах : запишите в тетрадь по литературе отличительные признаки басен, проверьте себя по представленным материалам.

  1. Чтение заранее подготовленным учеником басни Эзопа «Ворон и Лисица».

- Какую басню Крылова вам напоминает это произведение?

  1. Чтение по ролям басни «Ворона и Лисица», помещённой в учебниках.

  2. Беседа по вопросам:

- В чём состоит мораль басни? Найдите мораль в тексте.

- Как вы понимаете слово «лесть»? ( у Ожегова «лицемерие, угодливое восхваление»)

- Почему она «гнусна» и «вредна»?

- Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

- В каком случае люди льстят?

- С какой интонацией следует читать слова лисицы?

-Почему лиса получила сыр?

-Какие чувства вызывает у вас Ворона?

-Какой поучительный вывод можно сделать из этой истории?

(Тот, кто льстит ради выгоды, и тот , кто принимает лесть за чистую монету, одинаково достойны осуждения)

  1. Рефлексия:

-Чем пополнили свой багаж знаний о баснях?

- Чем полезно для вас было это занятие?

  1. Итоги урока и оценки.

  2. Домашнее задание:

а) подготовить выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица»;

б) творческое задание (по желанию):написать свою басню в стиле И.А. Крылова

(Пример: «Волк и Заяц»

Однажды волк соседа-зайца в дом зовёт

И говорит: «Соседушка, пропал мой огород!

Пять грядок у меня моркови созревает,

Морковь семья моя не доедает.

Иди, пожалуйста, сюда и забирай, хоть всё, сполна!»

От радости зайчишка к волку прибежал,

Где тот его спокойно и сожрал.

Мораль сей басни такова:

Не зарься на морковь у злейшего врага.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconКонспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова...
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconСамостоятельная работа студентов «История отечественной литературы»
«Рогоносец по воображению». Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии). Стиль, язык....
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconКонспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова»
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение урока: Басни Эзопа и Крылова имеют много общего. И. А. Крылов, взяв за основу басни Эзопа, создаёт свои, неповторимые,...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фронтальный опрос: писатели-баснописцы ( в рассказе о Крылове использовать опорные слова (см приложение), определение басни как жанра,...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщить знания учащихся по творчеству И. А. Крылова, знакомство с жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconТема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська»
Урок знакомства с новой басней и закрепления изученного материала по творчеству И. А. Крылова в 4 классе
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconУрок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!»
Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Крылова, а имя его все также близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появилось в последующие времена, но все...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями “дедушки Крылова” (так наименовал народ великого русского баснописца, выразив...
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» iconУрок подготовила: учитель начальных классов
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск