Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы





Скачать 34.49 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы
Дата публикации16.08.2014
Размер34.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок русского языка в 5 а классе.

Тема: Омонимы.

Цель:

  • Познакомить учащихся с омонимами, научить различать омонимы и многозначные слова

  • Развивать мышление на основе анализа (всестороннего разбора) и синтеза


Ход урока.

  1. Оргмомент (приветствие, запись числа).

Сегодня у нас новая тема. Вы видите, что строчка, где мы обычно записываем тему урока, пустует. Это ненадолго. А пока повторим пройденный материал.

  1. Повторение.

  1. Мини – опрос.

  • Какие слова называются многозначными?

  • В чём особенность многозначных слов? (сходство в значениях, тесно связаны по смыслу)

  • Приведите примеры многозначных слов.

б) Третий лишний.

В ряду слов найдите слово, отличающееся от 2-х других каким-то признаком. Подчеркните его, объяснив свой выбор

Айсберг, маяк, земля Флора, игла, планёр

  1. Объяснение нового материала.

На доске заранее размещены рисунки.

Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»

Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.

У предметов, называющихся крАнами, - никакого сходства в значении нет.

Слова КРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами. Это и есть тема нашего урока, запишем её.

Слово омоним – новое слово. Пополним им ваш лексикон.

  1. Словарная работа.

Этимология слова. Составление с ним предложений (устно).

  1. Работа с учебником.

Чтобы побольше узнать об омонимах, обратимся к учебнику. С 317, § 40

  1. Работа со словарём.

Выпишите из «Школьного толкового словаря» Лапатухина пару омонимов и дайте краткое толкование.

Н – р, боксёр – спортсмен, боксёр – порода собаки.

  1. Закрепление.

Омонимы часто используются для создания весёлого, шутливого настроения. Ваши товарищи приготовили для вас сценку.

  1. Инсценировка рассказа Н.Сладкова «Овсянка»

  • Понравилась сценка?

  • Почему мальчики долго не понимали друг друга?

б) Упражнение на развитие мышления

На доске записаны слова в 3 столбика. Составьте СС со словами, которые находятся в центре, и соедините их [

птичья

клетка

математическая

барабанная

наряд

девичья

праздничный

дробь

грудная

острая

коса

милиции

  1. Физкультминутка

  2. Работа с текстом.

На партах разложен текст «Главное слово». Чтение и анализ.

Хотите, я расскажу вам сказку? Я слышала её от своей бабушки.

Есть на белом свете Золотая Дверь. Если её распахнуть пошире, то все люди на Земле будут счастливы.

И вот однажды к этой Двери съехались мальчики и девочки со всего света. Одни приехали из стран, где яркое небо, солнце и пальмы. Другие – с Крайнего Севера, где вечная мерзлота.

Дети окружили Золотую Дверь и увидели флажок. На нём было написано: «Чтобы Дверь открылась, нужно сказать главное слово».

Одна девочка сказала:

- Я живу в пустыне. Кругом один песок, горячий, как огонь. Вода встречается редко. А без воды жизни нет… Главное слово – вода!

Но Дверь не открывалась.

Тогда заговорил мальчик:

- В тех местах, где живу я, - настоящее царство мерзлоты. Много месяцев висит над землёй полярная ночь. Без света, без тепла мы бы давно погибли. Главное слово – огонь!

Но дверь и теперь не открылась.

Одна маленькая девочка прошептала:

- Я знаю! Это хлеб. Без него все умрут с голоду.

Дети с надеждой посмотрели на Дверь. Она была заперта.

И тогда мальчик уверенно проговорил:

- Я знаю это слово! Оно коротенькое, но самое важное. Это – МИР! Мир – это радость. Мир – это синее небо и жаркое солнце. Мир – это хлеб и вода. Мир – это счастливые люди.

Золотая Дверь торжественно распахнулась.

  • Кто главные герои сказки?

  • Откуда они приехали?

  • Зачем хотели дети открыть Золотую Дверь?

  • Что нужно было сделать для этого?

  • Какие слова дети считали главными?

  • Почему Дверь не открывалась?

  • Какое слово самое главное для всех детей на планете?

  • А почему?

  • Встретились ли вам в этом тексте омонимы? Выпишите.

  1. Обобщение.

Чтение стихотворения Я.Козловского «Вы откуда, молодцы?»

  • О каких молодцах идёт речь в стихотворении?

  • Что называется омонимами?

  • Чем различаются омонимы и многозначные слова?

  • Где чаще всего используются омонимы?

  1. Выставление оценок за урок с комментариями.

  2. ДЗ (дифференцированное):

1 группа – § 40. Упр. 319

2 группа – выписать из худ. л-ры 5 пр – й с омонимами, кратко объяснить их значение

3 группа – сочинить 3 загадки с омонимами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 6 классе» Тема: «Омонимы и многозначные слова»
Сегодня мы с вами будем работать с одним из самых интересных разделом русского языка. А с каким вы узнаете сами, решив кроссворд....
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУчитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы...
...
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск