Скачать 67.05 Kb.
|
Урок русского языка во 2 классе (система Л.В.Занкова) Тема урока: Текст – что это такое ? Цели: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью теста. Развивать логическое мышление детей; Прививать интерес к предмету. Оборудование. Набор слов: «Логическая цепочка», «Однокоренные слова» Магнитофон с записью музыки П.И.Чайковского Иллюстрация – цветок «Яркие признаки текста» Алфавит с нумерацией букв Компьютеры Раздаточный материал (текст «Никита - охотник») Ход урока
- Закройте глазки, детки, послушайте музыку, настройтесь на работу (Звучит музыка П.И.Чайковского) Откройте глазки. Послушайте стихи А.С.Пушкина О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг. Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.) Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Исследуйте это предложение и объясните орфограммы. Дети называют орфограммы, а учитель подчеркивает их. Значения каких слов вам не понятны? (просвещенья, парадоксов, гений) Обратимся к «Толковому словарю» В.И.Даля и разберем значения этих слов. Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта; Парадокс – (греч. «неожиданный, странный») – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу; Просвещенье – распространение знаний, образование. - Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень. (Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно. ) - Проверьте у доски слова: чудный, чудо, чудак, чудить. - Подберите синонимы к слову чудный. (Прекрасный, красивый, великолепный) - Подберите антонимы к слову чудный (Некрасивый, плохой, неинтересный) - Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель читает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова) Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки – слоги – слова – предложения. Дети следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки. - Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки - В этой цепочке не хватает одного слова Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 9, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание. - Текст. - Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом? - Это тема нашего урока
- Прочитайте главный вопрос урока (на доске) Текст – что это такое? На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина? Приведите доказательства (Можно выделить основную мысль текста. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях )
На доске цветок с разноцветными лепестками. - назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные ) слова, абзац, тема. Основная мысль.) Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема- рисунок. - Объясните каждый признак. (Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка- структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова, по которым можно понять основную мысль текста.) Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту. И текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (тема, основная мысль)
На доске справа – деформированный текст, слева (закрыт )- правильный текст
- Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст) Один ученик читает вслух. - Можно ли назвать это текстом? Докажите. Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши предложения. Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске. - Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева. ) Что вы заметили? (Это текст, но у него нет заглавия) - Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.) - Придумайте концовку. - Докажите, что это текст. Объясните орфограммы в словах. - Проверим, какой получился текст у ребят, работающих на компьютерах. (за выполненную программу компьютер оценивает работы) -Кто сможет ответить на главный вопрос урока? -Предлагаю вам задание на выбор. Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 6 слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены предложения. Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 3 слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены предложения. Приступайте к работе. ( два ученика работают у доски) (обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. ) Проверка.
5. Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность. - Прочитайте текст на листочках. Никита – охотник. Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е.Чарушину) - Легко ли было читать текст? (Нелегко. Очень трудно. Ничего не понятно.) - Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.) - Граница – линия раздела между территориями, а в нашем случае мед\жду предложениями. Знаки препинания человек придумал в 15 веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. «Знаки препинания ставятся по силе разума!» - сказал он. Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников) Взаимопроверка. - Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (4) - Прочитайте текст. Докажите, что это текст. («Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.» Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль. ) - Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности) - Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски) 1. Одушевленные Неодушевленные Тигр кровать крокодил стол слон 2. Игрушки Мебель крокодил кровать тигр стол слон Проверка усвоения темы Тест «Верные и неверные высказывания» Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с учителем. Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак «+» - верное высказывание, знак «-» - неверное высказывание. Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены компьютером оценки. Тест
Работа по учебнику «Русский язык» А.В.Полякова, 2 класс (1-4) - Рассмотрите задание № 191 на стр.83. О чем хотите спросить у меня или у детей? - Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст. Гордился рыжий Львенок, Гордился рыжий Львенок Своей пушистой кисточкой На кончике хвоста. Наверно, я художник, Конечно, я художник, Раз у меня есть кисточка На кончике хвоста. (Г.Сапгир) Итог - Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Домашнее задание (по выбору) Дописать концовку к тексту «Никита - охотник» Придумать и записать свой текст на любую тему. |
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы Сегодня у нас новая тема. Вы видите, что строчка, где мы обычно записываем тему урока, пустует. Это ненадолго. А пока повторим пройденный... | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Уроку русского языка Направление «Начальная школа» Система «Развивающее обучение Л. В. Занкова» Урок проводился во 2 «А» классе моу лицея №11 г. Волгодонска учителем высшей категории Михайловской Ириной Ивановной | Урок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи» Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья? | ||
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | Урока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема... Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению | ||
Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: «Односоставные предложения» Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение... | Урок русского языка в 4 классе ро л. В. Занкова. Тема : обстоятельство времени ... | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: Большая буква в кличках... Ите текст на предложения. Прочитайте. Как при чтении показать, что предложение закончилось? | ||
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Подробное... Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Тема урока. Кол-во часов Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация | Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся» | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика.... Задачи: формирование умения определять речевую ситуацию текста, видеть стилистические особенности текста, создавать текст по заданной... |