Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ?





Скачать 67.05 Kb.
НазваниеУрок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ?
Дата публикации03.09.2014
Размер67.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок русского языка во 2 классе

(система Л.В.Занкова)

Тема урока: Текст – что это такое ?

Цели: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью теста.

Развивать логическое мышление детей;

Прививать интерес к предмету.
Оборудование.

Набор слов: «Логическая цепочка», «Однокоренные слова»

Магнитофон с записью музыки П.И.Чайковского

Иллюстрация – цветок «Яркие признаки текста»

Алфавит с нумерацией букв

Компьютеры

Раздаточный материал (текст «Никита - охотник»)
Ход урока

  1. «Вхождение» в тему урока.

- Закройте глазки, детки, послушайте музыку, настройтесь на работу

(Звучит музыка П.И.Чайковского)

Откройте глазки. Послушайте стихи А.С.Пушкина
О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.
Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.)

Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

Дети называют орфограммы, а учитель подчеркивает их.

Значения каких слов вам не понятны?

(просвещенья, парадоксов, гений)

Обратимся к «Толковому словарю»

В.И.Даля и разберем значения этих слов.

Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;

Парадокс – (греч. «неожиданный, странный») – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;

Просвещенье – распространение знаний, образование.

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.

(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно. )

- Проверьте у доски слова: чудный, чудо, чудак, чудить.

- Подберите синонимы к слову чудный. (Прекрасный, красивый, великолепный)

- Подберите антонимы к слову чудный (Некрасивый, плохой, неинтересный)

- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель читает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова)

Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки – слоги – слова – предложения. Дети следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки.

- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки

- В этой цепочке не хватает одного слова

Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 9, 20)

Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.

- Текст.

- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?

- Это тема нашего урока


  1. Раскрытие темы урока

  1. Главный вопрос урока

- Прочитайте главный вопрос урока (на доске)

Текст – что это такое?

На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.

Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина?

Приведите доказательства (Можно выделить основную мысль текста. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях )

  1. Работа со схемой- рисунком «Яркие признаки текста»

На доске цветок с разноцветными лепестками.

- назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные ) слова, абзац, тема. Основная мысль.)

Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема- рисунок.

- Объясните каждый признак.

(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.

Заголовок – заглавие, название.

Начало, основная часть, концовка- структура текста.

Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.

Ключевые (опорные) слова, по которым можно понять основную мысль текста.)

Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту. И текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.

Какой признак должен быть обязательно в тексте?

(тема, основная мысль)

  1. Работа с деформированным текстом

На доске справа – деформированный текст, слева (закрыт )- правильный текст

  • Обезьяна несла две полные горсти гороху.

  • Выскочила одна горошина.

Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все.

Выскочила одна горошина.

Обезьяна несла две полные горсти горошин. Она бросилась поднимать и просыпала все. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.

Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.


- Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст)

Один ученик читает вслух.

- Можно ли назвать это текстом? Докажите.

Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши предложения.

Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.

- Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева. )

Что вы заметили?

(Это текст, но у него нет заглавия)

- Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)

- Придумайте концовку.

- Докажите, что это текст.

Объясните орфограммы в словах.

- Проверим, какой получился текст у ребят, работающих на компьютерах.

(за выполненную программу компьютер оценивает работы)

-Кто сможет ответить на главный вопрос урока?

-Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 6 слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены предложения.

Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 3 слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены предложения.

Приступайте к работе. ( два ученика работают у доски)

(обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. )

Проверка.

  1. Физминутка.

5. Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

- Прочитайте текст на листочках.
Никита – охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е.Чарушину)

- Легко ли было читать текст?

(Нелегко. Очень трудно. Ничего не понятно.)

- Почему?

(Нет знаков препинания. Нет границ предложений.)

- Граница – линия раздела между территориями, а в нашем случае мед\жду предложениями. Знаки препинания человек придумал в 15 веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. «Знаки препинания ставятся по силе разума!» - сказал он.

Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников)

Взаимопроверка.

- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (4)

- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. («Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.» Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль. )

- Сделайте вывод.

(Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности)

- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили?

(Два ученика работают у доски)

1. Одушевленные Неодушевленные

Тигр кровать

крокодил стол

слон

2. Игрушки Мебель

крокодил кровать

тигр стол

слон
Проверка усвоения темы
Тест «Верные и неверные высказывания»
Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с учителем.

Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак «+» - верное высказывание, знак «-» - неверное высказывание.

Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены компьютером оценки.
Тест


  1. Текст состоит из предложений

  2. К тексту нельзя придумать заглавие

  3. Все предложения в тексте имеют границы

  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

  5. В тексте всегда о чем–то или о ком-то говорится

  6. Текст нельзя разделить на части

  7. Каждая часть текста записывается с красной строки


Работа по учебнику «Русский язык» А.В.Полякова, 2 класс (1-4)

- Рассмотрите задание № 191 на стр.83. О чем хотите спросить у меня или у детей?

- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.
Гордился рыжий Львенок,

Гордился рыжий Львенок

Своей пушистой кисточкой

На кончике хвоста.

Наверно, я художник,

Конечно, я художник,

Раз у меня есть кисточка

На кончике хвоста.

(Г.Сапгир)
Итог

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Домашнее задание (по выбору)

Дописать концовку к тексту «Никита - охотник»

Придумать и записать свой текст на любую тему.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы
Сегодня у нас новая тема. Вы видите, что строчка, где мы обычно записываем тему урока, пустует. Это ненадолго. А пока повторим пройденный...
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУроку русского языка Направление «Начальная школа» Система «Развивающее обучение Л. В. Занкова»
Урок проводился во 2 «А» классе моу лицея №11 г. Волгодонска учителем высшей категории Михайловской Ириной Ивановной
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья?
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема...
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема: «Односоставные предложения»
Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение...
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 4 классе ро л. В. Занкова. Тема : обстоятельство времени
...
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconКонспект урока русского языка во 2 классе Тема: Большая буква в кличках...
Ите текст на предложения. Прочитайте. Как при чтении показать, что предложение закончилось?
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconПлан-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Подробное...
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconТема урока. Кол-во часов
Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? iconУрок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика....
Задачи: формирование умения определять речевую ситуацию текста, видеть стилистические особенности текста, создавать текст по заданной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск