НОУ «Институт непрерывного образования»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
Семинар-практикум
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе»
Урок русского языка в 4 классе
Тема «Наречие»
(с применением технологии
проблемного обучения)
Урок составила и провела: Гаптелахатова М.В.,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Новокузнецк, 2012
Тема урока: Наречие. Цель урока: • Формирование общего представления о наречии как части речи.
Ход урока I. Организационный момент -Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! - Наш урок – урок–исследование. Что значит исследовать? (Дети находят ответ в словаре). - Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания. -Мы с вами – исследователи и наши тетради превращаются в дневники исследователей. Откройте , пожалуйста, тетради запишите число , классная работа.
II. Словарная работа.
- Начнём свою исследовательскую деятельность со словарной работы.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, записать в тетрадь: Ф.ВРАЛЬ, А..УРАТНО, Х .Р.ШО, Т.ТРАДЬ , Р.СОВАТЬ, Л .ЛОВЫЙ МЕДЛЕ..О, Ф.ОЛЕТОВЫЙ, М.РОЗНЫЙ , .БЕДАТЬ, П.НАЛ
III. Актуализация знаний.
-На какие группы можно разделить словарные слова? Имя существительное: февраль тетрадь пенал Имя прилагательное: лёгкий русский морозный Глагол: рисовать обедать ? :аккуратно хорошо медленно IV. Проблемная ситуация. - Какие слова не вошли ни в одну из групп? Почему?
- Попробуем задать к этим словам вопросы существительного. Что вы можете сказать?
-На какие вопросы отвечает прилагательное? Попробуйте к этим словам задать вопросы глагола.
-Какой вывод вы можете сделать?
- Как называется новая для нас часть речи, вы узнаете, если отгадаете слово.
Слово спряталось куда – то.
Слово спряталось и ждёт.
Пусть найдут меня, ребята.
Ну – ка, кто меня найдет?
Выприлмысущнаречиежгла
- Это и есть тема нашего урока.
V Работа над темой урока. - Исследуя новую тему на какие вопросы нам необходимо будет ответить?
Вопросы для исследования:
• Что такое наречие? • На какие вопросы отвечает? • Как изменяется? • Каким членом предложения является? - Что такое наречие? (Наречие - часть речи). 1. Дети проводят исследования, работая в парах. - Я предлагаю вам поработать в парах. Выполнив задание карточки №1 , вы найдёте ответ на один из вопросов.
Карточка №1
На какие вопросы отвечает наречие? БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО НАРОЧНО, СПЕЦИАЛЬНО ПОНЕВОЛЕ, СПРОСОНОК
-На какой из вопросов вы нашли ответ?
Вывод
Работа по учебнику. Стр.52, упр 1.
Следующий эксперимент поможет нам ответить ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ ФОРМА НАРЕЧИЯ, ЕСЛИ ОНО СВЯЗАНО С ГЛАГОЛАМИ РАЗНОГО РОДА ИЛИ РАЗНОГО ЧИСЛА? Выполните задание на карточке №2 самостоятельно.
Карточка№2
Наречие РАНО Пришёл ____________ , пришла ___________ , пришло ____________ , когда? когда? когда? пришли ___________ . когда? Вывод: _________________________________________________________ .
- Сравните свой вывод с автором учебника.
Чтение правила на стр. 52.
- Какой вопрос остался без ответа?
Ответить на последний вопрос нам поможет рубрика «Давай подумаем» на стр. 53.
Карточка № 3 Прочитайте текст.
Пришла весна. _____________ освободились от снежного плена деревья и кусты. ___________ светит солнце. ____________ ожила земля. На полянке _______ глядят подснежники. ___________ было бы в лесу без птиц.
Слова для справок: грустно, незаметно, неожиданно, ярко, весело.
Впишите слова.
Прочитайте второй (изменённый) текст. Что вы можете сказать про второй текст?
Он более точно выражает действие.
- Наречие с полным правом могло бы сказать о себе: «Не обходится без меня ни диктант, ни рассказ. Я помогаю охарактеризовать более точно и предмет, и действие, и признак». Наречия придают полноту и ясность. Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной образной, выразительной».
VI Рубрика «Путешествие в прошлое» .
- Как вы думаете, как произошло наречие? (ответы детей)
Послушайте, что поведает нам Наречие (Представление индивидуального задания).
Прошу вас внимательно слушать рассказ ,по содержанию текста будут заданы вопросы.
Я – самостоятельная часть речи – наречие. Я совсем молода, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень – реч -. Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением говорит. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и др. Если перевести слово на современный русский язык, то получится: «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я всегда живу и работаю с глаголом. Хочу обратить ваше величайшее внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверена в том, что говорю и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня впрочем его и нет. А в предложении чаще всего я бываю обстоятельством.
- О каких важных особенностях мы узнали из рассказа госпожи Наречие.
VII. Проверка изученного материала.
Тест:
Наречие –
а) склоняемая часть слова
б) спрягаемая часть слова
в) неизменяемая часть слова 2. В предложении наречие чаще всего бывает …
А) обстоятельством
Б) определением
В) дополнением 3. Наречие чаще всего связано с …
А) существительным
Б) глаголом
В) союзом 4. Наречие часто называют …
А) присоюзие
Б) приглаголие
В) припредложение VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Наш урок подошёл к концу.
-Какую тему исследовали?
-Что особенно вам понравилось?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что было для вас на уроке интересно?
-Кому понравилось, как он работал?
-Кто считает, что работал не в меру своих сил?
-Что расскажете родителям и друзья?
-Оцените результат своей работы на шкале успешности.
Выставление отметок (с комментированием) |