Скачать 32.78 Kb.
|
Урок литературы в 5 классе «Басни И.А. Крылова. Истоки басенного жанра» Цели: 1 Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы; 2 Дополнить знания учащихся о личности И.А. Крылова; 3 Развивать навыки выразительного чтения, анализа содержания и художественных особенностей басни. Ход урока: 1 Организационный момент. 2 Постановка целей и задач урока. (слайд №1) - Посмотрите на тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня будем говорить? Чему бы вы хотели научиться в ходе занятия? (Мы продолжаем изучение жанра басен на примере творчества И.А. Крылова. Наша задача — повторить и расширить представления о личности великого баснописца, закрепить знание определения басни, её основных признаков, учиться выразительно читать басни по ролям, анализировать их содержание, познакомиться с истоками жанра. 3 Работа с эпиграфом к уроку (слайд №2) - Выразительно прочитайте эпиграф к уроку. Какая мысль в нём содержится? Сформулируйте её 1-2 предложениями. «Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.» (М. Исаковский) ((Познакомившись с произведениями Крылова в раннем возрасте, мы сохраняем их в памяти на всю жизнь). 4 Беседа: (слайд 3, 4, 5)
- Баснописец любил всё русское:народ, язык, природу, искусство. Он зло высмеивал слепое преклонение перед всем заграничным. За свою жизнь он написал около 200 басен. Не случайно он один из первых русских писателей, кому поставлен памятник в Петербурге, в Летнем саду на народные деньги, пожертвованные по всей Руси. Памятник выполнен в бронзе. Он установлен в 1885 году. Его автор Пётр Карлович Клодт. -Опишите, каким вы увидели здесь Крылова? - Что изображено на постаменте? (На постаменте видны герои басен. Обратимся и мы к творчеству баснописца)
(выразительное чтение наизусть и инсценирование басни «Свинья под Дубом»)
-Какой порок высмеивает эта басня? - Кто является носителем этого порока? - Какие люди подразумеваются за этим персонажем? - С какой интонацией следует произносить реплики Свиньи? - Как говорит Ворон? - С какой интонацией говорит Дуб?
- Вспомните определение жанра басни и его отличительные особенности. - Проверьте себя по материалу слайда. - Что нового вы добавили из этого материала к своим суждениям о басне? («эзопов язык»)
(слайд №9) - Работа в парах : запишите в тетрадь по литературе отличительные признаки басен, проверьте себя по представленным материалам.
- Какую басню Крылова вам напоминает это произведение?
- В чём состоит мораль басни? Найдите мораль в тексте. - Как вы понимаете слово «лесть»? ( у Ожегова «лицемерие, угодливое восхваление») - Почему она «гнусна» и «вредна»? - Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? - В каком случае люди льстят? - С какой интонацией следует читать слова лисицы? -Почему лиса получила сыр? -Какие чувства вызывает у вас Ворона? -Какой поучительный вывод можно сделать из этой истории? (Тот, кто льстит ради выгоды, и тот , кто принимает лесть за чистую монету, одинаково достойны осуждения)
-Чем пополнили свой багаж знаний о баснях? - Чем полезно для вас было это занятие?
а) подготовить выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица»; б) творческое задание (по желанию):написать свою басню в стиле И.А. Крылова (Пример: «Волк и Заяц» Однажды волк соседа-зайца в дом зовёт И говорит: «Соседушка, пропал мой огород! Пять грядок у меня моркови созревает, Морковь семья моя не доедает. Иди, пожалуйста, сюда и забирай, хоть всё, сполна!» От радости зайчишка к волку прибежал, Где тот его спокойно и сожрал. Мораль сей басни такова: Не зарься на морковь у злейшего врага.» |
Конспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова... Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Самостоятельная работа студентов «История отечественной литературы» «Рогоносец по воображению». Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии). Стиль, язык.... | ||
Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | ||
Конспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова» Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение урока: Басни Эзопа и Крылова имеют много общего. И. А. Крылов, взяв за основу басни Эзопа, создаёт свои, неповторимые,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фронтальный опрос: писатели-баснописцы ( в рассказе о Крылове использовать опорные слова (см приложение), определение басни как жанра,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: обобщить знания учащихся по творчеству И. А. Крылова, знакомство с жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные... | Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» Урок знакомства с новой басней и закрепления изученного материала по творчеству И. А. Крылова в 4 классе | ||
Урок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!» Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Крылова, а имя его все также близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появилось в последующие времена, но все... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями “дедушки Крылова” (так наименовал народ великого русского баснописца, выразив... | Урок подготовила: учитель начальных классов Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» |