Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение





Скачать 75.64 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Дата публикации10.08.2013
Размер75.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5 классе

Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.

Цель:

1) ознакомить учащихся с разделом науки о русском языке – лексикой;

2) дать понятие о лексическом значении слова;

3) дать понятие о толковом словаре и научить им пользоваться;

4) способствовать привитию учащимся любви к русскому языку.

Оборудование: плакаты, рисунки, схемы, грамзапись, толковые словари.

Ход урока

Эпиграф урока:

1) Слово не стрела, да острее стрелы.

2) Ветер горы разрушает- слово народы поднимает. (Пословицы).

I. Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разделом науки о русском языке- лексикой, а также лексическим значением слова. Нас ждет встреча с толковым словарем, мы научимся пользоваться им. И все это поможет нам ещё сильнее полюбить русский язык и познать его тайны. А в гостях у нас сегодня дед Всевед. Он всё знает и обо всём ведает, поэтому его и назвали Всевед. Он продолжит знакомить нас с удивительной страной «Русский язык».

- А для чего мы должны знать русский язык?

Ответы учащихся.

- Правильно, ребята. Давайте послушаем стихотворение И.Гришашвили «Язык ты русский изучи, друг милый мой…», автор которого тоже говорит о необходимости знания русского языка.

Сегодня на уроке нас ждет встреча с княжеством Лексика, в котором живут слова. Это княжество удивительно богато. Его богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В его кладовых хранятся слова- все слова русского языка- от самых-самых древних до только что родившихся.Там по крупицам собиралась вся мудрость русского народа. Так вот, жители, населяющие это княжество, бережно хранят все богатство нашего языка и с удовольствием разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек так же бережно и аккуратно обращается со словом.

Почему же надо обращаться с ним бережно? На этот вопрос ответил известный русский писатель В.Г.Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает другим людям». Со словами действительно надо обращаться бережно.

Впереди нас ждут удивительные открытия. Путешествуя по княжеству, мы еще раз убедимся в достоверности слов Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи». Чтобы попасть в это удивительное княжество, мы должны показать себя знающими путешественниками.

- Запись в тетрадях даты, темы и эпиграфа урока.
II. Сообщение учителя о лексике.

Итак, мы приступаем к изучению раздела «Лексика», который изучает мир слов ( лексис по-гречески означает слово).

Слова.

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

(А.Шибаев)

Все предметы, которые нас окружают имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много русских слов.

Все слова какого-либо языка образуют его словарный состав, или лексику. Так, русские слова составляют лексику русского языка, башкирские слова- лексику башкирского языка и т.д. Сколько-же все-таки слов в нашем языке? (например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка»- более 120 000 слов.) На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи. Очень много слов знают, например, выдающиеся писатели. В произведениях А.С.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов.

Слова в нашем языковом государстве удивительно многолики. И в каждом уже знакомом нам княжестве рассматривается какое-то особое «лицо» слова. Во владениях фонетики вы изучали звуковой состав. Это наружная оболочка слова. «А что же прячется в этой оболочке?- спросите вы.- Наверное, значение слова?»

Конечно. Его внутренний смысл. Но значение слова тоже имеет как бы две грани. Например, есть птица голубь и слово голубь, называющее эту птицу. Оно имеет лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение- птица с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом, а грамматическое- имя существительное единственного числа, мужского рода. А у глагола- это время, лицо и число.

Итак, во владениях Лексики мы изучаем лексические значения слов.

Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.

Есть волшебная страна, Как писать какое слово,

Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,

Та, которая словами, Как с другими сочетать…

Что людьми населена. Уважаем государь

Правит ими государь По прозванию Словарь.

По прозванию Словарь Даже Пушкин,

И относится он к ним, Я об этом достоверно

Словно к подданным своим. говорю,

Утверждать ему не ново, Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

(Я.Козловский)

- Ребята, у вас на партах лежат толковые словари. Словари- это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

Работа со словарной статьей. На доске таблица со словарной статьёй, её основными частями:

  1. заголовочное слово;

  2. грамматические пометы;

  3. толкование лексического значения;

  4. пример употребления слова в речи.

Аллея, -и, ж. Дорога с рядами деревьев по обеим её сторонам. Липовая аллея.

Багровый - слово разбирается по учебнику стр.132

Итак, ребята, мы вплотную подошли к воротам княжества Лексика. Однако дед Всевед не позволит нам открыть ворота, пока мы не покажем ему как мы умеем применять только, что полученные знания. Для того чтобы открыть ворота в княжество Лексика, мы должны выполнить задания, которые помогут нам закрепить только что полученные знания. Право открыть ворота и узнать, что там находится предоставится ученику, который лучше всех будет выполнять задания. Работа на уроке будет оцениваться с помощью жетонов. Итак, в путь!

1. Прочитайте и сравните высказывания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании?

- Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Они поражают людей простотой и величием. Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова. Береза, Солнце, Счастье, Весна, Радость, Молодость, Космос, Луноход, Космодром.., удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Лексике так хочется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова героические, справедливые, весенние, приносящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. (Из журнала «Русская речь».)
По слогам твердим, едва осиля Зачерпнул- и доверху ведёрко.

Вяжущую губы немоту: Русской речи речка глубока.

Мама, небо, хлеб, роса, Россия- Топчется в кругу скороговорка,

Камушком катается во рту. Кулаками подперев бока.

……………………………………………………………

Всю-то жизнь спешим, куда- незнамо.

Сколько лет минуло, сколько зим.

Облака, земля, береза, мама-

Не наговоримся говорим.

(А.Кафанов.)

2. Упр. 310

3. Задание. На доске развешаны рисунки с изображенными на них предметами интерьера. Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждое слово что-либо обозначает, т.е. имеет лексическое значение. Учащиеся должны назвать лексические значения слов, с помощью которых названы предметы изображенные на рисунке.

4. Игра «Кто лучше». Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену. «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата».

5. Упр.312

6. Выводы по уроку:

  1. Что такое лексика? (Это словарный состав какого-нибудь языка)

  2. Что такое лексическое значение слова?

  3. Где мы можем найти лексическое значение слова?

  4. Объясните пословицы взятые эпиграфом к уроку.

III. Итак, мы справились с заданиями. Ворота откроет_________. Ученик зачитывает послание Деда Всеведа.

Ребята! Вот и продолжилось ваше путешествие по стране «Русский язык». Переходя из одного княжества в другое, вы будете выполнять упражнения, отгадывать кроссворды и чайнворды, отвечать на вопросы, знакомиться с занимательными историями из жизни русского слова. И мне, вашему спутнику, помощнику, деду Всеведу, хочется верить, что вы поймете, как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык- это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.

Желаю вам успехов!

Искренне ваш Дед Всевед.

Выставление оценок.

Домашнее задание: упр.315

1. Прочитайте и сравните высказывания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании?

- Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Они поражают людей простотой и величием. Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова. Береза, Солнце, Счастье, Весна, Радость, Молодость, Космос, Луноход, Космодром.., удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Лексике так хочется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова героические, справедливые, весенние, приносящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. (Из журнала «Русская речь».)
2. По слогам твердим, едва осиля Зачерпнул- и доверху ведёрко.

Вяжущую губы немоту: Русской речи речка глубока.

Мама, небо, хлеб, роса, Россия- Топчется в кругу скороговорка,

Камушком катается во рту. Кулаками подперев бока.

………………………………………………………………

Всю-то жизнь спешим, куда- незнамо.

Сколько лет минуло, сколько зим.

Облака, земля, береза, мама-

Не наговоримся говорим.

(А.Кафанов.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Дать понятие о том, что такое лексическое значение слова; учить определять лексическое значение слов
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка 6 класс тема: Различие на письме суффиксов прилагательных к и ск
Повторение на уроке: предложение, лексическое значение слова, способы образования прилагательных, разряды прилагательных, употребление...
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и его значение»
Ребята, мы закончили изучать раздел русского языка, который изучает звуки и буквы. Кто скажет, как он называется?
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок по русскому языку тема: «Словарное богатство русского языка»
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема...
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «О языке глокой куздры и частях речи»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconСлово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова
...
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconСлово и его лексическое значение (5 часов)
Авторы разработки: И. А. Бордачева, Т. А. Прыгова, Н. П. Ярковая учителя начальных классов гбоу гимназии №399 Красносельского района...
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка 2 класса, блок русского языка «Как устроен наш язык»
Знакомит обучающихся с теоретическими знаниями (понятие «синонимы»). Урок построен на полученных знаниях тем «Значение слова», «Текст»,...
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка «Урок путешествие»
Обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике, графике, лексике, морфологии
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск