Скачать 214.88 Kb.
|
МОУ «Самофаловская средняя общеобразовательная школа» Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Разработала и провела: учитель русского языка и литературы Науменко Людмила Ивановна 2012- 2013 учебный год Урок русского языка в 11 классе « Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа/ Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации по данной теме средствами ИКТ технологий. Образовательные: *обобщение и систематизация знаний учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторение основных правил произношения гласных и согласных звуков, норм ударения в современном русском языке. Развивающие: -развитие умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал. -совершенствование умений находить в слове основные звуковые процессы , выполнять фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствование навыков работы с различными видами словарей и умений извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации. Воспитывающие: -воспитание в детях чувства любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи. Планируемые результаты: *личностные: -учащиеся осознают смыслоразличительную роль звука и ударения в русском языке, понимают важность правильной грамотной устной и письменной речи в жизни человека. *метапредметные: -учащиеся совершенствуют умения работать с разными источниками информации: текстами учебника, словарями, ресурсами Интернета. - учащиеся умеют извлекать необходимую учебную информацию из различных ЭОРов, применять ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы. *предметные: - учащиеся видят в слове основные звуковые процессы , умеют производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка. Оборудование и учебные пособия к уроку:
Формы организации учебной деятельности:
Методическое обеспечение: - просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, -оценочные листы, -распечатанные задания для каждого ученика. ЭПИГРАФ К УРОКУ: …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Бестужев- Марлинский.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ. Задание 5. Тестирование в формате заданий ЕГЭ. 1.В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает? 1)вьюжная, деревня 2) купаешься, июньский 3) статуя, помощник 4) грамматика, чтобы 2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв? 1) бурьян, только 2) ночью, юг 3)дождь, явиться 4) поющая, яростная 3.В словах какого ряда букв больше, чем звуков? 1) перебежчик, живешь 2) купаться, июльский 3) местность, юбиляр 4)разъяриться, грустная 4.В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь 5. В каком слове произносится гласный звук А ? 1) хоккей 2) рябит 3) часы 4) язык 6.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли? 1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра – искры 4) клубы – клубы 7. В каком слове ударение падает на третий слог ? 1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик 8. В словах какого ряда ударение падает на первый слог? 1)цемент, брала, эксперт 2) дефис, оптовый, созыв 3) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит 9. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный? 1)тембр 2) морфема 3) шинель 4) крем 10. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный? 1) ателье 2) кофе 3) коттедж 4) свитер 11.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные? 1) макраме, шоссе, теннис 2) модернизация, шинель, кашне 3) кафе, кофе, гротеск 4) интеграция, дефис, деликатесы 12. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн ? 1) дачный, скворечник 2) яичница, вечный 3) конечно, съемочный 4) скучный, конечно Задание 4. Работа в группах: 1 группа ( низкий уровень подготовки): Учащиеся получают карточку с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на тему « А у нас сегодня гости!»: Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый сок, пиццерия, арахис, ирис ,торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, арахис, кедровые орешки, камбала, долма. Один из вариантов ответа: Мои родители в рождественские дни пригласили в гости своих школьных друзей. Вся семья занята подготовкой к встрече гостей. Мне поручено сходить в кулинарию, чтобы купить торты. Отец на рынке по просьбе мамы купил щавель, языковую колбасу для бутербродов, камбалу и арахис. А мама уже успела приготовить тефтели, салат из вареной свеклы с кедровыми орешками, армянскую долму. Гостей потчевали также пирожками с творогом, сливовым и грушевым соком. Угощение получилось на славу! Задание 4. Работа в группах 2 группа (средний уровень подготовки ): Конкурс дикторов центрального телевидения. Учащиеся получают готовый текст. Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова : В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президент. Намерение правительства углубить социальные реформы , начатые несколько лет назад ,конечно , оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2010 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала. (Учащиеся проверяют правильность выполнения работы, прослушивая магнитофонную звукозапись, и выставляют себе оценку в лист самооценки по данным критериям) Задание 3. Работа в парах. Задание: используя при затруднениях толковый и орфоэпический словари, подберите к данным словам омографы, составьте со словами словосочетания, учитывая лексическое значение слов: Атлас, броня, ледник, броня, замок, пасти ,характерный. Задание 2. Самостоятельная словарно – орфоэпическая работа. 2 группа: В полученной карточке расставить в словах ударение. Указать, какие звуки обозначают выделенные буквы. (Учащиеся работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник « Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическими словарями) Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен. Задание 2. Самостоятельная словарно – орфоэпическая работа 1 группа: В полученной карточке расставить в словах ударение. Указать, какие звуки обозначают выделенные буквы. (Учащиеся работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник « Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическими словарями) Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчить, цыган, включит. ( Выполнив задание самостоятельно, ребята обмениваются карточками в паре, ведут проверку и выставляют оценки в индивидуальной карточке оценки знаний). После этого коллективно обсуждаются типичные ошибки. Задание 1. Работа по карточкам в парах и в группах. * пары 1 группы (низкий уровень подготовки) : -Составить фонетическую транскрипцию данных слов: осадки, равноправие, в течение. ( Учащиеся проверяют друг у друга выполненные задания, выставляют оценки за работу в индивидуальной карточке оценки знаний). После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки. Задание 1. Работа по карточкам в парах пары 2 группы (средний уровень подготовки): - Выполнить фонетический разбор данных слов: Орфоэпия, русский. ( Учащиеся проверяют друг у друга выполненные задания, выставляют оценки за работу в индивидуальной карточке оценки знаний). После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. ФАМИЛИЯ ------------------------------------------------ 1группа/ 2 группа
|
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | ||
Урок русского языка во 2 классе «Состав слова» Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О.... | Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы |