Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя
общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением французского языка имени 6-ой Орловско-Хинганской стрелковой дивизии г. Орла
КОНСПЕКТ УРОКА
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в 1 КЛАССЕ (1-4)
по программе развивающего обучения
системы Л.В.Занкова Тема урока:
Звуки (л), буквы Л, л
Можина Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
Орел Тема. Звуки (л), (л’) буквы Л, л. Цели: - знакомство со звуками (л), (л), буквами Л, л;
- упражнение в распознавании звуков (л), (л’);
- развитие фонетико-фонематического слуха;
- обучение чтению слогов с буквами Л, л;
- повторение изученных букв;
- проведение пропедевтической работы по изучению новых букв;
- развитие речи. Ход урока.
I Организационный момент. II. Повторение. 1. Чтение с доски по цепочке.
Тук, тук, тук! Кто вот тут?
Кто тут вот? Тут вот кот.
Тут как тут. Кот как кот
Кот так кот! Вот так вот.
- О ком это стихотворение? Сколько в нем предложений? Чем они похожи? Как пишется первое слово в предложении? Какими знаками показан конец предложения? Как читать предложение с восклицательным знаком? С какой интонацией надо читать предложение со знаком вопроса? Посмотрите на текст. Какую букву мы ещё не изучали? Покажите её в тексте. Скоро мы с ней будем знакомиться. 2. Игра «Буква заблудилась».
- А теперь давайте вспомним буквы, которые мы уже изучили. Посмотрите на «домик букв». Что вы заметили? ( «И» заблудилась, оказалась среди согласных). Куда нужно ее поселить? ( На красное поле). Почему? (Она гласная). Почему она так называется? (Она обозначает гласный звук). Прочитаем остальные гласные. «И поселим рядом? (Нет, она обозначает мягкость предшествующих согласных, а остальные буквы – твердость). Споем «Песенку гласных».
- Прочитайте буквы на синем поле. Какие это буквы? Почему они так называются? Сколько звуков обозначает каждая согласная буква? Чем гласные звуки отличаются от согласных? 3. Игра «Полубуковка».
- Что вы видите? Восстановим буквы по их половинкам. Прочитаем буквы. III. Знакомство со звуками (л), (л’), буквами Л, л.
Выделение звуков и их характеристика.
а) Отгадайте загадку.
С ножками, а без рук,
Со спинкой, а без головы (стул).
- Нарисуйте схему слова в тетрадях. Проверим у доски. Слогозвуковой анализ слова. Дадим характеристику последнему звуку (л). Почему его обозначили синим квадратиком? Кто нашел у себя ошибку? Исправьте! Напечатаем слово.
б) Еще одна загадка
Есть ее не будешь ложкой,
Но ее огромна роль.
Чтоб вкусней была картошка,
Мы в нее добавим… (соль).
Аналогичная работа по выделению и характеристике звука (л).
Упражнение в распознавании звуков (л), (л’).
а) Игра «Узнай звук».
- Я буду называть слова. Если услышите (л) – приседайте, если (л') – хлопайте. Будьте внимательны!
Слон, лиса, олень, лошадь, волк, верблюд, лось, белка, медведь.
- Почему на последнем слове не присели и не хлопнули?
- Как назвать одним словом тех, кого я перечислила?
б) Игра «Звуки-братья» ( с мячом).
- Я буду называть слова с твердым звуком (л), а вы заменяйте его на мягкий звук (л’).
Угол, мел, жал, дал, стал, мыл, галка, палка, лук.
Обозначение звуков (л), (л’) буквами Л, л.
а) – Какой буквой мы обозначили в словах звуки (л), (л’)? Эта буква называется «эль», но мы пока будем называть её так же, как и звук (л).
- Сколько букв нам понадобится? Для чего нужна заглавная?
Найдем их место в алфавите. Куда поселим букву Л? Почему?
б) – Рассмотрите буквы. На что похожа буква Л?
Алфавит продолжит наша буква Л- лесной шалаш.
Люди, видите слона? Хобот есть. Нога видна.
в)- Напечатаем буквы: Л, л.
Буква Л- инвалид, ножка левая болит. IV. Обучение чтению слогов.
Игра «Загрузи кораблик»
- Наш кораблик с буквой Л отправляется в плавание. Назовем его «Ласточка». Загрузим его пассажирами на букву Л. На корабле будут плыть люди (Лена, Лёша, Лариса, лыжник, лётчик), птицы (ласточка, лунь, лебедь), звери (лось, лиса, лошадь, лев).
2. Игра «Капитаны»
- Заведем наш кораблик в порты. Капитаны громко называют порт - гласную, а затем дают гудок – слияние.
3. Игра «Доскажи до слова».
- Читаем по карточке слог- слияние с проговариванием гласной и договариваем его до слова (ла, ло, лу, лы, ли, Ла, Ли, Лу).
4. Чтение слогов по «Русской азбуке» (с.63)
- Прочитайте слоги с твердым звуком (л). Какие гласные указывают на твердость согласного? С мягким звуком (л’)? Как обозначена его мягкость? Напечатаем слоги. Подчеркните синим цветом буквы, обозначающие твердый согласный, зеленым - мягкий согласный. 5. Придумаем чистоговорки. V. Физминутка. Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки
Наклонились влево, вправо…
Получается на славу! Молодцы! VI. Упражнение в чтении.
1.Чтение слов с пометками ( с доски)
а) - Кого вы видите на картине ? ( Девочку). Что она делает?
(Укачивает куклу). Прочитаем слова с пометками (по цепочке): кукла, куклы, катала, катал, уснула, уснули, уснул.
б) – Прочитайте слова с пометками по учебнику (с.63) в парах друг другу.
2. Чтение предложений.
- Прочитаем рассказ. ( «Русская азбука», с.63).
- О ком этот рассказ? Что делает Оля? Что произошло с куклами?
3. Чтение стихотворения по карточкам у доски ( читающими детьми).
а) Лена куклу нарядила: платье новое ей сшила.
На подол и рукава пристегнула кружева.
б) Куклу хвалят все игрушки:
- До чего красив наряд!
в) Лену хвалят все подружки:
- Вот портниха!- говорят.
- Как зовут девочку? За что её похвалили? VII. Подведение итогов.
- С какими новыми звуками мы познакомились на уроке?
Какие они оба? Чем отличаются? Какой буквой будем их обозначать на письме?
- Урок окончен. |