Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой





Скачать 46.99 Kb.
НазваниеПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Дата публикации22.06.2014
Размер46.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Приложение 5.

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах. Разумнее всего перед изучением этой темы провести урок повторения сведений о глаголе, не предусмотренный данной программой.

Цель урока:

- познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия,

  • формировать умение отличать причастие от других частей речи.

Информационные источники: учебник «Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. С.Н.Пименовой. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – стр.18-19;

- презентация урока на CD-диске.
Тема: «Понятие о причастии».
Ход урока

  1. Актуализация знаний.


Учащимся предлагается игра «Найди лишнее слово».

(Слайд 2).

А) Глиняный, смеющийся, соломенный, стеклянный.

Б) Склонить, выпить, приклеивший, залепить.

  • Объясните, почему эти слова вы считаете лишними? Попробуйте определить, к какой части речи они относятся? Чем вызвано ваше затруднение?


2. Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 1).

- Тема сегодняшнего урока – «Причастие». Вспомните уроки, посвященные изучению частей речи, и сформулируйте цели урока. (Познакомиться с грамматическими признаками причастия, учиться отличать причастие от других частей речи).

  • По поводу причастия у ученых до сих пор нет определенного мнения. Одни считают его особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. Почему же такое происходит? Попробуйте дать ответ на этот вопрос в конце урока.




  1. Объяснение нового материала.


А) (Слайд 3).

- На дворе прекрасное время года – золотая осень. Сегодня осень пришла к нам на урок. Посмотрите на экран и назовите признаки листка по форме, цвету и т.д. Какую часть речи вы для этого используете? (Прилагательное). Какие это признаки для предмета - постоянные или изменяющиеся? (Постоянные).

- Посмотрите на второй рисунок. (Включить анимацию). Какой процесс происходит? Что делает листок? (Желтеет). Какую часть речи мы используем? (Глагол).

- Какой признак приобретает листок по действию, которое он совершает? (Желтеющий). Что может еще произойти с листком? (Упадет, пожелтеет и др.). Какие признаки приобретет листок по этим действиям? (Упавший, пожелтевший и др.). Это постоянные или изменяющиеся, временные признаки? Когда приобретает их предмет? (Временные, пока совершается действие).

- Как вы думаете, какую часть речи мы использовали, когда описывали временные признаки предмета? Правильно, причастие.

Придерживаясь традиционной точки зрения на причастие, будем определять его как особую часть речи.

Сделайте вывод: что такое причастие?

С какими частями речи можно спутать причастие? Как его узнать?

Составление памятки «Узнаем причастие» (запись в тетрадь) (слайд 4):

  1. Вопрос «какой?».

  2. Образовано от глагола (можно сказать «тот, который…»).


Б) Анализ языкового материала. Работа по группам.
I группа (сильные учащиеся).

Самостоятельная работа с текстом на слайде 5. Задание: найти причастия, определить их синтаксическую роль, выписать, произвести морфемный разбор.
II группа (средние и слабые учащиеся). Работа с учебником под руководством учителя. Устное выполнение упр.37(1,2) стр.18.
Проверка работы I группы. (На слайде выделить причастия). Все ли причастия вы нашли? Каким членом предложения они могут быть? Какие суффиксы причастий вы выделили?

Вы, наверное, заметили, что суффиксы причастий не похожи на суффиксы других частей речи. Поэтому причастие можно отличить еще и по суффиксу.

(Слайд 6). Вот эти суффиксы.
В памятке «Узнай причастие» (слайд 6) появляется 3-й пункт:

3. Суффикс (запись в тетради).

- Спишите их и запомните. Они будут вашими помощниками в определении причастий.
4. Закрепление изученного материала.
А) Работа с учебником.

I группа: упр.39 (устно, с самопроверкой по «ключу»), упр.40 (письменно).

II группа: упр.38 (первые 3 слова выполнит 1 ученик у доски, следующие 3 слова – с комментированием с места, остальные самостоятельно – самопроверка по ключу).
Проверка работы I группы: чтение вслух составленных словосочетаний с причастиями по упр.40. Выясняем, у кого больше?


  1. Диагностика усвоения материала.


Выполнение теста, который может быть распечатан, выведен на экран или помещен в компьютер. I вариант предназначен для сильных учащихся, II вариант – для остальных. (Учащиеся могут сами выбрать подходящий для себя вариант).
I вариант
I. Найти словосочетание «прил.+ сущх

1. Стареющий человек; 4. свежие семена;

2. чернеющая смородина; 5. склонившаяся береза;

3. седеющие волосы; 6. желтеющая рожь.
II. Найти словосочетание «прич. + сущ.х»

1. Черная смородина; 4. светлеющее небо;

2. багровый закат; 5. колосистая рожь;

3. горячая печь; 6. желтая краска-
III. Найти словосочетания «прич. + сущ.х»

1. Желтым светом; 4. заросший пруд;

2. желтевшим светом; 5. мокрый снег;

3. тающим снегом; 6. белый платок.
IV. Найти словосочетания «прич. + сущ.»

1. Дремучий лес; 4. летящий шар;

2. дремлющий старик; 5. горячее молоко;

3. летучий газ; 6. горящее полено.
V. Найти словосочетания «прич.+ сущ.х»

1. Седые волосы; 4. белый лист;

2. седеющие пряди; 5. колосистая рожь;

3. белеющий снег; 6. колосящаяся пшеница.


II вариант

I. Укажите причастие.
1. Зеленоватый; 4. синея;

2. зеленеет; 5. синеет;

3. зеленеющий; 6. синеющий.
II. Укажите словосочетание «прил.+сущ.х»
1. Зимняя дорога; 4. растаявший лед;

2. зимующие птицы; 5. замолкшие голоса;

З. замерзшая река; 6. голубенький кувшин.

III. Укажите словосочетание «прич.+сущх»
1. Буйное море; 4. летящий самолет;

2. зеркальная поверхность; 5. удивительный дом;

3. спускающаяся девочка; 6. изумительный вкус.
IV. Найдите в предложении причастие.

1 2 3 4 5 6 7 8

Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке.
Проверка: - Кто справился? Кому еще надо найти дома время, чтобы выучить материал урока?


  1. Домашнее задание.


А). Упр. 42, рассказ о причастии по плану (слайд 7).

Б). Составить сказку о причастии (по желанию).


  1. Итог урока.

- Почему до сих пор мнение ученых о причастии не определилось?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок,...

Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки русского языка по программе В. В. Бабайцевой предполагают знакомство со сложным предложением в 5 классе. В 9 классе изучается...
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconПланирование уроков русского языка в 9 классе на 119 часов (3,5 часа...
Планирование уроков русского языка в 9 классе на 119 часов (3,5 часа в неделю) по умк в. В. Бабайцевой и др
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа ХХI века»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения....

Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconЧиранова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка, математики, чтения в 1 классе по программе «Школа 2100»
Цель: ученик научится систематизировать знания по русскому языку, математике, чтению
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск