Этапы урока
| Содержание урока
| Примечание
|
1.Орг. момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
| - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- Я надеюсь, что во время урока хорошее настроение сохранится, а грустное – улучшится.
| Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
|
2.Минутка чистописания
Цель: отработать каллиграфические навыки
| Жж
уж, жи
| Слайд№2
|
3.Словарная работа
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
| Запишите слово:
- последний звук в слове багаж (ш)
- согласный глухой звук в слове комар (к)
- безударную гласную в слове осина (о)
- мягкий согласный звук в слове лес (л)
- безударную гласную в слове комната (а)
- Какое слово получилось?
- Объясните значение слова школа.
- Сравните с тем, как даёт объяснение словарь.
(работа со словарём, ответы учащихся)
- Записать в тетрадях все слова-ассоциации, связанные со словом «школа» индивидуально (кластер).
- Обсудить записанное в группах и дополнить записи другой пастой.
| Работа со словарем.
Составление общего кластера на доске с комментированием орфограмм и значения отдельных слов. Слайд №3
|
4.Актуализация знаний
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД
| - Внимательно послушайте произведение Л. Петрушевской и попробуйте понять, о чем в нем говорится.
- Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
| Чтение предложений из сказки Л. Петрушевской “Пуськи бятые”
Слайд №4
|
5. Создание проблемной ситуации
| - Ребята, вам понятно, о чем говорится в предложениях?
- Почему вы не понимаете смысл?
- Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определять части речи, а
вот смысл от нас скрыт.
|
|
6. Сообщение темы и цели урока
Цель: развитие регулятивных УУД
| Сегодня на уроке мы узнаем, что такое лексическое значение слова. Попробуем сформулировать цель урока.
Мы научимся…
Мы получим возможность научиться…
| Слайд №5
|
7. Работа по теме урока.
| А что такое лексическое значение? /Это то, что обозначает слово/
- В каком разделе мы изучаем лексическое значение слова? /Лексика/
-Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее.
Задание для групп.
1.Найти в Интернете (по готовым ссылкам) лексическое значение слов.
2. Найти в толковом словаре значение этих же слов.
«Знатоки»: коса, лассо, просо.
«Умницы»: калипсо, замок, борщ.
Вывод: одно и то же слово может иметь несколько значений. Бывают многозначные и однозначные слова.
| Слайд 6 1.http://dic.academic.ru/
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EA%F1%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%E7%ED%E0%F7%E5%ED%E8%E5
Слайд №7
Слайд №8
|
8.Физкультминутка
Цель: снятие усталости и напряжения
| Пришло время немного отдохнуть.
| http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizkultminutka_pro_sledy/319-1-0-5862 Приложение №1
|
9. Закрепление изученного материала.
Цель: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала обучающимися, коррекция.
| - Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю принять участие в проекте.
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Сделать отчёт.
Задание:
Объясните значение слова.
Найдите слово в толковом словаре или в Интернете.
Многозначное это слово или нет?
Докажите правильность своего ответа.
Составьте предложения, употребив различные значения слова.
Какие слова называются многозначными?
Докажите правильность своего ответа.
Подготовьте отчёт о работе по плану.
Вывод: слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными.
| 1.http://dic.academic.ru/
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EA%F1%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%E7%ED%E0%F7%E5%ED%E8%E5
Приложение №2
Слайд № 9
Слайд №10
Слайд №11
|
10.Диагностика качества усвоения темы. Цель: выявление уровня усвоения обучающимися нового материала.
| Электронное задание (тест) «Определите значение слова».
После выполнения задания учащиеся производят самооценку выполнения электронного задания.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172adca0-9318-4774-9cd1-174584504e13/index_listing.html
Приложение №3
Слайд №12
|
11. Рефлексия.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности и деятельности всего класса.
| -Оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат магниты. Прикрепите свой магнит к той ступеньке, на которой оказались вы, по окончанию этого урока. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
| Слайд №13
|
12. Домашнее задание.
| с 41. Упр.66.
-При выполнении упражнения, вы можете использовать толковый словарь или Интернет.
|
|
V. Итог урока
| -Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!
| Слайд №14
|