Скачать 89.71 Kb.
|
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие. Цели:
Методическая цель: Знакомство с новым материалом посредством технологии коллективного способа обучения с применением карточек самоуправления,использования заданий,способствующих развитию творческого мышления. 1. Оргмомент. -Я хочу, чтобы наш урок начался с ваших улыбок, потому что он обещает быть очень интересным. Тема урока познакомит вас с новой частью речи, с премудростями русского языка, причем, знания себе вы будете добывать сами. Сегодня вы не просто ученики, а мыслители, поэты, художники. Желаю удачи в познании нового. 2. Анализ тетрадей. Подписывание числа. 3. Эпиграф. "Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь: тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь". Ахан Лэкейн. - Этот эпиграф присутствует в нашем классе уже несколько уроков. - А что для Вас жизнь? Ответ на этот вопрос, я думаю, мы найдем в конце нашего урока. Жизнь - это .... - на магнитную доску на протяжении урока выставляются слова - определения жизни, сформулированные детьми. 4. Постановка целей урока, -Но каковы же главные цели каждого урока русского языка? -закрепить изученные знания, -пополнить новыми знаниями, -закрепить умение применять изученные правила, -правила правописания, -навыки правильного письма. 5.Минутка чистописания. -Каковы цели этого этапа урока? Анализ букв слова труд, зашифрованного в прописных элементах букв. - Эти буквы не натолкнули вас ни на какую мысль, которая поможет ответить на вопрос, ответ на который мы должны найти. -Разве жизнь - это не труд? ........................- труд /выставляется первое понятие/ 6. Зрительный диктант. -А сейчас вы сфотографируете пословицу. "Счастье всегда на стороне отважных". -Не помогла ли вам пословица в дальнейших размышлениях о том, что такое жизнь……- счастье Определите части речи -Какие признаки помогли Вам в определении частей речи? 1 .Вопросы. -Открывается с обратной 2.Что обозначает стороны доски. З.Роль в предложении 4.Связь с другими словами -Есть ли слова, которые остались для вас загадкой и даже не помогли эти критерии? Поставим над ним знак ?, т.к. нет полной уверенности. ? Счастье всегда на стороне отважных. 7. Постановка целей при изучении нового материала. -Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, которую вы постараетесь сами для себя открыть, используя немного другие и эти критерии. -И уверяю вас, эта часть речи поможет нам точно, полно, конкретно разобраться в том, что такое жизнь. 8.3накомство с новым материалом. -Послушайте стихотворение вашей ровесницы, юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли ее внимание? Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово "высоко" произнеси- И представишь сразу неба синь. Ты скажи: "Кругом белым - бело !"- И увидишь зимнее село. С белых крыш свивает белый снег. Не видать под белым снегом рек. Если скажешь слово ты " темно "- Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь "ароматно" ты- Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну а если скажешь ты " красиво "- Пред тобою сразу вся Россия. -Чем наполнено стихотворение?/любовью/ -Разве жизнь-это не любовь?.....-любовь Любовь к Родине, к матери, ко всему живому, \ -И так, какие же слова привлекли внимание девочки? Выставляется на фланелеграф: Высоко ароматно кругом белым-бело темно красиво -Исследуем эти слова, что их объединяет? Мы встречались с ними и раньше и я даже говорила как они называются? /наречия/ Открывается тема урока. -Расскажите, что вы уже знаете об этой части речи. Я знаю!.......................................................... .Я не знаю!................................. 1. Вопросы. 1. Как изменяется? 2. Член предложения - обстоятельство. 2. С какой частью речи связано? -Давайте вначале подтвердим свои знания о наречии. -Найдите наречия в тексте. Докажите. -Разберите по членам предложение. -Все ли наречия являются обстоятельствами? Серый день ползет лениво, Перфокарта - прорези для И болтают нестерпимо подчеркивания членов На стене часы стенные предложения Языком неутомимо. 9. Коллективный способ обучения - карточка самоуправления. -Сейчас в коллективной работе вам придется открыть для себя много нового в этой части речи. Карточка самоуправления 1.Попробуйте изменить наречия. Сделайте вывод. 2. Попробуйте разобрать наречие лениво по составу. Сделайте вывод. Чем будет являться «о» в наречиях нестерпимо, неутомимо. 3.Выясните, с какой частью речи связано наречие в предложении. 4.Составьте полный рассказ о наречии. Вывод. 1-й ученик дает полную характеристику наречия по пунктам. 2-й ученик разбирает лениво и показывает, чем является « о » в остальных наречиях. Повторение вывода. 1.Наречие - неизменяемая часть речи - (на ватмане напечатаны сведения о наречии). 2.Отвечает на вопросы где? когда? как? куда? откуда? З.В предложении является обстоятельством. 4.Связано с глаголом. 5.Имеет на конце суффикс -о-, учитель дополняет : -а-, -е-, -у-, примеры: наверняка, излишне, наизнанку и др. -Дополним нашу памятку. Этимологическая справка Наречия поясняют глаголы. Наречие-это старое слово. Оно уже было в русском языке. И если мы обратимся к его этимологии, то выделим корень/ реч- /выделяет в теме/ Слово речь в древнерусском языке имело несколько значений, одним из которых было название части речи - глагол. Видимо, это не случайно, само слово "наречие" указывает на близость его к глаголу. 10.Закрепление нового материала. 1/Роль наречий в речи. -Но так ли важна эта честь речи в русском языке, если она всего лишь поясняет глагол? -Прочитаем с доски /предложения о двух деревьях/ Закрыты листом наречия , а сверху вопросы и открываются по мере ответов Дуб [как?] развертывается, Клен распускается жёлтый, ладошки утверждая свой лист, путь ма- листа, сжатые [как? и как?] висят ленький, но и в самом младен- подарками, честве своем какой-то дубовый. -Добавим наречия в предложения. /Открываются сначала вопросы/ Дети сами придумывают наречия. Учитель приходит на помощь: -Оказывается дуб выполняет свои действия сурово, а клен смущенно и крупно /Открываются карточки обратной стороной/. -Что добавили наречия в предложения?/точности/ -Обратите внимание, какие разные по характеру сами деревья и наречия, характеризующие их действия. -Сделаем вывод: наречия делают нашу речь более точной, конкретной -продолжают дети. 2/-Наречия способны подмечать особенности многих моментов нашей жизни. -Сегодня на уроке мне хотелось бы обратить особое внимание на моменты нашей жизни, связанные с природой, ее явлениями, состоянием. Ведь как прекрасен, памятен первый снег, радуга, рассвет. -Прослушайте тексты, догадайтесь, о чем они и запомните наречия. (один ученик выписывает на доске в столбик, остальные в тетради.) 1 .Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Бездумная воздвиглась арка В своем минутном торжестве. /Ф. Тютчев/ /Радуга/ 2.Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. /К. Паустовский/ /Первый снег/ -Мы определяли наречия на слух, а здесь сможете ли вы, не читая, увидеть их по составу слова? (наречия разобраны по составу) 3. Неохотно и несмело - Затем учитель читает Солнце смотрит на поля все стихотворение. Чу!3а тучей прогремело, Принахмурилась земля. /Ф.Тютчев/ /Перед грозой солнце/ -Выписывание наречий. Что же действует неохотно и несмело? Чтение стихотворения. Обобщение: -Действия чего поясняют наречия .? .........................., 3.Комментированный диктант. (Комментируют сильные учащиеся) -Но самый яркий, запоминающийся момент лично в моей жизни - рассвет, рассвет в день окончания школы. Вот когда по-настоящему серьезно я задумалась о смысле жизни. У вас, ребята, это еще все впереди. -Готовясь к уроку, я натолкнулась на отрывок из рассказа Б.Полевого и была поражена, что он описал тот самый рассвет, мой рассвет, ветренный, дождливый. Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. /По Б.Полевому/ 4Словарно- орфографическая работа В группах сменного состава, со-диалог – взаимодиктант по алгоритму:
-С этого момента я пускаю по классу свиток, в котором вы наречием ответите, дополните ответ о том, что такое жизнь. Жизнь - это труд, счастье, любовь и жизнь-это…. прекрасно. 1-й пишет учитель /слово "прекрасно"/ 5. Творческая работа -И начинают свою работу мыслители, художники, поэты - по 2 человека. Мыслители - напишут размышления о том, что наречия необходимы в нашей речи. Поэты - напишут стихотворение с наречиями .....далеко .............глубоко .......весело ...............высоко Художники - нарисуйте наречие 6. Расширение словарного запаса детей. 1в. -подобрать антонимы к наречиям холодно..... -самостоятельно звонко...... 2в-замените словосочетания фразеологизмом с наречием - устно. Встать рано - чуть свет, ни свет ,ни заря. 7.Самостоятельная работа в парах. Учебник «Русский язык 4 класс, часть 2 С,В.Иванов, М.И.Кузнецова и др. 2004г. 1 вариант- стр. 38 №3 выписать наречия, составить с ними предложение 2 вариант -. Выписать наречия, поясняющие, по вашему мнению состояние природы, составить с ними одно предложение. Одаренные учащиеся - Русский язык,5кл. М.М.Разумовская. Упр.646,с.252. Выписать наречия, пояснение действия грома и дождя, объединив их в одно предложение. (учебник используется на уроке дополнительно) 11.Итог урока. -Что нового узнали на уроке? -Определение части речи в зрительном диктанте. -Прошло 43 мин. урока. Задумайтесь о том, что они никогда не вернутся? -Не будете ли вы жалеть о попросту пройденном времени? -Каждое утро напоминайте себе: "Сегодня начинается первый день остатка моей жизни". -Хотелось бы, чтобы ваша жизнь соприкасалась только с хорошим, ведь жизнь - это прекрасно. /читается свиток/ Слово мыслителям, художникам, поэтам. 12.Домашнее задание. 1в - Выписать из словаря 5 наречий, придумать с ними предложения 2в - подобрать пословицы с этими наречиями. 13. Рефлексия. Пейзаж «Барометр настроения» Приложение. (Ответы детей) Мыслители: Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст. Свиток: Жизнь - это......... прекрасно незабываемо замечательно удивительно божественно изобильно хорошо красиво прелестно смешно |
Конспект урока русского языка в 4 классе Тема «Общее понятие о глаголе» Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов | Урок русского языка в 4 классе Тема «Наречие» «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе» | ||
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении.... | Урок русского языка в 7 классе. Повторение и обобщение темы «Союз» Оборудование урока: фотографии «Елгинские пейзажи»; таблицы и плакаты по теме «Наречие»; разноуровневые карточки; словари разных... | ||
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении.... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо | Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | ||
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? Цели: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы... | Конспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна... ... | ||
Урок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся» | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном... Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство» |