Скачать 96.15 Kb.
|
МБУСОШ № 63 Открытый урок по русскому языку во 2 Б классе Тема «Слова с несколькими значениями» УМК «Перспектива» Учитель: Дронкина Е.Л. 27.02.2014 Цель: показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи. Задачи:
Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — положительное отношение к изучению темы; — эмоционально-ценностное отношение к проблеме; — осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Метапредметные умения: Познавательные умения: — классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения - Подбирать слова с общим значением к каждой группе. - Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам. - Писать имена собственные и нарицательные в тексте. Ход урока
- Прозвенел звонок, начинается урок. - Сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. - Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнитесь друг другу и тихонько пожелайте удачи. Я желаю вам хорошего настроения, доброго отношения друг к другу.
- Для того, чтобы красиво писать в тетради, подготовим наши пальчики. (Этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, этот пальчик задремал – Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого. Задремал, а тут же встал - Большой палец загнуть и сразу выпрямить. Просыпаться нам пора- Большой палец ритмично сгибается-разгибается Встали пальчики, Ура! - Все пальцы разжимаются, открывая ладони.) - Запишите в тетради число, слова «Классная работа». - Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Сон – начинается с буквы «эс», а не «г».) галоши гусеница сон Гриша гном - Что Вы можете сказать о букве «гэ»? (Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г']. Звуки звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].) - Потренируемся писать эту букву. Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге ге - Запишите слова с этой буквой. галоши гусеница Гриша гном - Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения. - Обведите слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки. - Объясните, почему слово Гриша написано с большой буквы, а остальные – с маленькой. - Назовите полное имя Гриши. (Григорий)
- Понятно ли Вам значение слова «галоши»? Что оно означает? (Низкая резиновая обувь, обычно надеваемая поверх другой обуви для предохранения их от сырости и грязи.) - Как проверить, верно ли мы понимаем, толкуем значение слова? (По словарю.) - Как называются словари, которые толкуют, объясняют значение слова? (Толковый) - Составьте предложение со словом «галоши». - Запишите предложение. Какие правила записи предложения нужно помнить? (Запись предложения.)
- Как вы думаете, одно и то же слово может называть два разных предмета? (Ответы детей.) - Назовите предметы, которые изображены на рисунках. - Почему предметы все разные, а называются одним словом?
- Есть ли что-то общее у этих предметов? (Все предметы разные, а обозначены одним словом кисть. Кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.) - Какой вывод Вы можете сделать? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.) - Составьте и запишите словосочетания со словом кисть в разных его значениях. (Занавески с кистями, виноградная кисть, малярная кисть, кисть руки).
- Предположите, какова тема нашего урока? (Слова с несколькими значениями.) - Проверьте, верно ли Вы предположили. Прочитайте тему урока на стр. 19 учебника.
- Вернёмся к записи слов в начале урока. - Как бы вы объяснили значение слова «гусеница»? Использование документ - камеры (Предлагаются рисунки с изображением предметов и словарной статьёй из толкового словаря. (Гусеница: 1. Личинка бабочки, имеющая червеобразное тело с несколькими парами ног. Мохнатая гусеница. 2. Замкнутая сплошная (обычно металлическая) лента в виде цепи, надеваемая на колёса самоходных машин. Гусеницы трактора, танка, крана.)) - Что общего у гусеницы – личинки бабочки и гусеницы, надеваемой на колёса самоходных машин? (Длинные, имеют повторяющиеся звенья.) - Повторите, к какому выводу мы с вами пришли? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.) ФИЗМИНУТКА
- Рассудите спор Ани и Вани. Ваня вчера был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Как бы Вы ответили Ване? (Выслушиваются варианты объяснений.) (Если дети затрудняются в правильном объяснении: - Есть ли что-то общее у золота и у осенней листвы? (Цвет. Цвет золота))
- Как Вы понимаете знак слева от упражнения? (Работаем в паре.) - Выполняйте. (Выполняют.) - Назовите словосочетания. - Объясните значение словосочетания «золотой браслет». (Браслет (предмет, изделие),сделанный из золота.) - Как вы понимаете словосочетание «золотые руки?» - Послушайте стихотворение: Золотые руки – Руки не из золота. Золотые руки Не боятся холода. В ссадинах, В мозолях, Руки эти. Самые нужные Руки На свете. - Почему же руки назвали «золотыми»? («Самые нужные руки», трудолюбивые, умелые, искусные) - Объясните выражение «золотой человек». (Замечательный по достоинствам, очень ценный, прекрасный.) - Что же мы называем словом «золотой»? (Самое хорошее, самое ценное, самое нужное: золотой работник – нужный, хороший; золотое сердце – доброе, отзывчивое.) 2. - Определите значение слова «золотой» в тексте стихотворения Е. Серовой в упражнении 27. (Золотая рожь – рожь цвета золота. Золотые руки – умелые руки.) - Вот как много значений у слова «золотой». Как Вы назвали бы такие слова? - Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван Иванович Самоваров на стр. 20 учебника. - Какие слова называются многозначными? (Ответы детей.) - Послушаем Ивана Ивановича. Что ещё интересного он расскажет Вам о словах? (Слова профессора Ивана Ивановича Самоварова на диске.) - Что нового о многозначных словах рассказал Вам Иван Иванович Самоваров? (Слова с одним значением называются однозначными. Многозначные слова могут быть с прямым и переносным значением.) - Какое из словосочетаний со словом «золотой» будет в прямом значении? (Золотой браслет.) (Проверка на экране.) - А в остальных словосочетаниях какое значение имеет слово «золотой»? (Переносное.) ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Назовите предложения. (Мальчик идёт по улице. На улице идёт дождь. В комнате идут часы.) - Почему в этих случаях можно употребить слово «идёт»? (Есть общее, похожи по действию.) - Что общего по значению у слова «идёт» в этих предложениях? (Двигаться, действовать, перемещаться.) - Что значит слово «идёт» в первом предложении? (Идти – перемещаться, двигаться, ступая, делая шаги.) - Во втором? (Падать (о дожде, о снеге).) - В третьем? (Быть в работе, в движении, действовать. Так говорят о механизмах.) - Какое из словосочетаний со словом «идёт» будет в прямом значении? (Мальчик идёт.) (Проверка на слайде.) - А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном.) - Послушайте стихотворение Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Нюшей вместе, А часы стоят на месте! - Как Вы понимаете выражения: часы стоят? Часы идут? Часы спешат? - В каком случае говорят часы бегут? - Знаете ли вы о том, что слово идти имеет 26 значений! Посмотрите в словаре, если Вам интересно. - Повторите ещё раз, как называются слова, имеющие два или несколько значений. (Многозначные.) - А как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные.) 4. Работа с упражнением (Распределить слова на два столбика – однозначные и многозначные слова.) (Однозначные: берёза, диван, сосна. Многозначные: класс, язык, колокольчик.) Если останется время, запись с тетрадях.)
На выбор: 1. Подобрать 4 многозначных слова, записать с ними словосочетания.
- Чему научились на уроке? - Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания? ( Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.) - С каким настроением уйдёте с урока? - Прошу в тетради, на полях, нарисовать солнышко того цвета, на какой ступени лестницы знаний Вы сейчас находитесь. Хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Пока испытываю трудности - Поднимите тетради, покажите мне Ваши солнышки. - Спасибо за урок!
|
Урок – игра по русскому языку в 6 классе Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова... | Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес ... | ||
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова.... Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,... | Урок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание... Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать... | ||
Урока по русскому языку в 5 классе Тема Знать: что такое управление; какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетании | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Урок по русскому языку «Корень слова» ... | План урока по русскому языку во 2-ом классе Тема урока. Обозначение... Цель урока Ознакомить с единообразным написанием форм одного и того же слова, выяснение необходимости проверки безударных гласных... | ||
Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запоминаем соединительные гласные о и е» Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: С. И. Иванов, А. О.... | Урок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова» На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.) | ||
Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | Конспект урока по русскому языку в первом классе. Тема Цель: познакомить и практически закрепить перенос слов с ь, й, с удвоенной согласной; формировать умение переносить слова с учетом... | ||
Урок-презентация. Тема Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Официально-деловой стиль. Ситуация трудоустройства» | План-конспект урока по русскому языку в 1 классе тема «Перенос слов» Образовательные: создать условия для формирования умения делить слова на слоги для переноса | ||
Урок по русскому языку. 3 класс Тема: «Части речи» Наша задача сегодня быть внимательным на уроке и в конце урока нам надо распределить эти слова на три группы. По каким признакам... | Урок русского языка в 4 классе Тема «Наречие» «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе» |