Слитное, дефисное, раздельное написание слов





Скачать 114.68 Kb.
НазваниеСлитное, дефисное, раздельное написание слов
Дата публикации20.12.2014
Размер114.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Занятие 1. . Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Повторяем теорию:

1. Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТО­БЫ, ЗАТО и др., НАРЕЧИЙ ПОТОМУ, ПОЭТОМУ и др. в отличие от сочетаний ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ и др.

Слитно

(можно заменить

синонимами той же части речи)

Раздельно

(можно разделить на компоненты: один из них убрать или переставить

в другое место, вставить между

ними слово)

Сестра учится в колледже.

Мои друг ТОЖЕ учится в колледже (— и мой друг учится в колледже).

Брат ТАКЖЕ учится здесь

(= и брат учится здесь)

Задали ТО ЖЕ, что и вчера (=■■ задали то, что и вчера; то же самое);

Он учится ТАК ЖЕ хорошо, как сестра (= он учится так хорошо, как сестра)

ЧТОБЫ знать, надо учить (= для того чтобы знать, надо учить);

Хочу, ЧТОБЫ ты знал

ЧТО БЫ я мог сделать? (= Что я мог бы сделать?

Или: Что я мог сделать?)

Комната небольшая, ЗАТО уютная (= комната неболь­шая, но уютная)

Берись ЗА ТО, с чем спра­вишься (= берись за такое дело, с которым справишься)

Слитно

(можно заменить

синонимами той же части речи)

Раздельно

(можно разделить на компоненты: один из них убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово)

Работа шла успешно, ПРИ ТОМ (ПРИЧЁМ) быстро ( успешно и быстро)

ПРИ ТОМ директоре дела шли плохо (= предыдущем, старом);

ПРИ ЧЁМ здесь мо­роз? Мороз НИ ПРИ ЧЁМ

Забыл включить будильник, ПОЭТОМУ {ПОТОМУ, ОТ­ТОГО, ПОЧЕМУ, ОТЧЕГО) опоздал на работу;
ЗАЧЕМ она приходила?

Скучаю ПО ЭТОМУ городу (по городу; по родному горо­ду);
ЗА ЧЕМ (за солью, хлебом, деньгами) она приходила?




2.Слитное и раздельное написание производных пред­логов

Слитно: вследствие, наподобие, вроде, ввиду, насчёт, посередине, сверх, вместо, навстречу, наперекор, не­смотря на, невзирая на, наряду с, вслед за.

Раздельно: в течение, в продолжение, в отличие от, в виде, за счёт, на протяжении, в силу, в меру, по мере, в заключение, во избежание, во изменение, во исполне­ние, в связи с.

Отличайте предлоги от самостоятельных частей речи: поговорить насчёт (= о) поездки, но: перевести на счёт (сущ.) предприятия; отсутствовать ввиду (= из-за) бо­лезни, но: иметь в виду (сущ.); несмотря на усталость, но: не смотря (дееприч.) в глаза; в течение года, но: пово­рот в течении (сущ.)реки.

3.Слитное и раздельное написание наречий

Слитно пишутся наречия, образованные:

  • от наречий: навсегда, послезавтра-,

  • от собирательных числительных (с приставками в-, на-): вдвое, надвое (но: по двое);

  • от кратких прилагательных: попусту, сгоряча;

  • от полных прилагательных: вручную, зачастую (но: в открытую), от прилагательных, перешедших в разряд существительных, с предлогом на: идти на мировую, на боковую, на попятную;

  • от местоимений: вничью, поэтому, вовсю;

  • от существительных:

  • если эти существительные не употребляются в со­временном русском языке: наземь, поодаль;

  • если между ними нельзя вставить определение без искажения смысла: начистоту, поистине, поодиночке (ср.: на скаку — на всём скаку)-,

  • если наречия имеют пространственное или времен­ное значение: вверх, вниз, наверх, вглубь, вначале, снача­ла, навек. Отличайте наречия от существительных с пред­логом: смотреть вдаль (наречие), жил вдали (наречие) от берега, но: в даль (сущ.) моря, в даль (сущ.) туман­ную.

Раздельное написание наречий, образованных от су­ществительных:

  • при стыке согласной и гласной: в обтяжку, в одиноч­ку, в отместку, в охапку, в упор, под уздцы, под утро-,

  • во мн. ч.: в сердцах, в потёмках, за глаза, на радос­тях (но: наречия пишутся слитно, если существительные не употребляются в современном языке: вдребезги, взай­мы, впопыхах, впотьмах, второпях, наперегонки, спро­сонок), если существительные сохранили различные (хо­тя бы две) падежные формы: на корточки, на корточках, на четвереньки, на четвереньках, под мышками, под мышки, на поруки, на поруках-,

  • сочетающихся с предлогом без: без ведома, без обиня­ков, без промаха, без разбору, без умолку;

  • сочетающихся с предлогом в (во): в насмешку, в ногу, в противовес, в рассрочку, в розницу, в ряд, в складчину, в срок, в старину, в тупик, в целом, в шутку, во всеору­жии, во всеуслышание (но: вбок, вброд, вволю, вконец, вплавь, вполовину, впоследствии, вправе, впрок, впро­сак, вразрядку, вслух, всмятку, воистину, воочию). Ср.: страдал втайне {тайно) — держал открытие в тайне (сущ.); произносить слова врастяжку (растянуто) — отдать туфли в растяжку (сущ.);

  • сочетающихся с предлогом на: на глаз, на износ, на ощупь, на память, на славу, на смех, на совесть (но: чаизнанку, наизусть, наискосок, наоборот, наобум, на­ на­отрез, наугад, наудачу, наутёк, наутро, наяву, навы пуск, назло, назубок, налицо, наперебой, наперевес, напо­каз, наполовину, напоследок, напрокат, нарасхват

и др.);

  • сочетающихся с предлогом с (со): с горя, с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу, со временем, со зла, со стра­ха (но: сбоку, сплеча, спозаранку, сразу)-,

  • сочетающихся с предлогами до, за, под: до востребо­вания, до зарезу, до отказа, до полуночи, до упаду (но: дотла); за границей, за рубежом,, за полночь (но: замуж, замужем); под вечер, под конец, под силу, под шумок (но: подряд, подчас).




    1. Дефисное и раздельное написание слов с повторяю­щимися корнями

Слова с повторяющимися корнями имеют разное написание:

  • два или три повторяющихся компонента: чуть-чуть, волей-неволей, крест-накрест, мало-помалу, один-един­ственный, ха-ха-ха;

  • сочетание двух компонентов особой структуры (им. п. +- тв. п.): честь честью, чудак чудаком;

  • два повторяющихся компонента + неповторяющиеся: бок о бок, с глазу на глаз, точка в точку; исключения: точь-в-точь, тет-а-тет.




  1. Дефисное написание приставок, суффиксов, слу­жебных частей речи

  • Кое-кто (но: кое у кого); во-первых, в-третьих (но: в третьих рядах); по-новому, по-моему (но: по новому пути, по моему мнению), по-русски.

  • Иноязычные: экс- (в значении «бывший»), вице-, обер-, унтер-, лейб-, штаб-, штабе-, контр- в слове контр-адмирал (ср.: контратака).

  • Что-то, кто-либо, куда-нибудь; из-за угла, из-под стола, по-за лесом, по-над речкой, возьми-ка, это де не­важно, да-с, примите-с, всё-таки (но: всё равно).

  • Частица -таки после глаголов, наречий и частиц: Ус­пел-таки на поезд! Опять-таки опоздал! Неужели-таки опоздаю? (В остальных случаях раздельно: Он таки ус­пел на поезд; Мысль таки верная).



В каком предложении оба выделенных сло­ва пишутся слитно (раздельно)?
Что делаем?

  1. Читаем предложения, вдумываемся в их смысл.

  2. Определяем часть речи выделенного слова.

  3. Помним, что частицы бы, же можно убрать из предложения.

  4. Применяем нужное правило.

  5. Выбираем правильный ответ.

Рассуждаем вместе:

В каком предложении оба выделенных слова пишут­ся слитно?

1)(ПО)ЭТОМУ пути давно никто не ходил, (ОТ)ТОГО зимовья до нашего села.

2)Мы идём в школу, (ПРИ)ТОМ ТАК(ЖЕ) охотно, как он.

3)ЧТО(БЫ) не случилось беды, будь спокоен и внима­телен, ЧТО(БЫ) ни случилось.

4)Пришла зима холодная, (ЗА)ТО не очень долгая, (ЗА)ТЕМ весна пришла.

5)По (какому?) этому пути, от (какого?) того зимовья — местоимения с предлогами пишутся раз­дельно.

6)Притом (= причём) — союз, пишется слитно; но во втором случае написание раздельное: охотно (к а к? в какой степен и?) — так же, союзом тоже заме­нить нельзя.

7)Чтобы (= для того чтобы) — целевой подчинитель­ный союз, пишется слитно; но во втором случае написание раздельное: что ни случилось бы.

8)Зато (= но) — союз; затем (= потом) — наречие; оба слова пишутся слитно.
Правильный ответ — 4.

Рассуждаем самостоятельно:

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)(С)НАРУЖИ Раскольников походил на терпящего сильную физическую боль человека: брови его были сдви­нуты, губы сжаты, взгляд КАК(БУДТО) воспалённый.

        1. Вечная тема поэзии — любовь — в стихах Тютчева, ТАК(ЖЕ), как и Фета, нашла своё новое оригинальное преломление и зазвучала несколько (ПО)НОВОМУ.

        2. Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Со­фьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

        3. И(ТАК), лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви без сожаления.



          1. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

            1. (В)СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов же­леза марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ)ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал.

            2. Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (ВЛЕЧЕ­НИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы.

            3. ПРИ(ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК)БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу!

            4. Известны варианты картины Рембрандта «Возвра­щение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитаж­ной картиной.



          1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

            1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

            2. В ТО(ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существо­вание длительных волнообразных движений земной по­верхности.

            3. Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здеш­нем мире.

            4. (В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег — (НА)УТ- РО пришлось расчищать сугробы во дворе.




          1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

            1. ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много уси­лий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит.

            2. Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

            3. ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как и вче­ра, я накопал свежих червей.

            4. Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.




          1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

            1. Была грустная августовская ночь — грустная (ПО)ТОМУ, что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

            2. (ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета мы ощущали её нежнейший аромат.

            3. Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические яв­ления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

            4. (ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

              1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

                1. Тогда (В)МЕСТО обстрела после атаки начинался ТОТ(ЖЕ) жуткий вой сирен, который так пугал тыловых работников.

                2. У инженера Сергеева ТО(ЖЕ) огромный опыт рабо­ты, ПРИ(ЧЁМ) в области новых электронных технологий.

                3. ЧТО(БЫ) тебе подарить ещё, ЧТО(БЫ) мы смогли простить друг друга?

                4. ЗА(ТО) мне удалось спросить старика, и он ТАК- (ЖЕ), как и все, отказался помочь.



              1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Иван наш ТО(ЖЕ) делал вроде ТО(ЖЕ), да вышло всё же непохоже.

  1. ОТ(ТОГО) дома надо пойти (В)ПРАВО.

  2. (ПРИ)ТОМ медицинском центре есть аптека, (ПРИН­ТОМ хорошая.

  3. Пётр сделал ТО(ЖЕ) самое и точно ТАК(ЖЕ).



    1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

      1. Рыжики можно собирать как осенью, так и (ВЛЕ­ЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

      2. (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

      3. Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (ВЩОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

      4. Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владе­ют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.



    1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

      1. Не для ТОГО(ЖЕ) пахал он и сеял, ЧТО(БЫ) нас ветер осенний развеял?

      2. (В)СВЯЗИ с изменением расписания и (В)ВИДУ нелётной погоды поездку пришлось отменить.

      3. И собаки ТО(ЖЕ) притихли, ОТ(ТОГО) что их боль­ше не тревожили.

      4. ЧТО(БЫ) ни говорили, а я (В)ТЕЧЕНИЕ месяца сдам все экзамены.



    1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

      1. Спустившись опять в ТУ(ЖЕ) долину, туман растя­нулся В(ВИДЕ) скатерти.

      2. Крыгин ТО(ЖЕ) является специалистом в этой об­ласти, ПРИ(ТОМ) известным.

      3. ЧТО(БЫ) ещё прочитать, ЧТО(БЫ) составить инте­ресный доклад?

      4. Нам пришлось возвращаться на ТО(ЖЕ) место стоянки и расставлять палатки ТАК(ЖЕ), как и вчера.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconСписок слов по теме «слитное, раздельное, дефисное написание слов»...
...
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУрок русского языка. 6 Класс. Тема урока : Слитное и раздельное написание не с существительными
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Слитное и раздельное написание не с существительными». Давайте...
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУроке по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»
Морфология. Ты окажешься на островах Наречия, где должен будешь самостоятельно с помощью карты пройти трудный и опасный путь. С собой...
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУрок русского языка в 7 классе, 1 час Тема: «Различие частицы не и приставки не»
Цель: систематизировать знания учеников о частице не и приставке не, развивать орфографические и пунктуационные навыки, учиться различать...
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconТест «Причастие. Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconЗакрепление и углубление изученного в 5 классе
Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconТематическое планирование уроков по русскому языку в 6 а классе
Слитное и раздельное написание не с существительными, глаголами и прилагательными. § 8
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconТема: Слитное и раздельное написание производных предлогов. Различение...
Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написа­ния производных предлогов; научить отличать производные пред­логи от...
Слитное, дефисное, раздельное написание слов icon«Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Образовательное учреждение моу белогорьевская сош подгоренского муниципального района Воронежской области
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУрок 15. Тема: Слитное и раздельное написание
М/п: пользоваться различными приёмами аудирования, видами чтения (ознакомительным, изучающим); излагать в устной
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconТема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Автор: Хуснутдинова И. М., Смирнова С. А. учителя русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУрок в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи"
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУрок русского языка в 7 классе Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Восстановите алгоритм рассуждения о слитном и раздельном написании не с причастиями
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconУрока 1 I. Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»
Уроки 86 87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Слитное, дефисное, раздельное написание слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск