Урок русского языка в 11 классе





Скачать 214.88 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе
Дата публикации22.08.2014
Размер214.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Самофаловская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 11 классе

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка.

Разработала и провела:

учитель русского языка и литературы

Науменко Людмила Ивановна

2012- 2013 учебный год

Урок русского языка в 11 классе « Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа/

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации по данной теме средствами ИКТ технологий.

Образовательные:

*обобщение и систематизация знаний учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторение основных правил произношения гласных и согласных звуков, норм ударения в современном русском языке.

Развивающие:

-развитие умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал.

-совершенствование умений находить в слове основные звуковые процессы , выполнять фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствование навыков работы с различными видами словарей и умений извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации.

Воспитывающие:

-воспитание в детях чувства любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Планируемые результаты:

*личностные:

-учащиеся осознают смыслоразличительную роль звука и ударения в русском языке, понимают важность правильной грамотной устной и письменной речи в жизни человека.

*метапредметные:

-учащиеся совершенствуют умения работать с разными источниками информации: текстами учебника, словарями, ресурсами Интернета.

- учащиеся умеют извлекать необходимую учебную информацию из различных ЭОРов, применять ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.

*предметные:

- учащиеся видят в слове основные звуковые процессы , умеют производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.

Оборудование и учебные пособия к уроку:

  • Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка».

  • Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

  • Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013.

  • У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке», индивидуальный лист самооценки знаний

  • Орфоэпические и толковые словари.

  • Магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов.

  • Мультимедийная презентация, ЭОР.

Формы организации учебной деятельности:

  • -парная

  • -индивидуальная.

  • -групповая

  • -фронтальная

Методическое обеспечение:

- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

-оценочные листы,

-распечатанные задания для каждого ученика.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…

Бестужев- Марлинский.



Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

УУД

1.Организационно – мотивационный
Совместное определение темы урока .

2. Исходная мотивация урока:

актуализация прежних знаний,

повторение теоретического материала и проверка домашнего задания.

3.Операционно-познавательный

этап урока

(обобщение знаний, осмысление полученных знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия»)

Самостоятельный выбор уровня заданий цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Работа по культуре речи.
Отработка орфоэпических норм современного русского языка с элементами развития устной речи учащихся


4. Рефлексивно- оценочный этап урока.
А)Контроль знаний учащихся в формате ЕГЭ.Тестирование .

Б)Итоги урока

В). Рефлексия: Что нового узнали? чему научились?

В чем испытывали трудности?

8. Домашнее задание


Коллективная

Коллективная

фронтальная работа с таблицами

Слайды 6,7,8

Слайды 9,10

(анализ примеров)
Работа по карточкам в парах и группах

Анализ слайдов 11-15
Задание 1.

Пары 1 группы

(низкий уровень подготовки)
Пары 2 группы

(средний уровень подготовки)

Задание 2.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом по группам и в парах

Слайд 16

Работа с различными видами словарей

(орфоэпический,

этимологический,

толковый)

Занимательный материал.

Задание 3.Работа в парах

Слайд 17


Задание 4.Работа в группах.

Слайд 18

Самоконтроль с помощью прослушивания звукозаписи текста. Самооценка работы .

Задание 5.

Индивидуальное контрольное тестирование.


Индивидуальное задание с использованием дополнительных источников информации.

Слайд 19-20

Самостоятельный выбор уровня домашнего задания
Дифференцированные задания различного уровня

Слайд 21

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Здравствуйте, ребята.

Опираясь на материал домашнего задания и эпиграф к нашему уроку, попробуйте сформулиро-вать тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, какому разделу лингвистики он будет посвящен? Запишите тему урока .

: Дорк

Учитель: Наш сегодняшний урок по теме «Фонетика» носит повторительно-обобщающий характер.

*Какие цели вы поставите перед собой?
Разноуровневое д/з:

*Низкий уровень (В):

*Подготовить вопросы для фонетической разминки.Слайд 5
*Средний уровень(А):

*подготовить фонетические задачи по типу:

а) измените в словах один звук, чтобы получилось новое слово

б)прочитайте слова в обратном порядке, запишите полученные слова.

*Какая функция звуков речи лежит в основе данных заданий?(смыслоразли-чительная)
Сегодня на уроке вы проверите свои знания по фонетике: хорошо ли вы знаете особенности звуков русского языка, соблюдаете ли орфоэпические нормы современного русского языка, умеете ли пользоваться различными видами словарей и определять звуковой состав слова.
*Записать фонетическую транскрипцию слов :

равноправие,осадки, в течение.
*Выполнить фонетический разбор слов :

русский ,орфоэпия.

Словарно-орфоэпическая работа:

*используя карточку –справочник «Особенности ударения в русском языке» и при затруднении орфоэпический словарь

расставить в данных словах ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы?
а)Взаимопроверка

выполненных заданий.

б)Самооценка своей работы и выставление оценок в лист самооценки по данным критериям.

в)Обсуждение типичных ошибок

Учитель:

*В чем же заключается особенность ударения в русском языке?
*Опираясь на различные виды словарей и на материал учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой стр. № 24-25 , разграничьте понятия омонимы,омофоны. омографы.

*Как превратить слово языковую в сочетании со словом колбасу в явление , происходящее в языке?

(языковая колбаса-языковое явление)

*Как называется эта пара слов? (омографы)

*Подберите к данным словам атлас, броня, пасти,замок,ледник, характерный омографы. Составьте с ними словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

а)Взаимопроверка

выполненных заданий.

б)Самооценка своей работы и выставление оценок в лист самооценки по данным критериям.

в)Обсуждение типичных ошибок

Упражнение «Говорите

правильно по- русски»:

а)1 группа. Низкий уровень подготовки.

Используя данные в карточке ключевые слова составить рассказ на тему «А у нас сегодня гости!», правильно употребив слова с точки зрения ударения.
б)2 группа.Средний уровень подготовки.

Конкурс дикторов центрального телевидения.

*Выразительно прочитайте данный текст,соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы современного русского языка, обращая особое внимание на выделенные слова.

Учитель предлагает

проверить учащимся знания, выполнив предложенный тест.

Учащиеся выполняют предложенные учебные ресурсы.Тест .

Проблемный вопрос.*Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию?

Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения ученых и писателей

Учитель:Вы привели яркие примеры, отвечая на проблемный вопрос. Чтобы овладеть правильным литературным произношением, необходимо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащее слово является основной формой существования языка.
Учитель:

Анализ и оценка проделанной работы.

Учитель выставляет оценки, комментирует их.

Учащиеся оценивают свою деятельность и знания.

*Выскажите свое отношение к уроку.

*Оцените свою активность на уроке в индивидуальном путевом листе.


Учитель дает рекомендации по выполнению д/задания.

Учащиеся выбирают уровень задания, уточняют ход его выполнения.

А) средний уровень:

Русский язык –великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а , может быть, даже в рекламной кампании. Составить текст призыва в публицистическом стиле с призывом изучать фонетику и бережно относиться к языку ( не менее 100 слов) . В рассуждении приведите 2 аргумента.

Б) низкий уровень:

Ответить на вопросы

в учебнике на стр.10-11

упр. 8


Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества: умения работать в группе, в паре).

Познавательные

(совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы, умений находить необходимый учебный материал в различных информационных источниках)

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Регулятивные (знать алгоритм (порядок фонетического разбора слова)

Познавательные (совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).
Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Познавательные

(умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках)
Личностные:

развитие у учащихся чувства любви к красоте, правильности и выразительности русского слова)

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля).  
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).Совершенство-вание навыков работать с материалами ЕГЭ.)


Коммуникативные (составление устного связного монологического высказывания публицистического стиля.).


Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи учащихся).  

Регулятивные (осмысленное действие).

Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, гармоничное развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию).
Коммуникативные (составление письменного связного монологического высказывания публицистического стиля.).

Личностные (выражение собственного отношения к проблемам сохранения чистоты и правильности русской речи).
Регулятивные (осмысленное действие).

Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование,

способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).



ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

Задание 5. Тестирование в формате заданий ЕГЭ.

1.В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает?

1)вьюжная, деревня 2) купаешься, июньский

3) статуя, помощник 4) грамматика, чтобы

2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) бурьян, только 2) ночью, юг

3)дождь, явиться 4) поющая, яростная

3.В словах какого ряда букв больше, чем звуков?

1) перебежчик, живешь 2) купаться, июльский

3) местность, юбиляр 4)разъяриться, грустная

4.В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь

5. В каком слове произносится гласный звук А ?

1) хоккей 2) рябит 3) часы 4) язык

6.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра – искры 4) клубы – клубы

7. В каком слове ударение падает на третий слог ?

1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик

8. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1)цемент, брала, эксперт 2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит

9. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1)тембр 2) морфема 3) шинель 4) крем

10. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) ателье 2) кофе 3) коттедж 4) свитер

11.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?

1) макраме, шоссе, теннис 2) модернизация, шинель, кашне

3) кафе, кофе, гротеск 4) интеграция, дефис, деликатесы

12. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн ?

1) дачный, скворечник 2) яичница, вечный

3) конечно, съемочный 4) скучный, конечно

Задание 4. Работа в группах:

1 группа ( низкий уровень подготовки):

Учащиеся получают карточку с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на тему « А у нас сегодня гости!»:

Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый сок, пиццерия, арахис, ирис ,торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, арахис, кедровые орешки, камбала, долма.

Один из вариантов ответа:

Мои родители в рождественские дни пригласили в гости своих школьных друзей. Вся семья занята подготовкой к встрече гостей. Мне поручено сходить в кулинарию, чтобы купить торты. Отец на рынке по просьбе мамы купил щавель, языковую колбасу для бутербродов, камбалу и арахис.

А мама уже успела приготовить тефтели, салат из вареной свеклы с кедровыми орешками, армянскую долму. Гостей потчевали также пирожками с творогом, сливовым и грушевым соком. Угощение получилось на славу!

Задание 4. Работа в группах

2 группа (средний уровень подготовки ):

Конкурс дикторов центрального телевидения. Учащиеся получают готовый текст.

Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова :

В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президент. Намерение правительства углубить социальные реформы , начатые несколько лет назад ,конечно , оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2010 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.

(Учащиеся проверяют правильность выполнения работы, прослушивая магнитофонную звукозапись, и выставляют себе оценку в лист самооценки по данным критериям)

Задание 3. Работа в парах.

Задание: используя при затруднениях толковый и орфоэпический словари, подберите к данным словам омографы, составьте со словами словосочетания, учитывая лексическое значение слов:

Атлас, броня, ледник, броня, замок, пасти ,характерный.

Задание 2. Самостоятельная словарно – орфоэпическая работа.

2 группа:

В полученной карточке расставить в словах ударение. Указать, какие звуки обозначают выделенные буквы.

(Учащиеся работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник « Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическими словарями)

Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен.

Задание 2. Самостоятельная словарно – орфоэпическая работа

1 группа:

В полученной карточке расставить в словах ударение. Указать, какие звуки обозначают выделенные буквы.

(Учащиеся работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник « Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическими словарями)

Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчить, цыган, включит.

( Выполнив задание самостоятельно, ребята обмениваются карточками в паре, ведут проверку и выставляют оценки в индивидуальной карточке оценки знаний). После этого коллективно обсуждаются типичные ошибки.

Задание 1. Работа по карточкам в парах и в группах.

* пары 1 группы (низкий уровень подготовки) :

-Составить фонетическую транскрипцию данных слов: осадки, равноправие, в течение.

( Учащиеся проверяют друг у друга выполненные задания, выставляют оценки за работу в индивидуальной карточке оценки знаний).

После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.

Задание 1. Работа по карточкам в парах

пары 2 группы (средний уровень подготовки):

- Выполнить фонетический разбор данных слов:

Орфоэпия, русский.

( Учащиеся проверяют друг у друга выполненные задания, выставляют оценки за работу в индивидуальной карточке оценки знаний).

После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

ФАМИЛИЯ ------------------------------------------------

1группа/ 2 группа

Номер карточки

Количество ошибок

оценка

1 задание. Фонетический разбор/транскрипция







2 задание. Словарно-

орфоэпическая работа.Индивидуальная работа.








3 задание. Подобрать омографы







4 задание. Говорите правильно по-русски

Тест









5. Тест








6.Моя активность на

уроке







Итоговая оценка







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 11 классе iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 11 классе iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 11 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 11 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель...
Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск