Скачать 68.12 Kb.
|
Урок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!» ( по произведениям И.А.Крылова). Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни. Задачи:1) Познакомить с баснями И.А.Крылова. Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить находить мораль – поучение в басне «Ворона и Лисица». Связать её с музыкальными баснями И.А.Крылова, познакомить с «современной» басней «Спор». 2)Развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественные произведения, расширять кругозор. 3)Воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басен, воспитывать у ребят стремление быть лучше. Оборудование: портрет И.А. Крылова, басни, словарные слова, презентация к уроку. На уроке использованы технологии: развивающего обучения, информационно- коммуникативные, групповые, работа с одарёнными детьми, технология уровневой дифференциации, сравнительный анализ, здровьесбережение, дифференцированное обучение по интересам. Ход урока. I. Сообщение темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания (чтение басен) III. Работа над новым материалом. Слайд 1 Сегодня на уроке мы будем работать над баснями И.А.Крылова, учиться выразительно их читать, понимать смысл прочитанного. Эпиграфом нашего урока будут слова Н.В. Гоголя «Басни Крылова – это книги мудрости самого народа». 1.Чтение скороговорок (на доске). Технология уровневой дифференциации. Проворонила ворона воронёнка. Лиса, лисонька, лиса! Всему лесу ты краса! Работа над скороговорками. А что вы знаете об этих животных? А кто из вас догадался, о каких животных будем читать басню? А кто знает название басни? («Ворона и Лисица»). Басня была написана в1808 году. Слайд 2 2.Биография И.А.Крылова. Технология обучения детей с признаками одарённости (биографию готовят и рассказывают учащиеся). Большим мастерством отличаются басни И.А. Крылова. . (1769-1844) Образ дедушки Крылова возникает в воображении, ещё не вполне осознанный, но бесконечно близкий и родной. В детстве мы даже не задумываемся, кто он - писатель, поэт, сказочник, баснописец? В школе мы узнаём, что Крылов - баснописец, мудрый, проницательный, добрый к людям человек. Какие басни вы знаете? Эти басни приходят к нам с детства и запоминаются на всю жизнь. Детство писателя было тяжёлым. Учиться начал только в11лет. Был одарённым человеком: знал языки, хорошо играл на скрипке, а в 50 лет овладел греческим языком. Но главным его талантом было умение писать басни. Порой приходилось писать в черновике около 200строк, а на деле выходила 21 строка. Что такое басня? (небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком.) В басне есть мораль (вывод, то, чему учит автор). Зачитайте, а что «говорится» об этом в словаре Ожегова? Басня - краткий, иносказательный, стихотворный рассказ. Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне есть аллегория – автор говорит о животных, но подразумевает поступки людей. А какие поступки людей осуждает автор? (жадность, лень, глупость, хвастовство, хитрость…) IV. Работа по учебнику. .Прослушивание басни (запись). Информационно-коммуникативные технологии. V.Словарная работа. басня мораль пленил лесть вещуньина плутовка Слайд 3 Самостоятельное чтение басни «Ворона и Лисица». Какими, на первый взгляд, показались вам персонажи? VI. Выборочное чтение. Сравнительный анализ. Какими словами автор характеризует Ворону? Зачитайте. (бог послал, взгромоздясь, призадумалась, в зобу дыханье спёрло). Так какая ворона? Ворона – неуклюжая, громоздкая, медлительная, сыр съела не сразу, оставила на потом, предвкушая удовольствие от лакомства. Так какая ворона? Глупая, доверчивая. А как автор характеризует лису? Зачитайте: (близёхонько, сыр её пленил, на цыпочках подходит, вертит хвостом, глаз не сводит, говорит, чуть дыша, боясь спугнуть ворону, плутовка). Какая Лисица? Ловкая, лёгкая, быстрая, плутовка, умная, хитрая. Ещё раз прочитайте отрывок о лисе и найдите слова, в которых автор предугадывает, предсказывает события? (плутовка, значит обманщица, на ту беду, т. е. случится беда). Зачитайте, как Лиса называет ворону? Правда ли ворона красивая? А как поёт? Давайте голосом «покажем», как «поёт» ворона. (Вороны вообще не умеют петь). Вам понравилось? Сделаем вывод: лиса обманывает ворону, приукрашивает, преувеличивает, восхваляет её достоинства, лицемерит, льстит (преувеличение, приукрашивание достоинств). Лесть (Ожегов) – угодливое восхваление, лицемерие. Ещё раз прочитайте и покажите голосом, как Лисица восхваляет Ворону. Как к ней обращается? (сестрица, голубушка) А когда Ворона Лисице была сестрицей? Лиса, во что бы то ни стало, хочет добиться желаемого. Какая же Лиса в басне? Умная, хитрая, лёгкая, ловкая, быстрая, плутовка. Какая Ворона? Неуклюжая, медлительная, тяжёлая, доверчивая, глупая. Какими словами Лиса завершает свою лесть? (Ты б у нас была царь – птица!) Лиса разошлась ни на шутку. Зачитайте, что случилось с Вороной? Ворона поддалась на лесть, не выдержала, каркнула. Лиса добилась своего, убежала с сыром. Чему учит автор? (Не льстить, не поддаваться на лесть, не верить). Какова мораль этой басни? Зачитайте. Слайд 4 «Уж сколько раз твердили мир Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок и в сердце льстец всегда отыщет уголок…» Мораль из басен Крылова становится «крылатыми выражениями», употребляемыми в нашей речи. Автор в басне осуждает и Лисицу и Ворону. (глупость, доверчивость, обман, лесть). Рассказывая о Лисице и Вороне, кого подразумевал автор? Автор, рассказывая о животных, осуждал людей, которые принимают лесть и тех, кто льстит другим людям (аллегория). Словом «ворона» называют людей рассеянных, доверчивых, глупых, которые поддаются на похвалу. Но она не сразу «проворонила» сыр, она «призадумалась» и действительно старалась «петь». Лиса «изображает» человека, который хочет добиться своей цели во что бы то ни стало, льстит, чтобы войти в доверие, ловкий, угодливый, любящий поживиться на чужой беде. -Что осуждает И.А.Крылов в басне? (лесть, доверчивость, глупость…) VII. Работа над выразительным чтением. (учащиеся работают с карандашом, выделяют паузы, логические ударения…) Сколько в басне частей? (3) VIII Чтение по частям. Технология дифференцированного обучения. IX Чтение по ролям. Физминутка. Технология здоровьесбережения. Уж как ша лиса по травке Нашла азбуку в канавке Она села на пенёк И читала весь денёк. X Выявление знаний учащихся басен И.А.Крылова. 1) Работа по известным «музыкальным» басням И. А.Крылова. Технология развивающего обучения. Крылов умел играть на скрипке, сослуживцы часто приглашали его на домашние музыкальные вечера, сам Крылов был участником квартета. Музыка была настолько близка Крылову, что подвергая осмеянию то или иное явление, тех или иных современных ему людей, он часто избирал ситуации из музыкального мира. Назовите «музыкальные» басни. («Ворона и Лисица», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Скворец», «Кошка и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух».) Слайд 5 2) Игровые технологии. Технология групповой деятельности. Игра «Знатоки басен». ( класс разбит на группы, учащиеся должны выбрать иллюстрацию с названием басни, а рядом подобрать к ней «крылатое выражение») «КВАРТЕТ» «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь!» Слайд 6 «Осёл и Соловей» «Избави, Бог, и нас от этаких судей!» Слайд 7 «Кукушка и Петух» «Хоть вы охрипните, хваля, друг дружку- Всё ваша музыка плоха! Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку!» Слайд 8 «Стрекоза и Муравей» «Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!» Слайд 9 «Кошка и Соловей» «Худые песни Соловью В когтях у Кошки». XI Работа над современной басней «Спор». Технология дифференцированного обучения по интересам. А в конце урока я хочу, чтобы вы вспомнили ещё одну современную басню «Спор» (на музыку Гретри), которую мы разучивали на уроке музыки. О чём этот спор? (спор Осла и Кукушки о том, кто лучше поёт?) Умеют ли они петь? (Нет.) Дети хором поют. В лесу Осёл с Кукушкой соперничали раз Кто лучше и приятней умеет петь из нас «Конечно, я, Кукушка!»- пустилась куковать, Осёл же, приосанясь, протяжно стал кричать! Дуэт был так согласен у тех артистов двух, Что затыкая уши бежал от них пастух! Что же осуждает автор? (хвастовство, гордыню, персонажи наделяют себя несуществующими талантами, осуждают глупость, невежество.) Слайд 10 XII Итог урока. Обобщение. Чему учат басни? Хотели бы вы быть похожими на героев басен? В Москве есть необычный памятник И.А.Крылову, где он изображён со своими знаменитыми и так любимыми народом персонажами его басен. . |
Конспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова» Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Урок по русской литературе в 11 классе учителя Хасановой Ульяны Николаевны Тема открытого урока «Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится» | ||
Урок литературы в 8 классе. Тема урока: И. А. Крылов. Слово о баснописце.... Тема урока: И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа | Конспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова... Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | ||
Урок подготовила: учитель начальных классов Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | ||
Урок по русскому языку во 2 б классе Тема «Слова с несколькими значениями» ... | Исследование по литературе в 6-а классе. Учитель Лобанов Н. А. Тема:... Оформление: Доска: Сюжет (фр предмет) – цепь взаимосвязанных событий. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией,... | ||
Урока: урок-исследование Необходимые технические средства Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм» | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение урока: Басни Эзопа и Крылова имеют много общего. И. А. Крылов, взяв за основу басни Эзопа, создаёт свои, неповторимые,... | ||
Урок по географии. 8 класс. Тема урока «Байкал- чудо природы во всех отношениях.» Цели урока Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных... | Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | ||
Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-исследование по древнерусской литературе в 8-м классе на материале "Жития Александра Невского" |