Скачать 45.39 Kb.
|
Петенко Раиса Матвеевна Учитель русского языка и литературы МОУ лицей «Морской технический» 9 класс Урок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном тексте. Цели урока:
Ход урока:
В «Кратком справочнике по современному русскому» под редакцией П.А. Леканта даётся следующее определение метафоры: Метафора (греч. metaphora) – перенос названия с одного предмета (явления, действия, признака) на другой на основе их сходства, сравнения, аналогии. Объекты действительности могут быть сходными внешними признаками – формой: хвост поезда, нос лодки, подошва горы; цветом: белок глаза, золотые волосы; характером движения: гусеница трактора, кобылка (саранча); издаваемыми звуками: кукушка (небольшой маневровый паровоз); функцией (дворник на ветровом стекле автомашины). При помощи метафоры говорящие могут устанавливать также сходство между явлениями материального мира и явлениями, недоступными непосредственному наблюдателю, обозначая эмоции, мысли, виды деятельности человека: червь сомнения, волна гнева, цепь рассуждений; Явления общественной жизни: гонка вооружений, замораживание цен; научные понятия: поток скорости, механизм формирования значения, полифонический роман и т.п.; таким способом формируются новые понятия и возникают их названия. Метафора может вносить в слово элемент оценки. Например, прямая, кривая линия – нейтральная оценка, а прямой ответ – положительная, кривая улыбка – отрицательная; холодная, горячая, тёплая вода – нейтральная оценка, а холодный приём – отрицательная, тёплое письмо, горячее участие – положительная. При метафоре структура слова может оставаться прежней: он ест мясо – дым ест глаза; сердце бьется – в сердце Африки, либо меняться путём добавления к основе аффиксов: ржавчина разъедает металл; сердцевина, сердечник (внутренний стержень.) 2. Слово учителя. С точки зрения стилистической окраски и использования в языке метафоры делятся на три группы: 1) метафоры, утратившие образность, которая была при переносе названия: ручка двери, ушко иголки, хвост очереди, корень слова, часы идут. Подобные слова с переносным значением практически ничем не отличаются от слов в прямом значении. Вторичные значения таких слов – прямые. Это языковые (сухие) метафоры. 2) метафоры, сохранившие в языке образность: атмосфера доверия, солнечные ванны, надергать цитат, бисерный почерк. Вторичные значения таких слов – переносные. Это «живые» метафоры. Их главное назначение не только назвать какое-то явление, но и пробудить в сознании читателя неожиданный, неповторимый образ, который бы открыл новое видение мира, человека, новые связи между явлениями. 3) авторские, индивидуально-стилистические метафоры: Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. (А.Пушкин.), Заплаканная осень, как вдова. ( А.Ахматова.), Туча кружево в роще связала. (С.Есенин.). Такие образные метафорические значения слов не входят в язык, а свойственны лишь данному употреблению этих слов.
использованию в языке?
1) Ночь мягкая, как филин, вылетела из гнезда. (В.Луговской.) 2) Ночь кинулась птицей чёрной на отсветы зорь золотых. (А.Белый.) 3) Заря, как клещ, впилась в залив. (Б.Пастернак.) 4) Рассвет летел, как сизый, плавный ястреб. (В.Луговской.) 5) Рассвет холодною ехидной вползает в ямы. (Б.Пастернак.) 6) И над всем блистающим Парижем Дождь метался, гриву распустив. (В.Луговской.) 3. Проанализируем вместе предложения (6, 2). Используя метафору, автор стремится достаточно точно обрисовать ассоциативные ситуации, но и в то же время рассчитывает на фантазию читателя. В метафорическом высказывании В. Луговского (предложение 6) порывистость, стремительность, меняющееся направление ветра понятны не только благодаря слову метался, но и потому, что дождь ассоциируется с живым существом с длинными волосами (гривой), отсюда и представление о струях дождя – длинные, путаные. Воссоздаваемая картина производит эмоциональное впечатление неспокойного, тревожного состояния. В метафорическом высказывании А.Белого (предложение 2) Ночь кинулась птицей чёрной на отсветы зорь золотых ассоциативная ситуация позволяет представить не только внезапность, быстроту наступления ночи, но и определённую степень её агрессивности (кинулась на отсветы зорь). 4. По аналогии проанализируйте самостоятельно предложения 1),3),4), 5). 5. Прочитайте стихотворные строчки Ф.И.Тютчева, подумайте, удалось ли автору создать полноценный художественный образ. 6. Найдите строчки, в которых автор использует метафору. Удачно ли это сделано? 7. Какие ещё тропы вы увидели в этих в этих четверостишиях? Ещё шумел весёлый день, Толпами улица блистала, И облаков вечерних тень По светлым кровлях пролетала. Украдкою в моё окно Глядело бледное светило, И мне казалось, что оно, Мою дремоту сторожило.
И золотеющая осень, В берёзах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок.
|
Тема: Составное глагольное сказуемое ... | Сидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы... Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола | ||
Метафора Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство. Аристотель... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Урок физики с использованием компьютерных технологий 7 класс Провела... Цели урока : дать понятие равномерного инеравномерного движения; дать понятие скорости и записать формулу для ее расчета. Выразить... | ||
Урок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми | Исследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать... Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений | ||
Урока: Тематические группы слов Цели урока Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое... | Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении.... | ||
Конспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о... Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным... | Урок русского языка в 6 классе учебник Ссч двух групп: «прич. + сущ.», «прич. + сущ.», «прич. + нар.»; 2 дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому... | ||
Тема урока Тип урока Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный... | План урока тема урока «Нефть» ... | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «О языке глокой куздры и частях речи» Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | Тема: «Системы распознавания текста» Цели урока Цели урока: дать учащимся представление об orc – программах распознавания текста, познакомиться с возможностями данных программ | ||
Урока по русскому языку в 8 классе Тема урока: Обстоятельства, выраженные... Цель: Расширить представления учеников об обстоятельстве, его видах; повторить понятие о деепричастном обороте и дать понятие об... | Конспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева... Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений |