Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Городецкая СОШ»
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными (с презентацией)
Цель деятельности учителя
| Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.
| Тип урока
| урок открытия новых знаний.
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль,
строить рассуждения.
| Методы и формы обучения
| Создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.
| Оборудование
| Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор.
| Наглядно-демонстраци-онный материал
| Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем.
| Учебные пособия
| Учебник «Русский язык» 6 класс, С. И. Львова, В. В. Львов 1и 3 части.
| Основные понятия
| Прилагательное, приставка не, частица не.
|
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
| I. Мотивация
(самоопределение) к учебной
деятельности
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. (Слайд 1)
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
| Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции.
| II. Языковая разминка.
| – Запишите предложения:
Мы знаем, что искусство – величайшее богатство, которое было создано человеком. Самое чудесное, самое удивительное в мире – человек. (В. Сухомлинский)
Литературе я обязан счастливейшими днями моей жизни.
(А.П. Чехов)
1. – Объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы.
2. – Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
3. – Назовите имена прилагательные, укажите их форму, морфологические признаки и синтаксическую роль.
| Записывают предложения, выполняют задания.
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
| III. Актуализация и пробное учебное действие
| Словарный диктант.
Не был на олимпиаде, недоумевал по поводу случившегося, самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг; ошибся из-за невнимательности, невзлюбил сотрудника, ужасная непогода, не заяц, не успел на поезд. (Слайд 2)
– Какой опознавательный признак объединяет написания?
– Сколько видов орфограмм встретилось в диктанте?
– Обозначьте условия слитного и раздельного написания не.
– Есть ли одинаковое условие для существительных и глаголов? (Без не не употребляются: недоумевал, невзлюбил, невежда.)
| Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.
| Познаватель-ные: выполняяют учебнопоз-навательные действия в материализо-ванной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получе-ния необходи-мой для реше-ния проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения.
| IV Выявление проблемы
| Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)
– Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания.
– Проверьте себя по учебнику (§ 31).
– Составьте план урока, ориентируясь на изученные правила правописания не с существительными и глаголами.
| Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы
| Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков
| V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
| 1. Наблюдение по учебнику либо с помощью презентации .
1. Упр. 431 – выявление условий написания прилагательных с не с опорой на известное правило правописания не с именами существительными.
Учащиеся выявляют два условия слитного написания: 1) неупотребление прилагательного без не (неотложное, неожиданное); 2) замена близким по значению словом (недавний – предшествовавший, близкий по времени); одно условие раздельного – противопоставление с союзом а (не лёгкий, а серьёзный).
Назвать условие раздельного написания не породисты, не дорогой
учащиеся затрудняются.
Ответы на вопросы после упражнения.
После наблюдения делается самостоятельный вывод о написании не с прилагательными. 2. Упр. 432 – чтение текста правила в рамке, сравнение с собственными наблюдениями и выводами, выявление нового условия написания.
– Что нового узнали из правила? (О раздельном написании не с прилагательными при наличии пояснительных слов.)
– Сколько условий слитного написания не с прилагательными?
Сколько условий раздельного написания?
– Какие условия общие для существительных, прилагательных и глаголов?
– Какие условия общие для существительных и прилагательных?
– Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы?
– Проанализируйте графическое обозначение орфограммы.
– Составьте схему (графическую модель)
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника.
Записывают в тетрадь для правил таблицу с написанием НЕ с прилагательными.
| Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему, обобщающую таблицу).
| Физминутка
| Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком.
Всё ногами топаем, всё руками хлопаем,
Надуваем щёчки, скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску
И друг другу даже язычки покажем!
Шире рот откроем, гримасы все состроим.
Как скажу я слово три, все с гримасами замри.
Раз, два, три!
| Выполняют упражнения.
| Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
| VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и
правописных умений.
| Упр. 433 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.
Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Проверка коллективная. (Слайд 3)
– Составьте на основе правила обобщающую таблицу: «Правописание не с существительными и прилагательными»
(Слайд 4)
Упр. 434 – развивается умение подбирать к именам прилагательным синонимы с не (на основе предложенных слов), графически объяснять условия выбора орфограммы-контакта. (Слайд 5)
Выполняется письменно самостоятельно.
Взаимопроверка.
Выполняется устно.
Упр. 437 – развивается умение конструировать на основе
образца прилагательные с не, которые пишутся слитно и раздельно,
графически обозначать условия слитного и раздельного написания.
Упражнения можно выполнять параллельно по группам: например, 4 группы, по три примера для каждой группы.
Самопроверка в группе.
| Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.
| VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
| – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с прилагательными.
(Слайды 6 и 7)
– Какие универсальные умения развивали на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
| Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
| VIII. Домашнее задание.
| 1. уметь рассказать правило по схеме.
2. Упр. 436.
|
|
| |