Скачать 34 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «О языке глокой куздры и частях речи» Цели урока: 1) повторить части речи; 2) совершенствовать умение определять принадлежность слова к той или иной части речи; 3) развивать словарный запас и речь учащихся. Ход урока
Учитель называет тему урока и с серьёзным видом её записывает. Учитель. В названии урока есть что-то непонятное для вас? Учитель. Какие языки вы знаете? Ученик. Английский, испанский, компьютерный, азбуки Морзе и т.д. Учитель. А сегодня мы познакомимся с самым, по-моему, интересным языком для учителя русского языка, который хочет научить учеников различать части речи. Язык глокой куздры изобрёл для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. Учитель. Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов. Ученик. Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для той или другой части речи. Учитель. Кто начнёт? Алгоритм работы следующий:
Глокая – какая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание –ая указывает на ж.р., ед. ч. прилагательного. Куздра – кто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание –а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного. Штеко – как? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс –о- неизменяемого слова – наречия. Бокра – кого? Окончание –а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха), а не на предмет. Начальная форма бокр – существительное одушевлённое. Будланула и курдячит: будланула – что сделала? – обозначает действие (боднула, толкнула), суффикс –л- и окончание –а указывают на форму прош.вр., ж.р. глагола; курдячит – что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание –ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глагола; и – союз, связывающий однородные сказуемые. Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк- в сочетании с окончанием Р.п. –а указывает на существительное одушевлённое, обозначающее детёныша (телёнка, котёнка). Н.ф. – бокрёнок. Учитель. Как же «перевести» фразу на русский язык? Вариантов много. Предложите свой. Академик Щерба «перевёл» так: Грозная тигрица смело отогнала буйвола и грызёт буйволёнка. Эта загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогла нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова даёт возможность определить, какой частью речи является слово. Учитель. Но в этом предложении отсутствует множество частей речи. Сколько у нас пальцев на двух руках? Запомните, что всего главных и служебных частей речи – 10. Учитель. Итак, назовите ещё раз знаменательные, главные части речи. Учитель. Назовите служебные части речи, помогающие выразить чувства? Связать между собой однородные члены и простые предложения в сложные?
Учитель шифрует только орфограммы. Учитель. Занимательную сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» все, конечно, читали? После многих приключений Алиса решила проверить, помнит ли она, чему её учили в школе. Перед написанием прочитаем его, подражая смышлёной, но растерявшейся девочке. Огорчение Алисы - П.пробую-ка, знаю (ли) я все те вещи, которые знала раньш. . Ну так вот: четырежды пять – двена(?)цать, четырежды шесть – трина(?)цать… Впрочем, т.блица умн.жения никакого зн.чения (не) имеет. П.пробую-ка г.ографию. Лондон – ст.лица Парижа, а Париж – ст.лица Рима. Нет, это всё неверно, я чу(?)ствую… Учитель. Докажите, что этот текст юмористический. Объясним и проверим все «ошибкоопасные» места. Кто не сделал ни одной ошибки? Одну? Две? Учитель. Назовите по порядку все части речи в монологе Алисы.
Учитель. Части речи строят нашу речь, помогая оформить мысль. Продолжите мои выводы: Уберите из языка все существительные – и…(можно отвечать с юмором:…вода перестанет идти из водопровода). Уберите из языка все прилагательные – и… Уберите все глаголы – и… Уберите предлоги и союзы – и…(рассыплются наши мысли, планы, мечты). Учитель. Части речи изучает стройная и красивая наука – морфология.
|
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Урок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | ||
Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Тема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание ... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Григорьева А. В Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить... | Конспект урока ... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Конспект открытого урока русского языка в 6 классе. Тема: «Повторение... Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Конспект урока русского языка в 8 классе учительницы русского языка... Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни, и спокойной смерти он тоже не получает? | ||
Конспект занятия в подготовительной группе по аппликации тема: «бабочки» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке... | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова |